с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Однако медицина — бизнес особенный
30 Ноября 2018 г.

На рынке платных услуг государственная и частная медицина играют на одном поле. Но несмотря на почти 30-летнюю историю существования частной медицины, к ней по-прежнему относятся настороженно. Из чего складывается доверие к негосударственной клинике, объясняет Любовь Барабанова, медицинский директор «Севергрупп Медицина» - сеть клиник «Скандинавия».

 

- Любовь Владимировна, с советских времен мы выбираем не столько клинику, сколько врача. Поэтому, какой бы ни была клиника, все равно пациенты шли к конкретному доктору. Сегодня что-то изменилось?

- Понятно, что когда частная медицина только начиналась, никаких брэндов не было. Сейчас у многих частных клиник, как и у государственных, есть история. В том числе история востребованности, история успеха или, наоборот. Поэтому если клиника заботится о своем имидже, то делает все, чтобы пациент, приходя в нее, понимал, что к какому бы врачу ни обратился, он получит качественную медицинскую помощь. Когда она достигает такого уровня, можно уже говорить о том, что пациент выбирает брэнд. Да, врачи – «звезды» будут всегда, и поток пациентов будет за ними следовать. Но клиника должна быть заинтересована в том, чтобы все врачи становились звездами. Пациенты все равно будут искать форумы с отзывами о врачах, пользоваться информацией сарафанного радио, но наша цель – развить всех врачей до их максимально высокого профессионального уровня.

Поэтому частная клиника направляет врачей на обязательные образовательные курсы, конгрессы и симпозиумы, поддерживает стремление к профессиональному росту и повышению квалификации. То есть, если в государственных учреждениях администрация отпускает врачей для получения дополнительного образования, то мы – направляем.

- Прежде в Петербурге, как и во всей стране, в государственных и негосударственных клиниках работали одни и те же люди. Теперь пациенты не понимают, кто эти врачи, которые работают в частных клиниках?

- Совмещения по-прежнему есть, но это зависит от нагрузки – например, никак не могут совмещать работу в «Скандинавии» с работой в другом медицинском учреждении специалисты по ЭКО/ВРТ, врачи роддома и стационара – у них очень большая нагрузка. Но те, кто работает на амбулаторном приеме, часто совмещают прием пациентов в частной клинике с работой в госучреждении, на кафедрах вузов. И это никак не противоречит нашим принципам – чем больше практики у доктора, тем выше уровень его профессионализма. Многое зависит от специализации доктора. Принимать в штат специалистов с очень узкой специализацией смысла нет, сложно обеспечить таким врачам достойную занятость, поэтому они приглашаются в качестве консультантов при необходимости.

Прежде врачи опасались уходить из госучреждений, потому что частная клиника не могла обеспечить тот соцпакет, который давало государственное учреждение, плюс медицинский стаж, дающий возможность выйти на пенсию по выслуге лет. Сейчас все это есть, значит, есть возможность привлекать хороших специалистов. А они всегда в дефиците, независимо от того, много или мало их выпускают медицинские вузы.

- По какому принципу врачи выбирают частную клинику, в которую готовы уйти?

- Они, прежде всего, оценивают условия и оплату труда, социальный пакет. Оценивают условия для профессионального роста, а это не только возможность повышать квалификацию, но и работать на хорошем современном оборудовании. Именно поэтому к нам идут «звезды» петербургской медицины - они могут выбирать оборудование, расходные материалы и препараты, доказав, что это именно то, что требуется для оказания качественной медицинской помощи. У частной клиники есть возможность предоставить все это для работы, так как мы можем оперативно закупать брендовые препараты и лучшее оборудование.

Еще одна причина, по которой врачи уходят из государственной структуры в частную, - желание заниматься только медициной. Объем бумажной работы в государственных клиниках (особенно в амбулаторной помощи) огромен. В большинстве частных клиник все заполнение медицинской документации автоматизировано, что существенно снижает временные затраты врача. Карьерный рост врача (в том числе рост зарплаты) в государственной клинике часто заключается в переходе на административную работу. А это сокращает возможности для врачебной деятельности, потому что 70% времени «съедает» бумагооборот, организационные проблемы. В частной клинике врачи максимально от этого избавлены.

- А о чем в первую очередь думают пациенты при выборе частной / государственной клиники?

