с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Как обманывают москвичей при получении медуслуг и реально ли защититься
23 Мая 2019 г.

22 мая ВЦИОМ обнародовал данные опроса, согласно которым уровень недоверия врачам с 2010 года вырос с 35 до 55 процентов. Одна из причин — коммерциализация медицины, целью которой становится не столько помощь пациентам, сколько зарабатывание денег. О том, как нам навязывают совершенно ненужные, но дорогостоящие медицинские услуги — в сегодняшнем выпуске тематической страницы «Медицина».

 

Каждый из нас — пациент и каждый, увы, платил за лечение деньги. Как говорил Михаил Жванецкий — «Даром лечиться — это даром лечиться». Так было в СССР. А сейчас, даже заплатив лично доктору или в кассу по прейскуранту, ты не уверен, что тебя будут лечить. Вполне возможно, тебя просто станут «доить», вынуждая тратить все больше и больше.

Схемы «развода»

Пациентов «разводят» по нескольким нехитрым, но очень эффективным схемам, противостоять которым довольно трудно.

— Вы приходите в клинику, и вам тут же назначают кучу анализов: крови, мочи и чего угодно. А потом — дорогостоящие обследования — например, компьютерную томографию (КТ), или МРТ, или УЗИ, — рассказывает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. — И поскольку вы в медицине ничего не понимаете, то не сможете разобраться, нужно ли вам все это. Вы просто заплатите.

Второй способ «развода» — признать ваш случай очень сложным и отправить к другим специалистам. Есть, например, даже негласное «правило четырех врачей». Это значит, что вы как врач должны показать пациента еще трем специалистам — чтобы они оценили ваш «тяжелый случай», — пояснил Саверский. — Разумеется, за прием у каждого доктора пациент заплатит. А потом, в свою очередь, коллеги приведут «трудного» пациента вам. И все заработают, всем будет хорошо. Кроме самого пациента.

Третий способ — назначение ненужных процедур. Например, физиолечения, которое реально может быть совершенно ненужным.

— И нет ни одной сферы медицины, где бы пациента не «разводили» на деньги. Сегодня любая врачебная помощь — хоть стоматологическая, хоть гинекологическая — в той или иной степени коммерческая, — уверен Саверский. — Потому что это просто бизнес. В уставе любой частной клиники четко сказано, что цель деятельности — извлечение прибыли.

Что делать с ОМС

В государственных клиниках помощь, к счастью, бесплатна. Но — только в рамках ОМС.

Вот и получается: хотите пломбу не цементную, а хорошую — платите. Хотите услугу вне стандартов ОМС — деньги в кассу.

— Недавно прихожу в районную стоматологию. Зуб, говорю, болит. Сделали снимок, — рассказывает жительница Северного округа Анна Каминская. — Оказывается, у меня лезет зуб мудрости. Отправляют к хирургу. Он посмотрел снимок и говорит: зуб — сложный, удаление таких не входит в программу ОМС, идите в кассу. Пришлось заплатить. А если бы у меня денег не было, как тогда?

Александр Саверский сетует:

— Я не очень понимаю, как можно лечиться в рамках программы ОМС. Потому что ОМС — это всегда частично. Но невозможно, согласитесь, частично вылечить пневмонию. Или частично вырезать аппендицит. А наша бесплатная медицина, она именно такая — частичная.

Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев уточняет:

— Сегодняшняя медицина — история невероятно дорогая. Людям ведь и сердце могут пересадить! Если медицинскую помощь не ограничивать никакими рамками, то государство, оказывая ее бесплатно, просто в трубу вылетит, — убежден Виктор Николаевич. — Московская территориальная программа ОМС и так достаточно широкая. Город в последние годы модернизировал всю систему здравоохранения, закупил медицинское оборудование европейского уровня, резко повысил доступность поликлиник. Но даже Москва не в состоянии бесплатно оказывать любую медицинскую помощь! Так что платность в муниципальных медучреждениях все равно сохранится — это объективно. Главное, чтобы помощь была качественной. Сейчас — в связи с беспрецедентным ростом зарплат медиков — город сохранил кадры для муниципальной медицины. Так что на качество услуг вполне можно надеяться. А вот в частных клиниках, где зарплата врачей напрямую связана с числом пациентов, речь часто идет не столько о качестве, сколько о количестве ваших денег.

Игра в одни ворота

По словам Александра Саверского, сегодня, как только ты согласился оплачивать медуслуги — через кассу или лично врачу, — тебя могут начинать «разводить».

— Пациент — идеальный покупатель услуг. Потому что он пришел не просто так, а потому что ему больно и он хочет от этой боли избавиться.

