§

Решения Общественного совета при Росздравнадзоре

Внесено на рассмотрение Совета Саверским  А.В.

Утверждено очным голосованием Совета
Протокол заседания Совета
№ 2 от 13.12.06.

РЕШЕНИЕ № 1 от 13.12. 2006.
(с изменениями и дополнениями от 10.01.2007.)
"Об устранении дискриминации беременных и новорожденных без родовых сертификатов"


Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ № 701 от 28.11.2005 г. и Приказу Минздравсоцразвития РФ № 5 от 10.01.2006 г. родильные дома не вправе выписывать беременным женщинам родовые сертификаты и даже получать их бланки, - это могут делать только женские консультации.

Эта ситуация приводит к дискриминации в роддомах прав женщин, не получивших сертификат в женской консультации, что является недопустимым.

Согласно Правилам финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 852 от 30 декабря 2005 г. "6. Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют оплату услуг из расчета: … 5 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам во время родов, за каждую женщину, получившую такие услуги. 7. Оплата услуг осуществляется на основании талонов родового сертификата - документа, выдаваемого женщинам врачами учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов, при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более при явке к врачу на очередной осмотр".
 
Женские консультации также получают свою плату за ведение беременности.

Согласно указанным Правилам: "Настоящие Правила определяют порядок финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (далее - учреждения) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов (далее - оплата услуг), за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

Таким образом, согласно указанному Постановлению Правительства РФ у родильных домов, которые и являются учреждениями, оказывающими женщинам медицинскую помощь во время родов, есть право на получение указанных средств, и указанное Постановление Правительства РФ предполагает безусловную оплату, как за период беременности, так и за роды, отдельно и независимо одно от другого.

Поскольку сертификат является основанием для оплаты медицинских услуг, то родильный дом не заинтересован в том, чтобы оказывать женщине без сертификата медицинскую помощь, поскольку в таком случае будет оказывать ее бесплатно при наличии права получить за это деньги. Это неизбежно приводит к дискриминации рожениц, не вставших на учет по беременности в женской консультации и не имеющих, по этой причине, сертификата. Родильный дом в этой ситуации принимает все меры к тому, чтобы женщина принесла сертификат сама, что служит препятствием доступности и своевременности медицинской помощи гражданам. Пациентки оказываются "крайними" в выяснении отношений между двумя хозяйствующими субъектами - родильным домом и женской консультацией: им грубят и относятся, как к людям "второго сорта", ставя порой нормальное течение родов под угрозу.

Кроме того, в установленных приказами Минздравсоцразвития РФ порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, - получение денег одним хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги (родильным домом), ставится в зависимость от правильных действий или бездействия другого хозяйствующего субъекта (женской консультации). Такая зависимость не правомерна, поскольку нарушает принцип независимости субъекта гражданских прав (родильного дома) от другого субъекта (женской консультации), что приводит к нарушению права родильных домов на получение оплаты за услуги, и прав рожениц на своевременное получение этих услуг, поскольку они не оплачиваются.

Предложенный Минздравсоцразвития РФ порядок не решает заявленную им задачу стимулирования преемственности наблюдения женщины при беременности и в родах, поскольку беременной женщине безразлично, получит роддом деньги за ее роды или нет, - она об этом может и не знать, по крайней мере, пока не столкнется с роддомом, когда уже поздно получать сертификат. Кроме того, роддом не может заставить беременную женщину на этапе беременности встать на учет в женскую консультацию: у него нет для этого ни ресурсов, ни опыта, ни возможности, - и, в целом, стимулировать утвержденным порядком выполнение подобной задачи роддомами, не логично. Необходимо создавать иные механизмы стимулирования преемственности, в частности, информационные через СМИ.

Согласно Приказу № 730 от 25 октября 2006 года Минздравсоцразвития РФ с 1 января 2007 года медицинское обслуживание в первый год жизни ребенка также будет оплачиваться за счет родового сертификата, у которого появится третий талон, предназначенный для педиатрических служб. Признавая положительную сторону этого предложения, необходимо в создаваемом порядке предусмотреть также возможность педиатрической (неонатологнческой) службы выписывать родовой сертификат и получать за это деньги вне зависимости от женской консультации и родильного дома, которые беременная женщина, роженица, родильница может миновать.

Установленным порядком не урегулирована оплата медицинской помощи, оказанной женщинам, попадающим в роддома на сохранение беременности. Расходы на этот этап лечения, который порой значительно дороже самих родов и является более трудоемким, не предусмотрены системой родовых сертификатов.

Исходя из изложенного Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ:  

РЕШИЛ

1. Принять к сведению справку "О дискриминации беременных женщин, поступающих в родильные дома без родовых сертификатов, вследствие нарушения права роддомов выписывать родовые сертификаты и получать по ним причитающиеся денежные средства" и письмо Союза педиатров России № 085 от 12.12.06..

2. Считать выявленную проблему актуальной.

3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ принять меры по устранению дискриминации беременных женщин, поступающих в родильные дома без родовых сертификатов, и дискриминации их детей, возникающей в связи с нарушением права роддомов выписывать родовые сертификаты и получать по ним причитающиеся деньги за оказываемую медицинскую помощь беременным женщинам (независимо от срока беременности), роженицам и родильницам, а также новорожденным, родившихся живыми, если по какой либо причине родовой сертификат не был оформлен в женской консультации.

4. Довести данное решение до сведения заинтересованных организаций и лиц. Ответственный: Старченко А.А., срок: 24 января 2007 года

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Саверского А.В.

 

Председатель                           Саверский А.В.

Ответственный секретарь      Старченко А.А.