с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Врачи-убийцы» и убийцы врачей
02 Октября 2018 г.

Почему идут затяжные бои на «медицинских фронтах». Как найти общий язык врачам и пациентам? Кто научит и тех и других спокойно и доброжелательно общаться друг с другом? Как ни странно, эта простая на первый взгляд проблема оказалась одной из самых неразрешимых в российской медицине.

 

В городе Набережные Челны хирурга-травматолога расстреляли прямо на ступеньках родной поликлиники. Следователям понадобилось совсем немного времени, чтобы выяснить: убийцей стал бывший пациент, недовольный тем, что лечили его совсем не так, как он рассчитывал.

В Санкт-Петербурге врач-хирург был серьезно ранен собственным пациентом, который оказался сильно недоволен результатом проведенной ему операции. Доктор выжил, а стрелявший больной покончил жизнь самоубийством сразу после того, как понял, что тюремной камеры ему не избежать.

В сентябре 2016 года в Симферополе преступник расстрелял медицинскую бригаду, выезжавшую на вызов. Он ранил сразу четырех человек. Две женщины - санитарка и фельдшер - погибли. На месте расстрела полицейские нашли кардиограмму, которую оставил убийца. На ней крупными буквами было написано слово «месть». Оказалось, что незадолго до расстрела преступник перенес инфаркт.

Конфликты между врачами и пациентами становятся широко известны только тогда, когда в ход идут ружья и ножи. Но никто не может сказать, сколько их, куда более тихих и незаметных, происходит каждый день в медицинских учреждениях. Сами врачи утверждают - очень много. Но что делать, чтобы научить больных и пациентов хотя бы спокойно разговаривать друг с другом?

ПАЦИЕНТЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЭКСТРЕМИСТОВ?

«Врач - это не обслуживающий персонал, понимаете? Мы не обязаны угождать всякому пациенту и выполнять любое его требование!», - московский кардиолог Людмила Богчинская почти кричит в телефонную трубку.

В последний раз мы с ней разговаривали несколько лет назад, когда обсуждали реформу медицинской системы в Москве. Тогда она работала в муниципальной поликлинике и считалась одним из лучших специалистов. Сейчас она домохозяйка, уже третий год сидит дома и нянчится с внуками.

Богчинской нет и шестидесяти, она полна сил и может принести еще много пользы больным. Но возвращаться в государственную медицину женщина не хочет. «Не могу больше все это терпеть!» - говорит она.

В какой момент больные стали относиться к врачам как к прислуге, доктор так и не заметила. Просто претензий со стороны пациентов стало больше. «Они могут потребовать выписать препарат. Понимаете - потребовать! Просто потому, что такой же принимает соседка и ей помогает. Никакие объяснения и доводы не действуют. Сразу шквал обвинений: мы не выписываем бесплатные лекарства, потому что продаем их налево, у нас здесь мафия и коррупция, и моментально угроза написать жалобу. Как же надоели они со своими жалобами!» - кипятится доктор.

Вот еще случай - пожилой мужчина сидит перед ней уже двадцать минут и монотонно рассказывает все подробности своей жизни. Как спал, как сходил в туалет, каковы отношения с родственниками.

Говорить он может бесконечно долго, потому что дома его никто не слушает, а доктор вроде бы обязан. И врач осваивает новый навык - вытолкать пациента из кабинета настолько деликатно, чтобы он не обиделся. Иначе - жалоба и обвинение в невнимательном отношении к больному.

«Даже выслушать не захотел», - обычно говорят пациенты. «А мне и разговаривать-то долго не надо. Достаточно посмотреть результаты обследования», - утверждает доктор и объясняет, что сегодня в диагностике помогают новые технологии, поэтому беседа с больным отходит на второй план.

Плюс поток пациентов, пресловутые 12 минут, которые теперь отпущены на прием одного пациента, вал бумажной работы. А пациент требует внимания и сочувствия. Вот и приходится развлекать больных разговорами, убеждать, уговаривать. Куда денешься?

Жалоб сейчас боятся все медики, работающие в государственной медицине. Любой донос на столе главврача - это лишение премии, а то и увольнение. Так теперь чиновники борются за повышение качества обслуживания.

