с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Почему врачи не могут и не хотят учить и учиться
21 Сентября 2018 г.

В Елизаветинской больнице готовятся к большому форуму «II неделя образования». Он проводится второй год подряд. Зачем клиника взялась за решение образовательных проблем, «Доктору Питеру» рассказал ее главный врач, профессор, д.м.н. Сергей Петров.

 

Почему врачи не могут и не хотят учить и учиться

- Сергей Викторович, в медицинском сообществе неоднозначно оценивается идея непрерывно медицинского образования (НМО), частью которого как раз являются форумы и конференции. Организуя двухнедельный образовательный форум, вы, по сути, заявляете о том, что поддерживаете ее.

- Хорошая конференция сегодня — один из немногих оставшихся у нас способов для повышения квалификации сотрудников. А любой руководитель медицинского учреждения скажет вам, что основная проблема клиники — уровень подготовки кадров. Причем любых: молодых, которые пришли со студенческой скамьи, опытных, которые должны быть в самом профессиональном соку, и тех, что уже достигли предпенсионного и пенсионного возраста. Потому что, к счастью, медицина быстро развивается — появляется много новых лекарств, технологий, подходы к диагностике и лечению меняются, и за всем надо следить. А это не успевают делать ни уже состоявшиеся специалисты, ни руководители учреждений, ни даже преподаватели вузов. Проблемы начинаются с базового образования: в клиники приходят плохо подготовленные выпускники. Причины разные, одна из них — преподавание, наверное, отстает от современной медицины и практической работы. Пример: Минздрав давно уже утвердил и продолжает утверждать порядки оказания медицинской помощи, издан приказ № 203Н о контроле качества лечения различных заболеваний и т.д. В медицинских вузах о них практически не говорят. Там учат этиологии заболевания, катамнезу — ничего не меняется. Более того, даже практикующие врачи не знают многих основополагающих документов. Еще несколько лет назад МКБ-10 была камнем преткновения.

Медицинское образование последние лет 20 переживает эпоху перемен. То требовали освоения практических навыков за год интернатуры, то оказалось, что интернатура вообще не нужна. Как освоить всю медицину за 6 лет, получить практические навыки, сдать тестирование? Непонятно. С ординатурой — бесконечные изменения: то бюджетных мест нет, то они появляются. Система медицинского образования не успевает приспособиться к изменениям. И как результат выходят неподготовленные специалисты. Да, есть «штучные» ребята — они изначально ставили перед собой цель стать профессионалами, и с ними можно работать. Но их очень мало. Поэтому, с одной стороны, приток молодых кадров у нас есть, и это хорошо. С другой, обучать их надо с нуля на рабочем месте. А делать это некому — ни времени, ни желания ни у кого нет. Все штатные расписания урезаны до минимума — ни одного человека, ни одного часа свободного во время лечебной деятельности нет. И отсюда - следующая образовательная проблема — последипломная.

- Чтобы не ждать повышения квалификации 5 лет, как это было прежде, введена новая система — НМО. Она предполагает, что специалист в течение года должен учиться 36 часов очно и 14 часов — дистанционно + он должен получать знания на образовательных мероприятиях.

- НМО – пока формальность, в таком виде толку от нее мало, потому что она может быть работающей только для тех, кто сам заинтересован в поддержании своего профессионального уровня. Такие специалисты всегда в курсе — где какая конференция проводится, в какой стране или в каком городе России. И посещает те, что ему нужны для повышения квалификации, а не чтобы записаться на нее, в первый день с утра попить кофе, а в последний день получить сертификат с баллами, как часто бывает. Заинтересованных очень мало, а имеющих возможность в рабочее время посещать такие конференции — еще меньше.