То есть он сильно замотивирован. Кроме того, он практически не может проверить то, что говорит врач, он абсолютно зависит от другой стороны сделки (а покупка медуслуги — это именно сделка). Помимо этого, он не может отказаться, если ему сказать, что от этой услуги зависит его жизнь. И вот получается: человек платит, надеясь приобрести здоровье. А врач не продает ему здоровье! Он продает процесс оказания услуги — «удовольствие» полежать в палате или на операционном столе, посидеть в кресле стоматолога. Результат он гарантировать не может.

Найдите своего врача

По мнению специалиста, начать напрягаться нужно сразу, как только заболели. Проверьте свои симптомы в Интернете — о каком диагнозе они могут свидетельствовать. Затем через знакомых постарайтесь найти хорошего врача, который реально помогает. Если уж и платить, то хорошему специалисту.

— А вот найти своего врача крайне сложно, — считает Александр Саверский. — Формально, по закону, мы, имея в кармане полис ОМС, можем выбирать любое лечебное заведение и любого врача «с учетом территориального участкового принципа». Это само по себе странно.

Это как выбрать для покупок любой продуктовый, но в рамках одной торговой сети и только в своем районе! Но выход тем не менее есть.

— Сейчас довольно активно развивается телемедицина, когда получить консультацию можно, не встречаясь с врачом лично. Конечно, такой «удаленный» врач тоже может быть заинтересован, чтобы вы пришли к нему лично и заплатили еще, — рассказывает Саверский. — Но иногда бывает, что сами условия его работы не предполагают дальнейших личных консультаций, тогда гарантий его честности больше.

Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович сомневается:

— Телемедицина у нас слишком забюрократизирована. Поликлиники не очень спешат устанавливать диалог с пациентами через Интернет, потому что сейчас довольно сложный процесс идентификации врача и пациента, — отмечает Попович. — Надо делать более удобную, очень четко и понятно работающую систему.

При этом, как убеждена эксперт, первичный диагноз все равно должен поставить врач при личном визите пациента. Но пациенты все-таки больше надеются на Интернет.

Больше верят Интернету

По итогам опроса, который провели эксперты Высшей школы экономики, 50 процентов респондентов считают правильным до обращения к врачу почитать информацию о болезни в Сети или сделать интернет-диагностику. Сегодня, как рассказывают авторы исследования, в Сети доступно более 20 тысяч (!) ресурсов по диагностике и профилактике различных болезней. Они предлагают, в частности, отслеживать самочувствие, выдавать рекомендации по лечению и лекарствам, проводить расшифровку анализов и симптомов.

Больше всего такими сервисами увлекаются представители «поколения игрек» (generation Y) или, как их еще называют, «миллениалы» — люди, родившиеся после 1981 года.

Они сегодня больше всего вовлечены в цифровые технологии. «Миллениалы» симптомы изучают в первую очередь в Сети, препараты часто покупают в онлайн-магазинах, самодиагностируются через веб-сервисы. Могут зайти в аптеку за уточняющей консультацией. Врача посещают в крайнем случае, озвученный им диагноз нередко ставят под сомнение, отмечают в своем исследовании по итогам опроса доцент факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Галина Полынская и выпускница магистратуры этого факультета Маргарита Месропян. При этом сами представители «поколения игрек» осознают, что риск получить неверный диагноз при самодиагностике довольно высок. По итогам опроса этого боятся 35 процентов пациентов. Столько же озабочены проблемой результативности самолечения. Однако нежелание обращаться к врачам все равно пересиливает. А базируется это нежелание на недоверии к медикам, плохом обслуживании в медорганизациях, на назначении дорогих или неэффективных лекарств.

Стоит ли рисковать

Лариса Попович подчеркивает:

— Проблема самодиагностики и самолечения крайне серьезная, — рассказывает эксперт. — Почему россияне сами себе ставят диагнозы? Это можно объяснить сразу несколькими факторами. И очень высоким недоверием к официальной медицине. И национальной чертой — склонностью к риску. Авось пронесет. И недоступностью по разным причинам медицинских услуг. В результате мы наблюдаем крайне нехорошую тенденцию.

К чему могут привести самодиагностирование и самолечение?

— К неожиданным последствиям и накопленным болезням, — отмечает эксперт. — Какими бы продвинутыми ни были компьютерные программы, они никогда не заменят профессионального врача. При самодиагностике получится как у Джерома К. Джерома: «…единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка».

Александр Саверский привел цифры: согласно опросу ВЦИОМ, с 2010 года уровень недоверия врачам вырос с 35 до 55 процентов.

