с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Вирус с пользой
11 Декабря 2017 г.

За минувший год смертность от простуды и гриппа в России выросла более чем в 2 раза – по данным Росстата, грипп и ОРЗ стали причиной смерти более тысячи человек. При этом массовые эпидемии гриппа происходят у нас на фоне массовой вакцинации населения, о результатах которой регулярно отчитывается Минздрав. Почему же мы всё равно болеем, причём болеем тяжело и намного чаще, чем в других европейских странах?

 

Какой грипп ждать в этом сезоне? Вопрос, согласитесь, не праздный после событий прошлого года, когда в результате свиного гриппа погибли, по самым скромным подсчётам, сотни людей, в числе которых несколько детей и беременных женщин. Вирусологи считают, что этой зимой нашу страну накроют такие виды гриппа, как гонконгский (тип А H3N2), пхукетский (тип В), калифорнийский (свиной, тип А H1N1) и азиатский (тип А H2N2). Врачи считают самым опасным из них азиатский грипп. Именно он вызвал крупную эпидемию в 1957 году, унеся жизни около 3 млн человек. При этом от азиатского гриппа вакцины на сегодня нет. «Это может повлечь за собой большое количество заболевших. Самые тяжёлые эпидемии ожидаются в крупных городах, где большая скученность народа. Передача вируса происходит в основном в общественных местах от человека к человеку при кашле, чиханье и просто при близком общении. В метро, например», – рассказывает зам главного врача одной из московских городских поликлиник. Источник, естественно, пожелал остаться анонимным: в Минздраве строго следят за статистикой и более всего опасаются паники среди населения. Именно по этой причине в прошлом году от нас до последнего скрывали летальные случаи от свиного гриппа. 

О гриппе – молчок

Впрочем, получить в качестве диагноза «грипп» не так-то просто. За всю мою жизнь подобный диагноз ни разу не фигурировал в моих листах. А в прошлом году произошёл случай и вовсе парадоксальный. Перед самым Новым годом, буквально 30 декабря, я слегла с температурой выше 39, которую не сбивали никакие подручные средства. При этом присутствовали все симптомы простуды. С лечением мне неожиданно повезло: в предновогодние дни на «хозяйстве» в районной поликлинике осталась заместитель главного врача – опытный терапевт с многолетним стажем, которая сразу заподозрила неладное, заставив сдать все анализы и бактериологические пробы. Оговорюсь: анализы сдавала в частной лаборатории, поскольку в районной поликлинике лаборатория по причине праздников была уже закрыта, да и делались эти анализы где-то вне поликлиники ввиду «оптимизации» собственной службы. То есть результат надо было бы ждать неделю, а то и больше. Анализы подтвердили, что я больна гриппом АH1N1. Каково же было моё удивление, когда в больничном листе, выданном мне при выписке, значилось: «бронхопневмония». Задала вопрос врачу, в ответ я услышала богатую медицинскими терминами речь о том, что грипп в ходе лечения «мутировал», дал осложнения, и терапевт зафиксировал конечный диагноз. То есть в больничном листе значилось не само заболевание, а осложнения, последствия, которые оно вызвало. Большинство пациентов такие тонкости не интересуют, но я задалась вопросом: для чего это было сделано? Куда подевался мой изначальный диагноз – грипп?

Ответ на свой вопрос я частично нашла на сайте Мин­здрава, который поначалу информировал о «единичных случаях» заболевания свиным гриппом. А потом и вовсе рапортовал о том, что «общая смертность населения в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась. Но затем, видимо, «что-то пошло не так», и Минздрав пересмотрел показатели. Теперь в новом проекте документа «Развитие здравоохранения», размещённом на сайте раскрытия правовой информации regulation.gov.ru, оперативный показатель по общей смертности на 2020 год изменён в сторону ухудшения. Вот как прокомментировал этот факт президент Фонда мониторинга медицинских услуг «Здоровье» Эдуард Гаврилов: «Легче снизить планку, чем объяснить населению, почему она не достигается».

