с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Эксперты «АН»?– о разделении Министерства здравоохранения и социального развития
31 Мая 2012 г.

С оглашением нового состава российского правительства ушло в историю одно из самых одиозных ведомств?– Министерство здравоохранения и социального развития. Управление социальной сферой вернулось к той же схеме, что существовала 8 лет назад, до момента создания ведомства Зурабова?– Голиковой. Организованы две министерские «команды», одна из которых будет заботиться о здоровье нации, а вторая?– решать проблемы занятости населения и социального обеспечения. Вылечит ли такая мера многострадальную российскую «социалку»?

 

Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений:

– Когда в 2004 году ведомства объединялись, авторы этого проекта исходили из идеи, что здравоохранение и прочая «социалка» (в частности, трудовая сфера)?– вещи очень близкие. Поэтому и решили, что управлять ими вполне возможно из одной точки. Как сейчас понятно, расчёт оказался неверным. Уже очень скоро выяснилось, что новое ведомство по большей части сосредоточилось на здравоохранении и «пенсионных» вопросах: эти проблемы?– всегда на виду, волнуют население и требуют постоянного внимания. А?другие, не менее важные дела, которыми раньше занималось Министерство труда и социальной защиты, оказались, что называется, в загоне. В первую очередь речь идёт о политике в отношении рынка труда. Там по определению нельзя, как в том же здравоохранении, заниматься исключительно поиском бюджетных средств и их дальнейшей раздачей. В этой сфере нужен стратегический подход. Я надеюсь, что возрождение отдельной структуры эту проблему решит. Во всяком случае, хуже уж точно не будет.

Александр САВЕРСКИЙ, руководитель Лиги пациентов:

– Появление отдельного Министерства здравоохранения могу только приветствовать. Ведомство, которое одновременно занималось и трудом, и здоровьем граждан, и прочими социальными вопросами, себя явно не оправдало. Подтвердить это можно хотя бы тем, что за 8?лет существования Минздравсоцразвития число граждан, недовольных системой здравоохранения, выросло с?62?до 91% населения страны.

Огромный плюс разделения вижу в том, что у нового министра здравоохранения есть возможность сосредоточиться на вопросах, которые ей понятны (назначенная на пост Вероника Скворцова?– профессиональный врач.?– Прим. «АН»), не отвлекаясь ни на что другое. И?эта возможность, на мой взгляд, даёт существенный шанс на решение многих проблем.

Александр ШАТИЛОВ, заместитель директора центра политической конъюнктуры:

– «Большое» Министерство здравоохранения и социального развития создавалось в момент, когда экономическая ситуация в стране была довольно благополучной. Поэтому власти сочли возможной реализацию широкой социальной программы (вспомним хотя бы знаменитые нацпроекты). Для того чтобы централизованно решать масштабные организационные задачи, понадобился единый центр. Им и стало новое «суперведомство». Однако сейчас ситуация, на мой взгляд, существенно поменялась. Например, в том же здравоохранении, на мой взгляд, государство готово пойти на жёсткие и непопулярные меры – например, постепенное увеличение доли платных услуг. Осуществлять такие шаги от имени министерства со словом «социальный» в названии, согласитесь, как-то неловко. Так что, по моему мнению, Министерство труда и социального развития будет по мере возможности заниматься реализацией социальных обязательств, а новый Минздрав, вполне вероятно, «зашагает» по пути жёстких и несимпатичных народу решений.

Оксана СИНЯВСКАЯ, заместитель директора Независимого института социальных исследований:

– На мой взгляд, автономно действующее Министерство труда способно помочь в решении ряда насущных проблем. Например, сбалансировать ситуацию с управлением сферой трудовых отношений. Сегодня большинство соответствующих полномочий переброшено на регионы, а контроль федерального ведомства, на мой взгляд, здесь необходим.

Тем не менее сейчас очень сложно точно сказать, насколько эффективным окажется этот шаг. Безусловно, появление отдельных министерств труда и здравоохранения?– движение в сторону общемировой практики. Но успех зависит не от количества ведомств, а от того, насколько эффективными окажутся руководители, которые их возглавят.

 


 

источник :  www.argumenti.ru

вернуться в раздел новостей