с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Сможет ли Георгий Полтавченко сделать лучше петербургское здравоохранение?
21 Мая 2012 г.

В первом послании депутатам ЗакСа губернатор довольно много места уделил здравоохранению, сказал, что город тратит на здравоохранение огромные деньги неэффективно: «Я вижу большое несоответствие между теми деньгами, которые тратятся на городское здравоохранение, и тем, что творится сегодня в наших поликлиниках». Губернатор заявил, что ситуацию можно изменить.


Как сделать амбулаторную помощь доступной?


Беды амбулаторной помощи губернатор подметил верно. Функции поликлиник вынуждены частично выполнять «Скорая помощь» и стационары. А почему? Полтавченко уверен: из-за недостатка кадров в поликлиниках, но причин этого недостатка, похоже, он не знает. А они, прежде всего, в том, что амбулаторная помощь в нашей системе здравоохранения всегда была на задворках: поликлиники находятся в ведомстве районных администраций, а у Комитета по здравоохранению есть свои подведомственные учреждения - стационары, городские центры...

Невозможно записаться к офтальмологу в поликлинику? «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина», — требовала, будучи губернатором, Валентина Матвиенко. Георгий Полтавченко, кажется, пытается подойти к этой проблеме с другой стороны, расширив возможности для получения амбулаторной помощи.

Дело хорошее. Но до сих пор это оставалось благими намерениями. Например, уже во время руководства городом Полтавченко Территориальный фонд ОМС предлагал уменьшить очереди к офтальмологам поликлиник незамысловатым способом: предоставить возможность тем, кто посещает окулиста, только чтобы выписать или поменять очки, обращаться в салоны оптики с полисом ОМС бесплатно. Не тут-то было: в прошлом году город закупил 95 комплектов дорогого современного оборудования для оснащения офтальмологических кабинетов. Не простаивать же ему. Поэтому в Комитете по здравоохранению идею с оптиками не одобрили.

Но оборудование все равно будет простаивать, потому что для полного обследования на нем требуется 35 минут, а нормативное время приема пациента у офтальмолога — 12 минут. И офтальмологов в поликлиниках не хватает, и пациентов столько, что и 12 минут каждому уделить не всегда удается… Так что пусть все «простаивают»: пациенты — в очереди, оборудование — в кабинетах.

В некоторых из 112 современных лор-кабинетов, оснащенных в прошлом году по программе модернизации, новые аппараты так и стоят нерасчехленными — работать на них некому, отоларингологам в возрасте под 60 лет трудно переучиваться.

Почему пациенты с полисом ОМС никому не интересны

«Доступ к специалистам и отдельным видам исследований будем расширять за счет возможностей стационаров» — предложил губернатор способ решения проблемы первичного приема и диагностики.

Для пациентов с полисами ОМС идея опять-таки хорошая, но для стационаров совсем неинтересная. Потому что большая часть пациентов их амбулаторной службы получают помощь либо за наличные, либо по полису ДМС. То есть эта служба — не более чем способ заработка для медицинского учреждения.

«Если район не может обеспечить обследование в сроки, указанные в территориальной программе гарантий ОМС, пациент будет перенаправлен в частную клинику. Частная медицина охотно его возьмет, — уверен Георгий Полтавченко, — потому что тогда не будет простаивать дорогостоящее оборудование».

Сегодня уже несколько десятков частных клиник вошли в систему обязательного медицинского страхования. Как минимум в половине из них сотрудники регистратуры отвечают, что даже не слышали о том, что их медицинский центр обслуживает пациентов с полисом ОМС, другие вошли только «первичным приемом» — первое посещение врача бесплатно, а его назначения, в том числе диагностику предложат сделать за наличный расчет. Третьи — таких меньшинство — вошли целым комплексом услуг в систему ОМС, безропотно их оказывают по направлениям из районной поликлиники, но никак это не афишируют, опасаясь наплыва «дешевых» пациентов.