Виртуальный диагноз

Терапевты признают: ОРЗ и ОРВИ – это разные диагнозы. ОРВИ можно диагностировать только после того, как в лаборатории сделают посев и выяснят, что причина – действительно вирус и какой именно. Но кому из вас делали такой посев? Да и где его делать, если бактериологические лаборатории в массе своей платные? А в районных поликлиниках даже обычный клинический анализ крови будет готов в лучшем случае через неделю, потому что собственную лабораторию сократили, и в результате пробирки возят в «головной офис». А потом обратно. После чего надо снова записаться на приём к врачу и дождаться его. Вот и действуют врачи в большинстве случаев по стандартной схеме: парацетамол или антибиотик. Не учитывая при этом, что у всех антибиотиков разный спектр действия, отчего перед назначением желательно узнать реакцию организма на него, то есть опять же сделать посев. Но ведь все мы спешим: пациенты – поскорее выписаться на работу, врачи – сдать отчёты.

…Моей знакомой заявили в школе, где она работает: «Если вы не вакцинируетесь в этом году от гриппа – уволим». Вакцинируют сегодня повально – в школах, на предприятиях, даже у станций метро, прямо на улице. В 2016 году в России прошла беспрецедентная по масштабам программа вакцинации от гриппа. На закупку вакцин, по данным Минздрава, государство потратило более 4 млрд рублей. Это примерно на 20% больше, чем выделялось на вакцинацию в 2015 году. Однако гриппом всё равно болеют десятки тысяч россиян. В чём же дело? С таким вопросом я обратилась к заведующему кафедрой поликлинической терапии Первого МГМУ им. Сеченова профессору Михаилу Осадчуку. Вот как он прокомментировал эту ситуацию: «Прививают каждый сезон к определённому штамму гриппа, который ожидают. Но человек может заболеть гриппом с другим штаммом. Вообще, вирус гриппа мутирует раз в 3–4 месяца, и «подстроиться» лабораториям под это непросто. Да, от отечественных вакцин часто бывают побочные эффекты: аллергия, даже скачки температуры. Во-первых, потому, что человек как бы переносит это заболевание в лёгкой форме. Ну, а во-вторых, наши вакцины редко основаны на «брендовых» препаратах – чаще всего это дженерики. Дженерики – основа многих отечественных вакцин, причём сырьё для них закупают в Китае и Индии. То есть «по кошельку» наших граждан».

«По кошельку» – это значит по страховке ОМС. И вместо того, чтобы оборудовать бактериологические лаборатории, без которых постановка большинства диагнозов с подозрением на вирусную инфекцию или грипп – нонсенс, Минздрав продолжает тратить миллионы на спорные вакцины. Это уже вынудило представителей Следственного комитета задаться вопросом, был ли сговор чиновников Минздрава с фармакологической компанией, принадлежащей Владимиру Потанину. Как выяснили аудиторы Счётной палаты, в 2014 и 2015 годах Минздравом России без проведения рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения предварительных широкомасштабных эпидемиологических исследований была закуплена вакцина для детей до 5 лет для профилактики пневмококковых инфекций без учёта потребности регионов. По информации аудиторов Счётной палаты РФ, цена одной дозы вакцины составила 7,09 рубля, однако при этом предельная отпускная цена на вакцину была установлена министерством на уровне 1380,57 рубля без учёта НДС.

Не исключено, что и нынешняя повальная вакцинация тоже чей-то бизнес, который по факту не имеет никакого отношения к здоровью людей. Зато Минздрав продолжает призывать вакцинироваться и даёт о числе заболеваний обтекаемые данные. Настолько обтекаемые, что складывается впечатление: положительная статистика для этого ведомства важнее жизни и здоровья сограждан.

 


источникversia.ru

вернуться в раздел новостей