Недавно в столице Междисциплинарный центр реабилитации и Союз женских сил провел бизнес-завтрак, где профессионалы от медицины и благотворительных организаций обсуждали тему отношений врачей и пациентов.

«Я сталкиваюсь с такими вещами, как потребительский экстремизм. Он возник тогда, когда медицина оказалась в сфере услуг. Когда врач перестал быть врачом, а стал платным или бесплатным поставщиком бытовых услуг, связанных со здоровьем. Ровно в этот момент общество раскололось на пациентов и медиков. Пока будет такая двойственность - врач - поставщик услуг, пациент - потребитель, мы не преодолеем конфликт. И врачей будут избивать, а у пациентов будут претензии к медикам», - это слова представителя Союза женских сил Натальи Урмацких.

ОНИ ОТНОСЯТСЯ К НАМ, КАК К МЕБЕЛИ

Ольга Бадсон возглавляет благотворительную организацию, помогающую онкологическим больным. И теперь она рассказывает о том, какие претензии предъявляют пациенты своим врачам. Точнее, только один аспект этих претензий - этический. Вот несколько примеров, как медики разговаривают с близкими больных людей.

«5 лет назад на вопрос, какие перспективы у моего мужа, молодой мальчишка-ординатор вальяжно ответил: «Н-у-у, месяца 4 проживет». Тогда у меня подкосились ноги».

«Выходит дежурный врач и говорит: «У вас ребенок единственный?» Отвечаю: «Нет, есть еще дочь». «Ну тогда переживете. Вы же понимаете, что там метастазы в обоих легких, и это без вариантов», - так сообщили матери больного малыша о будущем ее ребенка.

«Я обратилась к местным онкологам по поводу своего диагноза. Мне ответили: «Что вы к нам пришли, мы это не лечим и не знаем, куда вам идти», - подобным образом «оказали» помощь в одной региональной больнице.

Попытка родственников больного мужчины проконсультироваться с западными специалистами натолкнулась на откровенную агрессию со стороны российских докторов. «Если вы не перестанете обращаться к американским врачам, мы не будем лечить вашего мужа», - это угроза в адрес семьи из Подмосковья.

Совсем недавно школьник из Волгограда пошел на отчаянный шаг, чтобы помочь своей матери. После инсульта она нуждалась в дорогом зарубежном лекарстве, но найти его в России было невозможно. Тогда 13-летний Иван от руки написал десятки объявлений и расклеил их по району. На простом тетрадном листе он разместил просьбу о помощи и номер телефона.

На призыв мальчика откликнулись даже за границей. После того как репортажи об этом вопиющем случае показали по федеральным телеканалам, семья стала местной знаменитостью.

Ольга Бадсон изучила, что пишут сами медики по поводу этого случая. И пришла в ужас. «Тварь», «старая лахудра», «дрянь» - это самые деликатные эпитеты, которыми награждали несчастную женщину люди в белых халатах.

Досталось и мальчишке, которого обвинили в самопиаре, желании заработать и вытрясти деньги из доверчивых сограждан. Откуда у врачей столько ненависти к больному человеку?

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ?

Практически все эксперты признают, что общаться между собой медики и пациенты не умеют. Значит, их кто-то должен этому научить. Вероятно, это будет единственный выход из ситуации.

В Первом МГМУ имени Сеченова уже проходят семинары, на которых будущих врачей учат коммуникации с больными. Занятия проходят с помощью специальных актеров, которые изображают пациентов со своими странностями или особенностями. Как выйти из сложной ситуации, не нарушив врачебную этику? Ответ на этот вопрос ищут не только студенты, но часто к ним присоединяются и сами преподаватели.

Только недавно о вопросах медицинской этики и проблемах общения между врачами и больными задумалась официальная медицина. Соответствующие курсы проходят все - от главврачей до сотрудников регистратуры.

Есть ли результат такой работы? Вероятно, да. По крайней мере в Москве люди говорят о том, что на их звонки в медицинские учреждения медсестры перестали бросать трубки. Может быть, перевоспитались, а может, боятся очередного штрафа.

Наталья Пуртова

 


источник :  mirnov.ru

вернуться в раздел новостей