с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

«Будьте добрее к врачам»
08 Июня 2011 г.

В недавней публикации «Медицина на троечку» мы подняли весьма болезненную и практически вечную тему взаимоотношений врача и пациента. Никогда, ни в одну эпоху они не были простыми. И последние опросы населения показывают, что этой неприятной традиции следует большинство россиян. Калужане также недовольны качеством работы врачей-земляков. Целый ряд претензий вызвал ответную реакцию: врачи оказались недовольны отношением пациентов. В чем конкретно можно упрекнуть посетителей клиник, насколько справедливы замечания о поведении медицинских работников, что и как нужно менять в самой системе?  Продолжение темы - в интервью с президентом общественной организации «Врачи Калужской области», главным врачом Калужского областного центра по профилактике и борьбе со спидом и инфекционными заболеваниями Еленой АЛЕШИНОЙ.

Здоровье - дело тонкое

- Прежде всего давайте разберемся, что население понимает под словом «здоровье» и всегда ли его состояние зависит от врача и качества медицинских услуг.  Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это физическое, духовное и моральное благополучие, в какой-то степени это чувство счастья. И тревога на душе зависит не от плохого здоровья, а от целого ряда других причин. В этом вина совсем не медицины, а экономического благополучия, политических и социальных обстоятельств,  образа жизни, который ведет человек.

Даже когда человек попадает в больницу, состояние его здоровья на 25 процентов определено еще при рождении его наследственностью. Я хочу сказать, что медицина влияет на здоровье в меньшей степени, чем образ жизни, окружающая среда и наследственность. Медицина может повлиять на популяцию в 20 процентах случаев. Если человек курит, торчит у компьютера, не занимается спортом, запивает алкоголем свои проблемы, то сохранить здоровье медицина ему помочь не сможет. 

Кадры заняты 34 часа подряд

- В публикации говорилось о том, чем недовольны люди. К примеру, о том, что врачи грубы с пациентами. Безусловно, ни одному человеку на свете не делают чести хамство и формализм.

На самом деле зачастую речь идет не о невежливости, а об элементарной человеческой усталости, потому что для обеспечения нормальной жизни врачу приходится работать по многу часов. Давайте посмотрим на проблему на примере нашего центра: несмотря на то что штат укомплектован достаточно хорошо и зарплата у наших специалистов не ниже, чем в среднем по отрасли, с Москвой мы конкурировать не можем. Там врачи могут получать от 70 до 100 тысяч, и такой уровень доходов, конечно,  манит. В области, чтобы заработать в обычном стационаре 20 тысяч рублей, нужно работать на полторы ставки, дежурить по ночам и выходным и еще оказывать платные услуги. В результате - катастрофическая нехватка кадров, а «пробелы» в графике приема закрывать надо. Коэффициент совместительства в области - больше двух. То есть в среднем врач работает не меньше 14 часов в сутки. 

 Представьте себе такой режим дня: вы отработали прием в клинике до четырех часов дня, потом отправились на дежурство (а это - работа с трудными пациентами) - до восьми утра, а затем - снова на прием. Итого - где-то 34 часа врачебной практики. Как вы думаете, в таком режиме как долго и насколько качественно может работать врач? А если в руках скальпель? И дело даже не в желании заработать, а в том, что иногда в услугах врача нуждается гораздо большее число людей, чем есть свободных специалистов.

Пациенты часто жалуются на то, что врач уделяет им мало времени,  больше тратит его на заполнение бумаг. Так вот: есть норматив - 12 минут на пациента. Ни больше ни меньше. А без заполнения необходимых и многочисленных бумаг больнице не компенсируют затраты на лечение пациента. Есть и еще один нюанс: врач не может и не должен полностью погружаться в проблему пациента, это психологически очень опасно. За год-два работы в таком случае может возникнуть синдром профессионального выгорания, и тогда человек придет и положит заявление об уходе на стол - работать в таком состоянии невозможно в 90 процентах случаев.

К сожалению, наших врачей не учат азам конфликтологии. Как вести себя таким образом, чтобы разрешить спорную ситуацию, не прибегая к вербальному давлению на собеседника или клиента.

Хотите увеличить время? Пожалуйста, но тогда за рабочее время специалист примет меньшее число людей. Или придется существенно расширить штат, число помещений, а следовательно, и затраты на медицину во всероссийских рамках. Готова ли к этому страна? Это серьезный вопрос.

Основы законодательства об охране здоровья

Image

-  Сейчас предметом общественного обсуждения стали принятые в первом чтении на федеральном уровне основы законодательства об охране здоровья. У них немало достоинств. Прежде всего, наконец-то введены понятия медицинской помощи, пациента, доврачебной, врачебной и специализированной помощи, медицинской услуги, порядка оказания медпомощи, с которыми можно работать.

Неотложная медицинская помощь по жизненным показаниям должна оказываться в любой медицинской организации, независимо от профиля и формы собственности.

Будут разработаны и стандарты, то есть проверенные временем, апробированные способы лечения и список медицинских средств, необходимых для него. Если врач не выполнит требования, предусмотренные законом, он может быть наказан, вплоть до снижения квалификации. Будут разработаны и стандарты, связанные с лечением сердечно-сосудистых заболеваний, которые будут внедрены в ходе модернизации системы здравоохранения. В Калужской области этот процесс уже начался.

В будущем предусмотрено и проведение аттестации, во время которой все специалисты должны будут не только теоретически, но и на практике подтвердить свои навыки и умения. В состав комиссии войдут и представители профессиональных общественных организаций.

Решение проблемы - в диалоге

- Конечно, в медицине немало проблем, в которых виноваты сами медики. Например, существует госзаказ, который формируется предварительно и включает в себя приблизительное количество услуг и пациентов, на которых будет затрачен определенный объем денежных средств. Часто происходит «перевыполнение плана», то есть обслуживается большее число пациентов, чем было спрогнозировано заранее. Дело в том, что порой, особенно в сельской местности, больница берет на себя социальные функции - не выписывает домой стариков, которых хоть как-то, но покормят в том же стационаре, а вот в своей безлюдной деревне они предоставлены самим себе. То же происходит в отношении бомжей, которых выгнать зимой на улицу на верную смерть решается не каждый, или детей-отказников. А ведь перерасход выше ста - ста пяти процентов ФОМС не оплачивает.

Возвращаясь к теме взаимоотношений врача и пациента, хочу сказать, что решить проблему можно на основе взаимоуважения, взаимопонимания, идя навстречу друг другу. Если возникший конфликт не удалось разрешить мирным путем, то граждане могут обращаться к нам, в общественную организацию «Врачи Калужской области», по адресу: г. Калуга, ул. Степана Разина, д. 1.

 

источник :                                                                                                              вернуться в раздел новостей

http://znamkaluga.ru/content/view/2753/1490/