с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Минздрав очистят от лакировки?
26 Марта 2018 г.

Уж сколько раз твердили Минздраву: не пили бюджет, на котором сидишь, но ведомство вновь обвиняют в создании преференций для определенных фармкомпаний при закупке лекарств. После внеплановой проверки министерства Федеральная антимонопольная служба заявила, что Минздрав мог вступить в сговор с фармацевтической компанией «Р-Фарм», контролирует которую президент «Деловой России» Алексей Репик. И дело то нешуточное - речь идет о препаратах против ВИЧ, вирусов гепатитов В и С, туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, а также других антивирусных и антибактериальных лекарствах.

 

По данным «Ведомостей», в прошлом году «Р-Фарм» уже нарушила 19 контрактов на госзакупки, и компанию, по идее, должны были включить в список недобросовестных поставщиков и отстранить от тендеров, но, тем не менее, она не только продолжает участвовать в торгах, но и, очевидно, становится единственным снабженцем Минздрава по столь серьезным позициям.

По словам начальника управления по борьбе с картелями ФАС Андрея Тенищева, дело о нарушении антимонопольного законодательства еще не возбуждено, но эта возможность не исключается. В этом случае юрлицам грозит штраф до 50% цены контракта, должностным лицам – административная или уголовная ответственность.

В Минздраве, понятное дело, утверждают, что данные ФАС не соответствуют действительности, дескать, контракты были заключены по результатам открытых электронных аукционов. Медицинские чиновники настаивают на том, что проверка была проведена регулятором «с грубыми процессуальными нарушениями». «Необъективность проведенной проверки привела к тому, что проверяющими был сделан вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в самом факте исполнения Минздравом поручения правительства о проработке пилотных проектов по внедрению инновационных моделей закупок лекарственных препаратов в трех субъектах России», - заявили в Минздраве.

Вероятно, речь идет о внедрении риск-шеринга – экспериментальной для России системы, при которой поставщик лекарств возвращает деньги в случае неэффективности терапии. Но даже в этом случае Минздрав, похоже, дискриминирует поставщиков, предпочитая определенные компании. Кстати, еще год назад ФАС указывала, что подобные эксперименты возможны только для монопольных препаратов. Что, мол, это за инновационные лекарства, если они имеют аналоги на рынке? Как выяснить, кто из производителей эффективнее, если фактически к пилотным проектам допускают лишь избранных? Об этом пока не знают даже в самих фармкомпаниях.

Минздрав, конечно, может подать жалобу на действия ФАС в Генпрокуратуру, как и обещает сделать. Но ведомству Вероники Скворцовой, может быть, лучше предварительно учесть предыдущие подобные скандалы. Достаточно вспомнить, как в 2016 году медицинских чиновников подозревали в сговоре с НПО «Петровакс Фарм» Владимира Потанина при закупке 13-валентной вакцины, предназначенной для профилактики пневмококковых инфекций (пневмония, отит, менингит и т. д.) у детей! Сотрудники СКР, проверяющие тендеры Минздрава за 2014-2015 годы, указывали на то, что компания миллиардера закупала препарат у американской (!) компании по одной цене, а государству продавала совсем по другой. «По предварительной версии, в результате сговора во время проведения торгов между сотрудниками Минздрава РФ и НПО «Петровакс Фарм» бюджету был нанесен ущерб в 330 млн. рублей», - писали тогда СМИ. Причем вакцину закупали в безумном количестве, а компания Потанина оказалась единственным участником тендера, да еще и посредником. Хотя правом торговли на территории России этим препаратом на тот момент обладала только компания Pfizer, но она в конкурсе не участвовала. Знакомый сценарий – видно, дело «Фармстандарта» в Минздраве живет и здравствует…

Диагноз от аудиторов

По иронии судьбы претензии к Минздраву имеет и Счетная палата, возглавляемая Татьяной Голиковой – предшественницей министра Скворцовой. Аудиторы критикуют медицинских чиновников за нерасторопность в работе: приоритетные проекты в здравоохранении финансируются с отставанием, да и собственное планирование хромает, указывают в СП.

Минздрав в начале 2018 года хотя и активнее использовал бюджетные средства на реализацию госпрограмм, чем год назад, но исполнение все же остается на низком уровне, следует из оперативного доклада Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета за январь. По данным аудиторов, в первый месяц нынешнего года Минздрав потратил 15,7 млрд. рублей из 508,2 млрд. рублей, выделенных ведомству на текущий год, или 3,1%.

Эту экономию трудно обосновать, ведь недофинансирование касается, например, такой статьи, как «Скорая медицинская помощь» (кстати, одна из самых насущных проблем в стране). Не были вовремя открыты перинатальные центры в нескольких регионах, до сих пор не запущены некоторые пилотные проекты в здравоохранении, отмечают аудиторы.

А ведь денежный поток будет только расти. Еще 1 марта в своем Послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин сказал, что финансирование здравоохранения в России должно увеличиться вдвое, а расходы на развитие медицины будут стремиться к 5% ВВП. Но куда пойдут эти средства, если в Минздраве, судя по всему, нет специалистов, способных вовремя сверстать собственные планы и их реализовать?! А на это, собственно, и должна расходоваться львиная доля выделенного бюджета.

