с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

У родственников пациентов могут появиться новые основания для судебных исков
12 Апреля 2019 г.

Юристы, специализирующиеся на медицинских делах, обсудили определение Верховного суда России от 25 февраля 2019 г. по иску Натальи Задворовой к Мегионской городской больнице № 1 (ХМАО) о компенсации морального вреда за смерть супруга. Специалисты считают, что была использована практика Европейского суда по правам человека, который выделил категорию «тесная духовная и эмоциональная связь».

 

«По мнению истицы, ее супругу был установлен неверный диагноз, он был госпитализирован в непрофильное отделение и находился в палате без оказания медицинской помощи. В больницу он пришел самостоятельно, был в сознании, а через три часа после поступления скончался. Она лишилась дорогого и любимого человека, чувствует себя одинокой и беспомощной. Женщина просила взыскать с больницы компенсацию морального вреда в размере 3 млн рублей», – рассказал об обстоятельствах дела управляющий Центром медицинского права Алексей Панов.

Судебно-медицинская экспертиза причинно-следственной связи между действиями работников больницы и смертью пациента, которая наступила в результате отека легких, не выявила. При этом суд установил факты несвоевременного и ненадлежащего оказания медицинской помощи, поэтому счел, что супруге умершего был причинен моральный вред. Он выразился, в частности, в том, что в момент смерти пациент находился на полу в стационаре больницы. Суд первой инстанции решил взыскать с учреждения 750 тыс. руб.

Апелляционная инстанция постановила, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований, и отменила его решение.

Однако истица подала кассационную жалобу в Верховный суд России, который счел, что на компенсацию морального вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи имеет право не только сам пациент, но и его родственники, и близкие ему люди, которые претерпевали нравственные страдания. Решение суда первой инстанции было оставлено в силе: истица получила 750 тыс. руб.

«Что следует из этого определения суда? Если имели место нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинен вред жизни и здоровью или доказано ненадлежащее оказание медицинской помощи, то близкий человек имеет право заявить иск, – говорит Алексей Панов. – Возмещение в 750 тысяч рублей при отсутствии прямой причинно-следственной связи – это значимый прецедент, на который будут ориентироваться стороны судебного процесса. А основания можно считать новыми, поскольку ранее они не встречались часто».

Заявительница пояснила, что ей не смогли объяснить причину смерти супруга, сказать, в какой палате он находился, и выяснилось, что медработники не знали, что тело супруга уже находится в морге больницы. Новизна этого дела – в судебном правоприменении, считает старший юрисконсульт «ЮрБюро» Дмитрий Гаганов. «Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственника. Здесь же напрямую было показано, что нематериальные блага сохраняются, даже если нет прямого указания в законе на нарушение прав. Была использована практика Европейского суда по правам человека, который выделил категорию "тесная духовная и эмоциональная связь". Эти связи были отнесены к нематериальным благам», – отметил он. 

Моральный вред возмещен не по факту потери кормильца, а из-за переживаний – нарушенного нематериального личного блага, согласился юрист, председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом «Гефест», врач-невролог Игорь Степанов. «В таких случаях нужна точная экспертиза: испытывал ли больной страдания от ненадлежащей медицинской помощи или от естественного течения основного заболевания, – отметил он. – Возможен рост числа исков по подобным основаниям, ведь их могут одновременно подавать несколько родственников».

При этом в российском судопроизводстве практически не применяется судебно-психологическая экспертиза, добавил Дмитрий Гаганов. «Насколько выражены нравственные страдания, решает судья. В моей практике было похожее дело, когда судья оценил несоответствие исковых требований родственника его фактическому поведению – он не пришел в больницу сразу, хотя был сильно привязан, не предпринял определенных действий», – сказал юрист.

Алексей Панов советует медицинским учреждениям находиться в тесном контакте с родственниками, чтобы избежать подобных исков. «Если больницы не будут работать с близкими пациентов – общаться, давать пояснения, приносить извинения, – количество исков по таким основаниям начнет динамически увеличиваться уже через полгода», – считает эксперт.

Ольга Коберник

 


источник medvestnik.ru

вернуться в раздел новостей