— Почему? А потому что мы окончательно вошли в рынок. У врача появилась задача не лечить, а деньги зарабатывать. Выход тут один — выстраивать нормальную государственную систему бесплатной медицинской помощи. А частники пусть только закрывают в ней дыры. Сегодня так и происходит, но пока дыры довольно велики, — рассуждает эксперт.

Он привел пример. Сегодня консультации многих узких специалистов можно получить только в КДЦ — консультативно-диагностических центрах. Там и врачи более опытные, и аппаратура лучше, чем в поликлиниках. Но есть проблема: во-первых, приема в КДЦ довольно долго ждать. Часто — несколько недель. Во-вторых, часто они расположены не возле дома, а в другом районе, куда нужно ехать.

— В итоге работающий человек встает перед дилеммой — терять половину рабочего дня (если с работы отпустят) или быстро получить консультацию и пройти обследование рядом с домом в платной клинике, — пояснил эксперт. — И он часто выбирает второй вариант, попадая на медицинский «конвейер», цель работы которого — получить с него как можно больше денег.

Сдвиг в мозгах

По мнению Саверского, в последние годы в медицине произошел парадигматический сдвиг. Она стала бизнесом. И с этим трудно что-то сделать, потому что все сдвинулось в мозгах многих врачей.

— Человек, он уже не лечит. Он — зарабатывает. Назначая дополнительные ненужные анализы. Например, он понимает, что это неправильно, стыдно, но оправдывает себя — «я просто немножко перестрахуюсь, вреда-то не будет».

А это «немножко» для пациента — время, деньги и часто риск. И когда каждый врач «немножко перестраховывается», медицина становится дико дорогой, пояснил эксперт.

И рассказал историю про знакомого профессора, который был вице-президентом по этике одной из профессиональных медицинских организаций. Однажды к нему на экзамен пришел студент-стоматолог. Высокий красавец-грузин.

Не мог ответить ни на один вопрос, полный ноль. И профессор, отложив в сторону экзаменационные билеты, спросил: ну хотя бы скажи, чем хороший врач отличается от плохого. И студент, не задумываясь, ответил: «Хороший зарабатывает за смену 100 баксов».

— Я спросил у профессора: «И как же вы с этим студентом поступили?» Тот пожал плечами: «Поставил тройку и отпустил». В этот момент я понял: все, приплыли, — рассказывает Саверский. — В общем, спасение утопающих... Ну, сами знаете. Пока единственный вариант не попасть на «развод» — лечиться по знакомству.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Айвазян, адвокат:

— Историй, когда пациента «раскручивают» на деньги, к сожалению, очень много. Назначают ненужные обследования, берут ненужные анализы, а иногда даже делают ненужные операции. Чтобы доказать в суде, что вас обманули, и взыскать материальный и моральный ущерб, нужно иметь две вещи. Первая — договор об оказании медицинских услуг. То есть свидетельство того, что вас за деньги лечили. Второй необходимый документ — копия медицинской карты. И по закону «О защите прав потребителей», и по медицинскому законодательству вам обязаны ее дать. Поэтому настаивайте на своем, требуйте. С этими документами вы можете обратиться либо в судебно-медицинскую экспертизу, либо к любому врачу, который даст заключение, что вас лечили неправильно. Этот документ — повод для обращения в суд. Правда, учтите: за это заключение вам наверняка придется заплатить. Да и само судебное разбирательство займет много времени и сил. Если они есть — вперед. Суды нередко встают на сторону пациентов.

СПРАВКА

Будьте особенно осторожны, когда обращаетесь в платную клинику с полисом ОМС. Дело в том, что многие платные клиники работают с этими полисами, оказывая пациенту услуги бесплатно, а потом беря за них деньги из фонда Обязательного медицинского страхования. Проблема в том, что абсолютное большинство пациентов понятия не имеет, какие именно услуги включает в себя полис ОМС. В итоге, надеясь сэкономить, люди идут в частную клинику, а там с них берут деньги за бесплатные медуслуги (скажем, УЗИ по полису ОМС), а потом берут деньги еще и с фонда Обязательного медстрахования. Вывод: перед тем как идти с полисом ОМС в платную клинику, обратитесь в фонд и узнайте, можете ли вы получить необходимую услугу в рамках программы ОМС.

КСТАТИ

Один из способов, который активно практикуют врачи, — рецепты на фирменном бланке клиники. Как правило, врач рекомендует обращаться в строго определенную аптеку, где пациенту с этим рецептом сделают скидку. Скидку и правда делают, но само лекарственное средство очень дорого, а врач потом получает от аптеки процент за каждого клиента. Чтобы не стать жертвой «развода», выясните цены на лекарство в других аптеках. А лучше купите его аналог — средство с тем же действующим веществом, но более дешевое.

Никита Миронов

 


источник :  vm.ru

вернуться в раздел новостей