Кстати, летом прошлого года Счетная палата пожаловалась на Минздрав в СКР и Генпрокуратуру. Проверяющие заявили, что ведомство Скворцовой в 2016 году не довело до своих учреждений 1,6 млрд. рублей, из-за чего 5,4 тыс. человек не получили высокотехнологичную медицинскую помощь по квотам, а 40% средств, выделенных на закупку вакцин, ушли на препарат против пневмококка, имеющийся в избытке. Контрольное ведомство пришло к выводу, что бюджетная отчетность Минздрава недостоверна, некоторые подведомственные ему учреждения якобы «химичат» с бухгалтерской документацией, занижая прибыль.

«Лакированный» министр

Минздрав вообще, похоже, существует в какой-то параллельной реальности. «В одной стране, где живет министр Скворцова, жители стали пить алкоголь меньше аж на 80%. В другой – России наблюдается тенденция к росту потребления алкоголя за 2017 год», - иронизирует «Кролик с Неглинной». Причем специалисты отмечают не только то, что россияне выпивают все больше, но и то, что именно они употребляют, зачастую предпочитая контрафактное спиртное, самогон и жидкости вроде знаменитого «Боярышника» или одеколона.

Также можно отнестись к статистике Минздрава по смертности граждан. В конце января Вероника Скворцова заявила о «существенном снижении» смертности в 2017 году во всех возрастных группах. «В минувшем году показатель смертности составил 13,4 на тысячу человек, тогда как в 2016 году он был 13,9 на тысячу человек - снижение составило почти 4%», - отметила министр.

Но сами медики не разделяют ее оптимизма, говоря о том, что, вероятно, падает стационарная смертность на фоне роста числа отказов в госпитализации, однако растет смертность на дому. В соцсетях полно историй о том, как врачи отказывались госпитализировать сложных пациентов (как правило, пожилых) либо больных после инфаркта выписывали на третьи сутки, потому как «не жилец». И все ради красивой статистики, скроенной из «лакированных» отчетов от стационаров…

«Недовольство медициной заметил даже президент. И оно со всех сторон – со стороны врачей, со стороны пациентов, со стороны Следственного комитета, - заявил «Веку» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. - По данным СКР, число жалоб увеличилось в три раза с 2012 года - с 2 до 6 тыс. А по данным ВЦИОМ, недоверие к врачам выросло с 35% до 55% с 2014 по 2016 год. Атмосфера в отрасли агрессивная, постоянные конфликты, суды - нет лекарств, врачей, оборудования. Например, прямо перед выборами врачи реанимации больницы Лотошино сообщили об отсутствии лекарств в реанимации, а из больницы в Гулькевичах Краснодарского края сообщили о том, что там только 33% терапевтов. И в ответ на публикации об этих сообщениях я слышу со всех сторон «а у нас тоже так». Такова атмосфера в отрасли, хотя денег стало существенно больше.

Казалось бы, что виноват министр. Но разве это ее вина? Это ведь президент издал майские указы, которые вынудили правительство повышать зарплаты врачам за счет сокращения их численности, тем самым перекладывая нагрузку на остающихся коллег, - продолжает эксперт. - Это ведь не министр выделяет деньги на лекарства, и не она взяла тренд 25 лет назад на рост платных услуг в госсекторе, и не она внедряла туда страховые организации, которые даже страховыми не являются. Можно поставить ей в вину, что она не очень активно противодействовала этому и не объясняла последствий. Это я к тому, что можно найти доводы и за отставку и против - с поставленными перед ней задачами она справляется, только здравоохранению от этого не лучше».

«Проблемные сферы, к которым традиционно относят ЖКХ, медицину и образование, могут показаться наиболее уязвимыми с точки зрения перестановок в правительстве, - заявил «Веку» первый зампредседателя Комиссии по общественному контролю ОП РФ Артем Кирьянов. - В части проблем медицины главным компонентом я бы обозначил поиск диалога между врачом и пациентом при необходимости решения материально-технических проблем в сфере медобслуживания населения. И в этой части трудно переоценить усилия министра Вероники Скворцовой, направленные на то, чтобы процесс оптимизации медицинских услуг был взаимоприемлем и для пациентов, и для медперсонала всех уровней. Полагаю, потенциал Минздрава в текущей конфигурации далеко не выработан, и есть основания для продления полномочий министра и ее команды в следующем составе правительства».

Но может случиться, что Веронике Игоревне все же нашли потенциальную замену. Хотя бы для подстраховки или до очередного скандала. «Если отставка состоится, то возможным кандидатом на должность главы Министерства здравоохранения может быть нынешний председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, - считает Саверский. - У него сильное лобби и стремительный взлет - похоже, что его готовили именно к этому. Но, судя по прошедшим полутора годам после выборов, нет оснований думать об изменении политики в здравоохранении, если он будет министром».

Анастасия Бакурина

 


источник :  wek.ru

вернуться в раздел новостей