с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Бумажный документооборот может исчезнуть из медучреждений через пять-семь лет
12 Апреля 2019 г.

При грамотно проведенной информатизации через пять-семь лет бумажный документооборот может исчезнуть из медучреждений. Регулятору следует определить условия и правила доступа пациентов к медицинским данным через личный кабинет, порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) пациентом и врачом, законодательно отрегулировать вопросы информационной защиты данных. Так заявил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

 

Тема информатизации здравоохранения обсуждалась в рамках XV международного форума «Medsoft–2019» с участием представителей пациентского сообщества, IT-специалистов, юристов. Мнение Александра Саверского поддержали участники отрасли, основной посыл дискуссии сводился к одному: Минздрав до сих пор нормативно не приравнял электронный документооборот к бумажному. В связи с этим большинство медучреждений по сути сопротивляется цифровизации, так как врачи вынуждены делать двойную работу.

«Мы отчетливо понимаем, что в течение ряда лет переход на электронные документы произойдет полностью. Ну не будет в медицинских организациях бумаг через пять-семь лет. Соответственно, мы уже сейчас должны предусмотреть, чтобы пациент был в курсе, мог участвовать в процессе лечения и подписывать электронные документы. Следует определить, какие виды документов будут доступны пациенту, а какие его не касаются, должны учитываться внутри медицинской организации и не будут подгружаться в его личный кабинет», – уточнил Александр Саверский.

До сих пор не определены аспекты электронного документооборота в медицинской организации, касающиеся статуса таких документов и порядка доступа к ним уполномоченных органов, нет стандартов совместимости медицинских информационных систем между регионами. В приказ Минздрава от 09.01.2018 № 2н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению"» включена только часть медицинских документов.

Еще один приказ Минздрава, касающийся порядка обезличивания сведений, которые медицинские организации должны передавать в ЕГИСЗ, распространяется только на электронную медицинскую карту, упоминаний других видов медицинских документов в нем нет. «Приказ Минздрава о порядке организации электронного документооборота в здравоохранении мы ждем уже год. Ведь сегодня главная ненависть со стороны медицинских организаций в отношении нас, айтишников, состоит в том, что врачи должны вести двойную работу. Ключевых вопросов два: как этот электронный документ будет доступен сторонним, в первую очередь проверяющим органам, и как этот электронный документ предоставить самому пациенту», – пояснил руководитель направления цифровой медицины ООО «Инвитро» Борис Зингерман.

По его словам, учитывая динамику перемен, скорее всего, ситуация неопределенности продлится еще несколько лет. До сих пор нет порядка перехода медицинских организаций на применение УКЭП. «В связи с переходом на электронный документооборот появляются масштабные проблемы в медицинских организациях, к которым они не готовы совершенно: нет нормативки, опыта управления полномочиями пользователей по их аутентификации, отзыву электронных ключей, использованию усиленных квалифицированных электронных подписей. УКЭП – это проблема, это напряг. Так как у нас одних только врачей 600 тысяч, поэтому, прежде всего, это проблема цены», – считает профессор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Андрей Столбов.

Отдельный вопрос – защита информации от несанкционированного доступа. Выступавший на конференции президент АО «Медицина» Григорий Ройтберг признался, что каждый раз вздрагивает, когда слышит о случаях утечки персональных данных пациентов из медучреждений: «Я понимаю, что абсолютной защиты у нас нет», – заявил он.

По данным, приведенным на «круглом столе» в Госдуме 1 апреля заместителем министра по цифровизации здравоохранения Еленой Бойко, в настоящее время в стадии обсуждения находятся четыре нормативных акта по цифровизации здравоохранения. Первый – порядок ведения нормативно-справочной информации (НСИ) для формирования единого классификатора. Он даст единые правила для всех разработчиков МИС. Второй акт – порядок информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от него для граждан. Подписав его, пациенты смогут получать удаленную телемедицинскую помощь. Готовятся к выходу также приказ о выдаче медорганизациями справок и медзаключений дистанционно, в электронном виде, и документ, регламентирующий сроки предоставления медицинских документов и копий выписок из них. Все эти документы будут приняты в ближайшее время.

Татьяна Бескаравайная

 


источник :  medvestnik.ru

вернуться в раздел новостей