Система продумана неправильно, она не доработана. Но беда в том, что и старая система получения последипломного образования разрушена. Прежде наши врачи должны были раз в пять лет на месяц уходить с работы и учиться 144 часа в Медицинской академии последипломного образования на единственной профильной кафедре. А сегодня у нас, кто хочет, тот и занимается последипломной подготовкой, кому предъявлять претензии по ее качеству, неизвестно. В НМО полностью отсутствует экономическая составляющая. Теперь ежегодно каждый врач должен провести 36 часов на очном обучении (практически рабочая неделя) и набрать 14 балов на конференциях (если день конференции 2-4 балла, это еще неделя). Обучающийся должен получать зарплату? Это официальный отпуск? А кто за него будет работать, а если будет, ему ведь надо оплатить работу.  Мы посчитали: если все правильно выполнить, нашей больнице нужно дополнительно около 20 врачебных ставок и более 30 млн. рублей в год. Реально же, учеба часто проводится без отрыва от работы. Врач пару раз посетил образовательное учреждение и получил сертификат. И его можно понять. Например, в нашей больнице 30-коечные  хирургические отделения, где каждый день проводятся операции, по штатному расписанию – заведующий и два с половиной врача-хирурга. Они должны быть каждый день в операционной. Ни на образовательные курсы, ни на конференцию они вырваться просто не могут. Штатное расписание это не предусматривает, экономики вопроса нет. Когда это будет предусмотрено, то и главные врачи будут без сомнений отпускать врача на 36 часов учебы по заявлению, а сейчас мало кто реально учится, поэтому и знаний мало.

И другой момент — забюрократизированность медицинской деятельности. Врачи заполняют множество бумаг и появление электронных документов не облегчает им работу. И они вынуждены заниматься этим уже сверх рабочего времени. Когда учиться? Если пойти на конференцию, значит, документы останутся незаполненными, придется работать с ними ночью.

- Когда заговорили об НМО, о наборе баллов на конференциях, все как-то всерьез к ним отнеслись. Появилось много желающих от бизнеса проводить их.

- Теперь интереса к ним меньше: ведь до сих пор неясно, как и когда будут учитываться эти баллы. Поэтому все возвращается на круги своя - специалисты готовы посещать только те форумы, что им действительно нужны. И они уже знают, что есть совершенно никакие конференции, посещение которых дает 12-14 баллов, а есть солидные съезды с колоссальным объемом важнейшей информации — там число баллов меньше в два раза. Правда, контроля за получением знаний нет практически нигде и для получения сертификата с баллами достаточно просто личного присутствия.

- Как часто сотрудники вам приносят заявления на отпуск, который берут для посещения зарубежной конференции, симпозиума, проходящего в другом регионе страны?

- В основном это делают сосудистые, эндовидео- и эндоваскулярные хирурги, неврологи и нейрохирурги — они ездят все время, как заведующие отделениями, так и рядовые сотрудники. Берут отпуск за свой счет, планируют, кто остается работать. Чаще всего они едут с докладами, их поездки оплачивают фирмы-спонсоры.

- Это одна из причин, по которой противники балльных конференций утверждают, что все конференции и семинары, что проводятся в России, ангажированы фармкомпаниями и производителями медоборудования. Научно-практических конференций по сути нет.

- Почему нет? Есть. Наша «II неделя образования» не ангажированная. Хотя спонсорские средства и мы привлекаем. На самом деле есть не ангажированные мероприятия, несмотря на то, что в их рамках фирмы в отдельных залах проводят свои кулуарные симпозиумы. На конференциях часто устраиваются выставки: компании покупают на ней места, демонстрируют свою продукцию, но в научно-образовательной программе конференции не участвуют.

- Самая распространенная претензия к конференциям, даже очень хорошим - они проходят в рабочее время. Вот и вы приглашаете специалистов со всего города и со всей страны на несколько дней обучения.

- Мы стараемся делать разнопрофильными дни конференции, так что специалистам не надо проводить на ней все дни кряду. У каждой специальности — свой день. Мы охватили практически все профили: хирургия, гинекология, неврология и т.д. Начинаем с 13 часов ежедневно, чтобы специалистам проще было отпроситься с работы. Принципиально проводим форум только на территории больницы, чтобы все наши сотрудники видели, что она проходит, чтобы врач мог выкроить пару часов в день и прийти послушать хотя бы два интересующих его доклада. У них мало возможностей для посещения научно-практических форумов на чужих площадках. А этот будет представительным: мы приглашаем лекторов из Москвы и Петербурга, других регионов страны — именитых специалистов по разным направлениям. Кроме того, мы организовываем интернет-трансляцию, то есть увидеть все, что интересует врача, можно на рабочем или домашнем компьютере, в том числе телемосты из операционных. В прошлом году, например, мы проводили телемост с Москвой и Болоньей и реальную вебинар-сессию с Камчаткой и Хабаровском.

- Вы тоже сделали конференцию балльной. С какой целью?

- Ее уровень такой, что балльной ее делать не стыдно. Надо привлекать врачей к современной научной медицинской жизни, в том числе своих. Хотим помочь и им получить, во-первых, знания, во-вторых, баллы. Вдруг, действительно, понадобятся.

