с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Медкарты строгого режима
14 Сентября 2016 г.

«Медицинские карты являются собственностью поликлиники и на руки пациентам не выдаются!» - подобные объявления висят у регистратур большинства московских амбулаторий. МОСЛЕНТА разбиралась, насколько законно это положение, вызывающее постоянное возмущение пациентов?

 

324796b3fd8f55546f02f6c1dde05f7e4329f531

Буква закона

Запрет на выдачу медицинских карт на руки появился не вчера. Правила хранения амбулаторных карт пациентов прописаны в действующем до сих пор приказе №255 Минздравсоцразвития РФ (ныне Минздрав РФ) «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» от 22 ноября 2004 года, а также в письме Минздравсоцразвития от 22.11.2004 №734/MЗ-14 «О порядке хранения медицинской карты». Согласно этим документам, амбулаторная карта является юридическим и финансовым документом, который должен храниться в регистратуре, без доступа посторонних лиц.

Причина столь строгого порядка проста: врачебная тайна. Очень часто информацией о состоянии здоровья человека интересуются совершенно посторонние лица. Например, возможные наследники, представители различных полулегальных риэлтерских контор и даже недруги-коллеги. В практике многих врачей есть случаи откровенно противоправных попыток получить данные медицинской документации.

При этом в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», больной имеет право получить в доступной для него форме информацию о состоянии своего здоровья. Для того, чтобы ознакомиться со своей медицинской документацией, сделать с них копии и выписки, пациент или его законный представитель должны обратиться с письменным заявлением на имя главного врача. Копии первичных медицинских документов или выписки из них оформляются в двух экземплярах в срок не более двух рабочих дней со дня подачи письменного заявления пациентом (при оказании ему плановой медицинской помощи) и в течение одного рабочего дня, если речь идет о помощи экстренной и неотложной.

Порядка нет

Это в идеале. На практике этот алгоритм, который, кстати, нигде четко не прописан, работает далеко не всегда.

«К нам нередко обращаются люди с жалобами на невозможность получить информацию о состоянии своего здоровья и тактике лечения, - говорит президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – И универсального решения проблемы пока, увы, нет. Мы давно выступаем с предложением упорядочить этот процесс. Но внятного ответа на этот вопрос так и не получили».

Давно пытаются решить эту проблему и в Совете общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве РФ.

«Мы внесли предложения в проект Приказа об ознакомлении с медицинскими документами, который сейчас готовится в Минздраве РФ, - вводит в курс дела сопредседатель Совета, член Общественного совета по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения РФ, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв. – Мы настаиваем на том, чтобы пациенты имели возможность фотографировать свои документы подручными средствами (телефоном или фотоаппаратом) в специально отведённом для этого помещении. Это бы существенно разгрузило сотрудников регистратуры (ведь далеко не всем нужны копии, заверенные печатью) и предотвратило бы многочисленные скандалы, которые постоянно возникают по этому поводу».

Представитель или доверенное лицо?

Отдельная тема – когда ознакомиться с медицинской документацией и/или получить её сам пациент (в силу разных причин, в том числе – по состоянию здоровья) не может.

«Согласно существующим на сей счёт законодательным нормам, сделать это может лишь его законный представитель (фактически, это родитель или опекун несовершеннолетнего или недееспособного лица), что резко сужает круг лиц, которые могут запросить лечебное учреждение о предоставлении им такого права, - рассказывает Юрий Жулёв. – Мы же хотим ввести в новый приказ Минздрава понятие доверенного лица (которым может быть как родственник, так и близкий друг пациента на основании нотариально заверенной доверенности), ведь ситуации бывают разные».

В некоторых случаях сотрудники медицинских учреждений, правда, входят в положение и предоставляют родственникам или знакомым пациента такую возможность. Но далеко не всегда. По словам специалистов, разрубить этот гордиев узел – давно назревшая проблема.

Прислушаются ли к мнению правозащитников в Минздраве РФ и внесут ли эти предложения в новый приказ ведомства, регламентирующий порядок выдачи документа, покажет время.

Пока же эксперты рекомендуют: если в поликлинике вам отказывают в предоставлении выписки или копии медицинских документов, необходимых, например, для консультации в другом лечебном учреждении или для предоставления в, например, военкомат, ГИБДД и т.п., - пишите заявление на имя главврача поликлиники (в двух экземплярах). В заявлении можно сослаться на 22 статью Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» упомянуть о том, что в случае отказа, вы вправе обратиться с заявлением в вышестоящую инстанцию, Росздравнадзор и прокуратуру. Кстати, копия или выписка должна быть предоставлена вам бесплатно. А вот за повторное копирование документов уже придётся заплатить.

Кстати

Помимо порядка выдачи выписок и копий медицинских документов, своего решения ждут и другие насущные проблемы. Среди них – заполнение бланков на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство, которое, по словам экспертов, во многих лечебных учреждениях составлена как индульгенция на возможные врачебные ошибки. Другая важная тема – навязывание платных услуг в государственных медицинских учреждениях и отсутствие перечня бесплатных услуг, который в идеале должен висеть в любой поликлинике и больнице. Пока эти вопросы не решены.

Ольга Зайцева

 


источник :  moslenta.ru

вернуться в раздел новостей