- Когда пациент делает выбор между частной и государственной клиникой, на него влияет не только необходимость оплачивать медицинскую помощь, но и доверие к частной медицине вообще. Пациенты сомневаются в ориентации врачей на быстрый и качественный результат, часто подозревают их в так называемой «раскрутке» пациента - назначении лишних процедур и дорогих лекарств, поскольку знают, что частная клиника это бизнес, а он нацелен на получение прибыли. Однако медицина — бизнес особенный. В нем очень сложно завоевать доверие пациента и очень легко потерять, потому что речь идет о здоровье. Основные отличия частной клиники от государственной – удобное для пациента время и длительность приема, квалифицированный врач, хорошее оборудование. Но объективно оценивая преимущества частной медицины, пациент не может не думать и о барьере: той самой раскрутке.

- Как распознать - «раскручивают» тебя в клинике или нет?

– Во-первых, тщательно выбирать клинику. Во-вторых, доверять выбранной клинике и лечащему врачу. Во-третьих, не стесняться обращаться за «вторым мнением» на любом этапе диагностики и лечения. Лечение - дело добровольное. И никто не должен пациенту что-то навязывать. Например, у нас много пациентов, которые приходят к специалистам на консультацию, а обследование делают в другом месте. И наоборот, приходят на обследование, специализированную диагностику, а наблюдаются и лечатся в других медицинских учреждениях. Тем более что врачи из клиник всех форм собственности (федеральных, городских, частных) часто направляют своих пациентов в конкретное учреждение для выполнения определенных, уникальных программ. Например, в генетике и эмбриологии есть исследования, которые делаем только мы.

У нас часто возникает обратная ситуация - врачам приходится еще и отговаривать пациента от объективно ненужного ему исследования, которое он решил во что бы то ни стало выполнить.

- Откуда, вообще, взялось это опасение перед ненужными назначениями?

- Я думаю, этот барьер появился из-за официальной оплаты медицинской услуги. Например, человеку нужна консультация, и он понимает, что для постановки диагноза потребуется

обследование, возможно, консультации смежных специалистов, он опасается, что ему придется оплачивать множество ненужных обследований. На самом деле, клиники, которые дорожат своим именем, этим никогда не грешат. Существуют стандарты и протоколы лечения, утвержденные Минздравом, которым мы следуем.

- Почему, с одной стороны, многие по-прежнему отдают предпочтение государственной системе здравоохранения, с другой, несмотря на существующие барьеры и недоверие пациентов, частная медицина продолжает развиваться?

- Напомню, еще 30 лет назад в стране существовала только государственная медицина и свыкнуться с тем, что есть другая — удобная, доступная и не менее, а то и более качественная, было сложно. Потребность в частной медицине, точнее, спрос на нее появился, когда государственная оказалась не способна обеспечить человеку качественную медицинскую помощь «здесь и сейчас». Тогда, в начале 1990-х первые частные клиники стали альтернативой государственным, особенно в части доступности и сервиса. Врачи были одними и теми же – доктор работал в государственной клинике и совмещал – в негосударственной. Основной причиной обращения пациента в частную клинику было то, что обследование, консультацию квалифицированного специалиста получить в поликлинике было очень сложно.

Частные клиники и сегодня остаются альтернативой в основном амбулаторной поликлинической службы. Потому что, в районной поликлинике, например, исследований приходится ждать 2-3 месяца. С таким уровнем доступности государственной помощи потребность в негосударственной, естественно, продолжает расти.

- Российские пациенты говорят, что хотели бы лечиться, как в Европе, но при этом не выдерживают испытание ожиданием? Попасть к узкому специалисту там можно через 3 месяца после первого обращения за помощью, а на рентген – через полгода.

- Да, и европейцы привыкли к тому, что кроме экстренной помощи (при травмах, обострениях серьезных заболеваниях, сосудистых катастрофах), любую другую помощь надо ждать. К нам приезжают на обследование пациенты из Европы, и когда они получают возможность для полной диагностики за один день, включая осмотры нескольких врачей-специалистов, лабораторную и инструментальную диагностику (например, МРТ, КТ, УЗИ и лабораторные исследования), сильно удивляются.

Так исторически сложилось, что советская система здравоохранения должна была удовлетворить спрос на медицинскую помощь «здесь и сейчас». Но он сохраняется и в российской системе, поэтому доступность медицинской помощи – один из главных критериев ее оценки. Но ее всегда было проще обеспечить, особенно в крупных городах. А в стране в целом – более чем достаточно врачей на душу населения. Поэтому у нас пациенты никогда не поймут, почему приема гастроэнтеролога надо ждать полгода, как например, в Стокгольме, где их, условно, десять – на весь мегаполис.

Сегодня частной медицине проще, чем государственной, удовлетворить этот запрос на доступную и качественную медицинскую помощь, потому она продолжает развиваться и давно уже стала важной частью всей системы здравоохранения.

*****

подытожим :

"Однако медицина — бизнес особенный"

 


источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей