с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Тезисы к сегодняшнему выступлению в ГД РФ о стратегии развития здравоохранения
03 Декабря 2018 г.

Сейчас, под конец года и в преддверии парламентских слушаний в Госдуме 03.12.2018. по вопросу Стратегии развития здравоохранения, мы публикую аналитический материал "Основные направления укрепления здоровья населения", который частично будет представлен и на слушаниях сегодня в понедельник.

 

1. Новые подходы к управлению здоровьем.

Здоровье – способность действовать, включая способность трудиться; труд – основа экономики. Тогда вложение денег в охрану здоровья – инвестиция, доходы от которой нужно научиться считать (доходы – увеличение трудодней и активности, в целом, сокращение расходов на вызовы скорой помощи, стационары, часть инвалидов, реабилитацию и пенсии, больничные листы). Сегодня этого никто не делает.

Нужно переходить от охраны здоровья, пытаясь удержать его на прежнем уровне, и медицинской помощи, когда нужно уже спасать, - к улучшению или укреплению здоровья, то есть переводу на более высокий уровень. Это не общие слова. Мы уже это делаем. Система СанПИН, ГОСТ, иных норм безопасности направлена именно на это. Но мы можем в целом поставить задачу управления факторами, влияющими на здоровье: выявление факторов, формирование регистра, оценку вреда и пользы, и далее уже на уровне специальных программ стимулирования или подавления.

Это – полноценная политика государства, которая может стать основой для всех решений в этой сфере. Понятно, что здесь и экология, и медицина, и качество продуктов. Но вопрос в том, как это работает.
Вот Минздрав решил поставить в один ряд с алкоголем и табаком сахар – мол вреден. Но должна быть процедура оценки. Почему сахар? Всегда ли вреден или вопрос в пропорциях?

Роспотребнадзор уже продумывает систему светофорного маркера на продовольственных товарах, когда зеленый цвет означает пользу, красный вред, желтый – нейтральность. Это и есть проявление этой программы, о которой я говорю несколько лет, но надо действовать активнее, системнее.

Мы предлагали научиться считать эффекты в системе лекарственного обеспечения уже четыре года назад. Но у меня чувство, что власть вообще глуховата в отношениях с обществом. Мы собрали сейчас больше 200 тысяч подписей под требованием принятия закона о лекарственном обеспечении. Может быть так нас все же услышат. Мы говорим, что вовремя данная таблетка как раз и снижает уровень вызовов скорой, госпитализации, больничных и пр., и увеличивает трудодни. Но Минздрав не хочет все это считать, наверно, или брать на себя ответственность за это. Но так мы ничего не изменим.

Еще проблема управления факторами. Как влияет школьная программа и ЕГЭ на здоровье детей. Согласно действующему школьному СанПИНу дети должны учиться 48 часов в неделю, тогда как взрослые не должны работать более 40 часов. Отвечая на мои запросы, Рособрнадзор сообщил, что для снижения школьного стресса они ввели в школы психологов. А может быть надо стресс все же убрать? Как можно учебные программы или экзамены вводить без оценки влияния на здоровье детей?

В ГД РФ уже полтора года без всякого движения лежит закон о здоровье детей. Там заложена как раз вся система управления факторами, влияющими на здоровье детей. Но, видно, проект закона внесли не с той стороны, что он так и погибнет за ненадобностью, как и некоторые дети…
Вот все это бездействие – означает отсутствие инвестиционных подходов. Но тогда к здравоохранению и будет всегда отношение, как к черной дыре: сколько не дай – все мало.

2. В государственной медицине нужно сделать ряд основополагающих действий:

• Убрать рыночное регулирование, включая стимулы для приписок (приписки делают невозможным эффективное управление отраслью),

• централизовать систему здравоохранения на основании научного планирования мощностей и расходов в зависимости от реальных потребностей населения (а не от приписок), включая централизованную закупку лекарств (совещание у Президента);

• убрать лишние расходы и звенья (50% сотрудников здравоохранения – не медики; СМО, задача которых в принципе – получить больше, а отдать меньше, что прямо противоречит интересам пациентов, - только официально съедают средств, которых бы хватило на 50 тысяч годовых зарплат врачам; устранить дублирование льгот и монетизацию, потому что монетизировать конституционное право на медицинскую помощь нельзя – его все равно нужно выполнять),

• устранить противоречия в законодательстве (начиная с противоречия Конституции РФ оказания платных услуг в ГУЗ и МУЗ, право на выбор врача, и пр.),

• применить принцип «одного окна» в медицине, чтобы больной человек не бегал по разным учреждениям, за справками и повторными анализами там, где это вызвано межучрежденским недоверием;

• ввести бесплатное лекарственное обеспечение амбулаторными лекарствами для всех, убрав тем самым дискриминацию по наличию льгот (принять закон о лекарственном обеспечении, перечень ЖНВЛП сделать автоматически формирующимся на основании включения лекарств из стандартов и клинических рекомендаций, вернуть врачу право выписывать лекарство по ТН, убрать барьеры на пути лекарства к пациенту и т.д.);

• создать систему, включая агентство, оценки и внедрения новых технологий. На темпы развития телемедицины жалко смотреть, мы отстаем технологически постоянно.

• Исключить уголовную ответственность врачей за неосторожные формы деяний в связи с тем, что они относятся к невиновному причинению вреда, которое имеется вследствие неопределенности в работе врача – сложность точной диагностики, влиянии на организм выбранных методов, точная оценка всех факторов, влияющих на пациента. У нас фактически имеется презумпция вины врач. Сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого, а суд и следователь не вправе основываться на предположениях. Применение такого понимания позволяет говорить о декриминализации действий врача в УК РФ, но поскольку ответственность за свои действия быть должна, то следует ввести административную ответственность за нарушение стандартов, порядков, законов и пр. вплоть до лишения права заниматься медицинской деятельностью; сегодня врач не может извиниться перед пациентом, отрасль прячет ошибки, не анализирует их, не исправляет, вырабатываются элементы криминального поведения, типа переписывания карт, убегания от пациентов и их близких в случае негативного исхода, выкрики «идите в суд, все равно ничего не докажете».

• и последнее: медицинский персонал надо учить доброжелательности. Если вы хотите получить лояльного пациента, проявите лояльность сами: научитесь общаться, вести диалог и т.д. Агрессия в отрасли растет как снежный ком.

Напоминаю, что здравоохранение – самая чувствительная сфера жизни общества. Поэтому возвращение сюда порядка – важнейшая задача государства. Сегодняшний рост агрессии сам по себе может привести к серьезным социальным потрясениям.

 


вернуться в раздел новостей