Не хватает врачей в старых центрах — построим новые


«В дальнейшем имеет смысл строить не только поликлиники, но и крупные клинико-диагностические центры с дневными стационарами и современным оборудованием. — сказал губернатор. — И предусматривать поквартальные или внутридворовые офисы семейного врача, которые возьмут на себя основную нагрузку первичных обращений». Почему надо направлять пациентов на диагностику в частные клиники, которые не хотят, чтобы их оборудование простаивало (например, МРТ пациентам с полисом ОМС они могут назначить на 4 часа утра) и строить новые центры диагностики? Почему не сделать так, чтобы в городских медицинских учреждениях оборудование, которое уже есть, работало 24 часа в сутки, как в частных клиниках, а не 6, в лучшем случае 12 часов, как сейчас?

Если для этого не хватает специалистов, то откуда они возьмутся в новых центрах? По программе модернизации в городские поликлиники в прошлом и в этом году закупили аппараты для УЗИ (101), рентгенографии (57), цифровые маммографы (27) и т.д. В лучшем случае в 20.00, а чаще – в 16.00 аппаратура выключается, потому что работать на ней некому. В результате ее моральный износ наступает раньше физического, чего ни в одной клинике Европы не допускают.

Надежда — на студентов

Еще один способ справиться с проблемой недостатка кадров в поликлиниках — создание офисов семейных врачей. Но наша амбулаторная служба, как сообщающиеся сосуды, — доктора, которые получили специализацию врачей общей практики, уйдут из районных поликлиник, где работают сейчас терапевтами. Значит, возникнет дефицит терапевтов в поликлиниках, а это сегодня единственный специалист в амбулаторном звене, к которому можно попасть быстро. Губернатор уповает на студентов-медиков, которых по обещанию Минздравсоцразвития вузы будут присылать на стажировку, и на студентов-бюджетников, которых обяжут отрабатывать их обучение в государственной медицине. Но когда это будет? Подобные предложения звучат уже как минимум лет десять.

Медицина как человеческая проблема

Послание губернатора можно цитировать, как нашу Конституцию, в которой все правильно, все обещано, но невыполнимо. Потому что нет сегодня возможности решить главную проблему — недостатка кадров в здравоохранении. Сколько бы ни говорила министр Татьяна Голикова, что петербургские медицинские учреждения лучше всего в стране обеспечены врачами, от ее слов, как от халвы, слаще не становится. И кажущиеся огромными финансовые потоки таковыми не являются: денег в здравоохранении как не хватало, так и не хватает. Особенно в амбулаторном звене.

Как следует из отчета нашего Терфонда ОМС за прошлый год, стоимость одного посещения врача в поликлинике увеличилась на 9,8%, в то время как койко-дня в стационаре — на 14,5%. Да, у стационаров тоже много проблем, в том числе с кадрами — не хватает медсестер и санитаров. А врачей достаточно. Хотя были времена, когда и их не хватало. Но у врачей существенно выросли зарплаты, материальное положение еще больше изменилось, когда появились программы высокотехнологичной помощи (федеральная и городская), по которым лечение оплачивается в полном объеме, пришли компании добровольного медицинского страхования со своими платными пациентами… И сегодня если в стационарах не хватает квалифицированных врачей, например, сосудистых хирургов, их не берут со студенческой скамьи, а приглашают из других регионов, и они к нам едут. Кто поедет на убогие условия работы в амбулаторно-поликлиническом звене?

Георгий Полтавченко говорит: «Средняя зарплата у врача-специалиста — 29 851 рубль, у медсестры — 23 582 рубля». Это пресловутая средняя температура по больнице. Рядовой врач поликлиники, чтобы получить эти деньги, должен работать на полторы ставки, выполняя норму приема пациентов: по некоторым специальностям она составляет 10 минут на прием.

Предполагается, что информатизация рабочего места врача, ведение электронных карт освободит врачу время для пациента. Когда это еще будет? И как обучить врачей предпенсионного и пенсионного возраста, которых в поликлиниках 60%?

О каких бы способах изменения ни говорил Георгий Полтавченко в своем послании и как бы ни были верны его намерения, все они упираются в одну большую проблему — кадры. А кадры — это зарплаты и условия работы, в том числе нереальные нормы приема пациентов. Если продолжится программа модернизации, то с условиями работы, возможно, что-то изменится. Но если не будет нормальной оплаты труда врача, медсестры и санитарки, все благие намерения останутся посланными в никуда.

 


 

источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей