с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Право быть пациентом: как «не заблудиться» в коридорах воронежских поликлиник и больниц
14 Декабря 2017 г.

На прошлой неделе в Москве прошел Всероссийский конгресс общественных объединений пациентов. В работе конгресса участвовала руководитель Воронежской областной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом – одного из самых активных объединений региона по защите прав пациентов, член Общественного совета при областном департаменте здравоохранения и областном Росздравнадзоре, член Воронежской городской Общественной палаты Татьяна Подоприхина.

 

С «Горкомом36» она делится впечатлениями и личным опытом защиты прав пациентов – всем, что может быть очень ценно для жизни и здоровья каждого воронежца.

Партнерское взаимодействие

– Мы увидели новую тенденцию в отечественном здравоохранении – намерение руководителей и рядовых врачей взаимодействовать с пациентом не только, так сказать, у его койки, но и на общественном уровне, – говорит Татьяна Николаевна. – В работе конгресса приняли участие министр здравоохранения, руководители Росздравнадзора и МСЭ, председатели Общественной палаты России и Нацпалаты врачей, представители ВОЗ. То есть оказание медицинской помощи получает все большее общественное звучание, и это звучание все ценнее для власти. А контроль качества медицинской помощи – теперь не только дело врачей и правоохранительных органов, но и общественников.

– То есть тренд российской медицины с ее покровительственным патерналистским отношением к пациенту меняется в сторону равноправного партнерского взаимодействия?

– Да! Медицинские чиновники хотят видеть обратную связь, понять, что происходит с отечественным здравоохранением после оптимизации с точки зрения самих пациентов, и министр Вероника Скворцова это подчеркивает. В ходе конгресса работали дискуссионные площадки, где можно было открыто задать любой вопрос. Например, многие поликлиники и больницы в стране находятся в плачевном состоянии. В Воронеже тоже есть такие больницы, с хорошим коллективом, традициями и династиями, но – требующие срочной реконструкции. Это 2-я и 3-я городские больницы. Врачи старейшей 2-й «федяевской» больницы даже оказались втянуты в громкий медиаскандал на федеральном уровне, хотя на самом деле они ни при чем. Врачи в этой больнице очень опытные, но условия лечения плачевные. На конгрессе мы говорили об этом с помощником Вероники Скворцовой. Она признала, что реконструкция старейшей воронежской больницы потребует федеральных субсидий.

Страховщики в помощь

– Какие новости конгресса могут быть особенно полезны всем нам?

– Очень убедительно о себе заявили страховые компании – о своей заинтересованности в надлежащем качестве лечения. Оказывается, мы не используем все возможности нашего полиса ОМС. На его обратной стороне есть телефон страховой компании, и во всех конфликтных ситуациях надо сразу по нему звонить. Страховщики заявили о готовности защищать интересы пациента в каждом случае. Например, к ним недавно обратился воронежец, который за свой счет прошел дорогое лечение в Санкт-Петербурге. Сейчас страховая компания намерена вернуть ему деньги за лечение, потому что оно оказалось страховым случаем, но врач не предоставил человеку квоту. Не посчитал нужным.

к подоприхиной глав.jpg

– Об этом же говорили и руководители департамента здравоохранения: выделяемые на бесплатное лечение и обследование квоты в регионе не выбраны. А люди идут обследоваться и лечиться в частные клиники.

– И это глобальная проблема – отток людей из государственных поликлиник в частные, ее еще предстоит осмыслить на всех уровнях. Заявленная оптимизация здравоохранения напугала людей, и они стали рассчитывать только на себя и свои средства. А у кого таких средств нет, просто махнули на себя рукой – и будь что будет. Все это – очень опасная ситуация, которая, с одной стороны, проявила неверие людей в систему госгарантий, а с другой – обнаружила провалы в работе врачей. Ведь мало кто объясняет пациенту на участковом приеме, что у него есть все возможности пройти обследование и лечение бесплатно. Этим и занялись страховые компании, которые предлагают не торопиться идти в частные клиники, а разобраться на месте, что в каждом конкретном случае можно получить за счет страховых средств. Страховщики готовы по полису ОМС даже подобрать вам другую клинику или врача – то, что пациенту более удобно. Надо лишь самому к процессу лечения подключать свою страховую компанию. И это – новая тенденция. Мы сами были удивлены на конгрессе такими возможностями.

По программе госгарантий

– Если частные клиники в Воронеже процветают, значит, все эти недоработки касаются работы первичного звена?

– Да, и особенно в отношении пациентов с системными заболеваниями. Таких больных врач должен держать в поле зрения, напоминать, настаивать на оптимальных вариантах лечения, новых препаратах. Если врач ставит диагноз и в стандартах лечения этого заболевания есть необходимость МРТ, то в течение месяца пациент имеет право на такое бесплатное обследование по программе госгарантий. А обязанность врача – такое направление выдать. Та же ситуация – и с УЗИ. То есть если врач говорит, что его нужно пройти, то обязан выдать и бесплатное направление на ближайшие две недели. Несколько лет назад воронежцы – больные рассеянным склерозом вынуждены были раз в год проходить МРТ за свой счет. Участковые неврологи так и говорили: копите деньги на это обследование, без него никак. Мы обратились в ФОМС и выяснили, что МРТ для больных с нашим диагнозом входит в программу госгарантий. С тех пор врачи стали выдавать нашим пациентам бесплатное направление на МРТ. И вот таких загадочных «маячков» в нашей системе здравоохранения еще много. Например – бесплатный вызов узкого специалиста на дом к человеку, который не сможет до поликлиники дойти сам. И даже паллиативная помощь тяжелобольному должна осуществляться родными под врачебным контролем. Такой человек не может быть брошен на произвол судьбы и одно лишь попечение родственников или соседей. Если участковый врач по каким-либо причинам отказывает пациенту во всех этих правах, то есть одно действенное средство – заявление на имя главврача в двух экземплярах. Экземпляр, который остается у вас, секретарь должен завизировать как принятое к рассмотрению заявление. Чаще всего после такого алгоритма действий все проблемы решаются быстро.

Горячая линия

– А звонки на популярные теперь горячие линии – разве не алгоритм?

– И это тоже. В прошлом году наш Всероссийский союз общественных объединений пациентов получил президентский грант на работу горячей линии для юридической помощи гражданам в защите их прав на охрану здоровья. Мы, консультанты из 16 регионов, работали на всю страну. С 1 января эта горячая линия возобновляется. Это сложная, но интересная работа. За 10-15 минут мне нужно правильно «разрулить» пациента с его проблемой.

 

– С какими проблемами на эту линию чаще всего обращались воронежцы?

– По лекарственному обеспечению с онкозаболеванием. И здесь все та же ситуация: если есть официальный диагноз и в стандартах лечения прописан конкретный препарат, то врач обязан его выдать бесплатно.

Ольга Бренер

 


источник :  gorcom36.ru

вернуться в раздел новостей