- Вы демонстрируете самые передовые технологии лечения. Но вы же не знаете на каком этапе образования ваши слушатели. Если это вчерашний студент, правильно ли ему демонстрировать в качестве образовательной программы ВМП? Говорят ведь, что обучение должно быть поэтапным.

- Правильно. Но это то, к чему вчерашний студент должен стремиться. Он ведь не будет уже завтра делать сложные операции, его не допустят. Но он захочет в будущем стать одним из хирургов, которые выполняют такие хирургические вмешательства. Это важный стимул, а главное в образовании — это желание. Чтобы оно не угасло, молодежь надо увлекать.
 
- Как это делать?

- Теоретический ответ известен: надо чтобы вокруг были грамотные люди, которые хотят научить. Практически с учебой на рабочем месте плохо. Все занимаются зарабатыванием денег. Скажем, какую-то сложную операцию на всю больницу выполняет один человек. Когда я учился, его основной задачей было — научить молодежь работать так же, нам профессора ассистировали. Им хотелось кого-то научить, «поднатаскать», а потом взять к себе на работу. Сейчас все занято. И если хирург владеет сложной технологией, он ее никому не передаст, потому что это квоты, деньги. Впрочем, в его должностные обязанности и не входит обучение, он - врач. Учить должны в вузах и на профессиональных форумах. Поэтому и важна система последипломного образования.

- Не хотите вернуть все назад?

- Это уже невозможно. Но что нужно делать, я представляю: создавать работающие профессиональные сообщества. В этом должны быть заинтересованы прежде всего Минздрав и городской комитет по здравоохранению. Ответственными за уровень образования кадров должны быть главные специалисты, но эту ответственность они должны делить со своими помощниками, одному человеку это не под силу, иначе он сам отстанет от современного развития медицины. Да и работают они сейчас, так сказать, на общественных началах. Их надо все-таки материально заинтересовывать и помогать им. У нас же профессиональное сообщество не работает, потому что вся система, как бы, перевернута, и движемся мы совсем в другом направлении. Сейчас главное: оформление документации, деньги, выполнение плана, страховые компании и пр.

- Мы много говорим о форумах с новыми технологиями в хирургии, с другими затратными областями медицины. И очень редко — о конференциях, предназначенных для повышения квалификации врачей амбулаторного звена. Например, лекторы вашего форума ждут их в рядах слушателей, будут сообщать для них новую информацию?

- Скорее нет, чем да. Найти хорошие конференции для терапевта или хирурга поликлиники, где будут обсуждать понятные ему проблемы, очень сложно. И вот как им повышать квалификацию? А там сложнее всего ее поддерживать - когда 1-3 специалиста на всю поликлинику, даже обмена мнениями, знаниями между собой практически нет. Сейчас поликлиники город планирует забирать из подчинения у районных администраций, я считаю,  это разумно. Думаю, и уровень амбулаторной помощи в Петербурге начал снижаться с тех пор, как поликлиники отдали районам. Конечно, было бы правильно, если поликлиника, обслуживающая ближайшую к какой-то больнице территорию, была к ней прикреплена. И больница была бы заинтересована в повышении квалификации амбулаторных докторов, и могла бы их подстраховывать на случай отсутствия какого-то специалиста, выписывать пациента под наблюдение врачей, с которыми можно поддерживать связь. А поликлинике было бы проще направить пациента на консультацию, госпитализировать с приема. Уверен, качество медицинской помощи улучшится. Но, даже если это объединение и произойдет, уйдут годы на то, чтобы разрушенные связи восстановились.

Справка

Медицинский форум «II Неделя образования» пройдет 19 по 23 ноября 2018 года в Елизаветинской больнице. В рамках форума запланировано проведение секций по неврологии, кардиологии и хирургии, по эндокринологии и гинекологии, по оториноларингологии и нефрологии, по диетологии и сестринской деятельности, а также по травматологии и ортопедии.

Все секции наполняются тематическими мастер-классами и лекциями ведущих специалистов и заявляются на аккредитацию в качестве образовательных модулей Министерства здравоохранения РФ для получения баллов.

В прошлом году Форум в общей сложности посетили более тысячи специалистов. В этом году организаторы намерены сделать недели «непрерывного образования» ключевой площадкой для профессиональной дискуссии и готовы принимать более 500 заинтересованных врачей и прогрессивных медицинских сестёр ежедневно.

 


источник doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей