с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Как продлить жизнь россиян? Правительство России знает рецепт
02 Сентября 2020 г.

1 сентября кабинет министров должен представить новую версию единого плана реализации национальных целей. Общая картина примерно понятна, но в сеть просочились и отдельные показатели – те, что касаются сохранения населения, здоровья и благополучия людей. То есть если раньше правительство выдвигало на первый план исключительно экономические показатели, теперь, после пандемии коронавируса приоритеты резко сместились. Эксперты оценили планы правительства и готовы представить свое видение ситуации на «ФедералПресс».

 

Кто двинет Россию к светлому будущему?

В первый день осени правительство России должно представить обновленный план достижения национальных целей развития страны. Как это нередко бывает, утечка произошла буквально накануне. Телеграм-канал «Незыгарь» опубликовал одну из страниц документа. Если верить публикации, первой целью ставится сохранение населения, здоровье и благополучие людей. Ответственная — вице-премьер РФ Татьяна Голикова.

Общий прирост численности населения снижался, начиная с 2018 года, и в этом году по прогнозу этот показатель прироста составит минус 158 тысяч человек. Рост ожидается лишь к 2022 году – плюс 8,3 тысячи человек. А к 2030 году этот прирост должен составить 126,6 тысячи. Этот показатель будет достигаться в том числе за счет рождаемости, снижения смертности и миграционного прироста.

Член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Борис Менделевич считает, что здоровье – это самое важное. Это постоянно подчеркивает президент, поэтому правительство и избрало этот показатель одним из ключевых. Руководство строит большие планы по финансированию, модернизации, инновационному развитию отечественного здравоохранения. Причем этот процесс начался до пандемии. «Нацпроект здравоохранение, запущенный с 1 января 2019 года, является одним из финансово емких. Пандемия показала, что в кризисных ситуациях без качественного и современного здравоохранения нам не обойтись. Совокупность всех этих факторов дает понимание того, что в дальнейшем к отечественному здравоохранению будет пристальное внимание», – подчеркнул депутат.

По словам социального технолога Романа Алехина, было бы лучше, если бы суммарный коэффициент рождаемости был увеличен не до 1,8, а до 2,15. Общий прирост населения страны будет достигаться за счет миграционных потоков. Эксперт допускает, что тут возможен некий план, о котором пока никто не знает: скажем, масштабная интеграция новых территорий может дать прирост населения. «Возможно, мы не знаем о планах по присоединению других непризнанных либо независимых республик. Неясный вопрос со статусом Донбасса. Если облегчат получение гражданства для жителей Белоруссии, будет тоже прирост населения. Но это игра в статистику», – отметил эксперт.

Что касается стимулирования молодых людей рожать больше одного ребенка, по мнению Романа Алехина, нужен целый комплекс мер. «В славянской культуре и культуре других народов многонациональной России женщина всегда понимала свое предназначение – родить детей, а мужчина – продолжить свою фамилию. Сейчас это нивелируется, к нам приходят ценности «чайлд фри». Но есть элемент и возврата к старым традиционным парадигмам, нужна качественная и культурная пропаганда», – считает Алехин.

Он напомнил, что у каждого есть и другие причины не рожать. Например, чтобы люди задумывались о дополнительной социальной нагрузке, они должны понимать, что ситуация в стране стабильна, без политической турбулентности и разговоре о гражданских войнах.

О реальности плана Мишустина-Белоусова

Показателем развития общества является именно здоровья населения, продолжительность жизни и смертность, подчеркнул старший научный сотрудник психоневрологической клиники города Москвы Вадим Хайкин. «Они характеризуют современность и гуманистическую направленность государства, а не количество авианосцев и крылатых ракет. Такие планы правительства могут только радовать. Но хотелось бы понять, за счет чего они могут быть достигнуты», – отметил Хайкин.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова ключевой показатель снижения смертности к 2030 году и увеличения продолжительности жизни до 78 лет – правильный. «Но мы обязаны достичь этого показателя к 2025 году, – уверена эксперт. – Восточно-Европейские страны, которые близки к нам по уровню ВВП на душу населения – Польша, Чехия, Венгрия и другие – имеют продолжительность жизни 78 лет уже сегодня».

По словам эксперта, на этот показатель в нашей стране на 40% влияет уровень экономического развития (благосостояние граждан), на 30% – образ жизни (уровень употребления алкоголя и табакокурение) и примерно на 30% – доступность бесплатной медицинской помощи.

Как отметил президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский, нельзя забывать демографическую картину может также изменить «позиция по детским перинатальным смертям». По мнению эксперта, нужна программа под названием «Управление факторами, влияющими на здоровье». Это другая политика, которая основана на выявлении факторов, влияющих на здоровье. «Мы получим регистр факторов и увидим «светофор» полезных, вредных и нейтральных факторов. Соответственно можно выстроить программу поддержки полезных факторов и подавления вредных, – сообщил Саверский. – Пока есть отдельная программа развития здравоохранения, отдельные программы экологические и т.д., а не системные направления. Но, если вы зададитесь вопросом о влиянии ЕГЭ или режима дня на здоровье ребенка, поймете, что об этом ничего не знаете. И никто не знает, а это важно. И подобных факторов может быть много, не говоря о питании, качестве воды, особенно в среде малообеспеченных семей. Это все стоимость нашего с вами здоровья».

Оздоровление и благополучие

По словам эксперта Гузели Улумбековой, в России основными факторами влияния на продолжительность жизни являются образ жизни, доступность и качество медицинской помощи. «В нашей стране уровень потребления алкоголя в среднем на 40% выше, чем в Канаде, Израиле и Турции, и мы обязаны поставить жесткие цели по снижению этого показателя. А распространенность табакокурения в России в три раза выше, чем в США, потому что там существуют массовые программы по мотивации населения снижать табакокурение. Соответственно, в России этот показатель должен быть снижен с 30% до 10 % среди взрослого населения», – считает эксперт.

Обеспечение, доступность и качество медицинской помощи – в ситуации отсутствия роста экономики все это остается главным фактором. «Чтобы достичь этих целей, мы должны увеличить государственное финансирование здравоохранения ни как заложено в нацпроектах – по 100 млрд в год, а минимум – 1 трлн ежегодно, начиная с 2020 по 2022 год. Тогда финансирование здравоохранения будет не 3,5% ВВП как сегодня, а 6% ВВП – это нижняя планка государственного финансирования здравоохранения в развитых странах», – рассказала Улумбекова.

Смертность в текущем году, вероятнее всего, будет выше, чем заложено в программе, считает Улумбекова – не 12,3 случая на тысячу населения, а 13. А стремиться надо к 10 случаям, как в Восточно-Европейских странах. «И особенно важно следить за смертностью трудоспособного населения в нашей стране. В России ежегодно умирает 1,8 млн человек. Из них почти треть – это граждане трудоспособного возраста. В расчете на 100 тысяч населения этот показатель у нас в 2-3 раза выше, чем в Европе. Мы должны к 2025 году снизить его в два раза, а к 2030 году – в 2,5 раза от сегодняшнего уровня», – добавила ученый.

Как отмечает эксперт Александр Саверский главное – поставить систему укрепления здоровья. По его словам, надо платить системе за здоровье, а не за болезнь. Сейчас же медицина получает деньги за больных людей. «На лекарства надо всего 700 млрд рублей. Надо хотя бы решить эту проблему. Ведь есть кардиологические больные, которым надо поддерживать давление, онкология, которая на Западе лечится довольно успешно, гепатит и другие инфекционные заболевания. Это нерешенный набор. Консолидированный бюджет здравоохранения – 4 трлн рублей. Найти 300-350 млрд дополнительно на лекарства, наверное, можно», – отметил Саверский.

Социальный технолог Роман Алехин отметил, что с сердечно-сосудистыми болезнями в Москве справляются намного лучше, тогда как в регионах быстрая помощь не настроена. «Нет полноценной реабилитации при инсультах, что сильно продлевает жизнь. Кроме того, легкость и доступность бесплатных абортов, по моему мнению, неправильна. Их надо исключать из системы ОМС, оставив только по медицинским показаниям. Если по желанию, можно сделать их платными», – считает Алехин.

Что касается репродуктивного здоровья, то, по словам Романа Алехина, даже к диспансеризации подходят по формальному принципу. А ведь многие болезни, приводящие к бесплодию у женщин и мужчин, можно выявлять и лечить на ранней стадии. Важно и пропагандировать здоровый образ жизни.

Проблемы несут и онкологические заболевания. Но до сих пор нет всероссийского онкологического реестра пациентов, где видна была бы продолжительность их жизни и клиники, сообщил врач Вадим Хайкин. А это всего лишь компьютерная программа.

Таким образом, для достижения поставленных правительством целей, нужны «системные изменения в здравоохранении, и в качестве жизни людей. «Чем больше человек зарабатывает, тем больше может есть здоровую пищу и обеспечить качественный отдых. Одной медициной это не решишь, - убежден эксперт. – Кто будет финансировать социальную рекламу, активизацию физкультуры и спорта у старшего поколения? Сложная целенаправленная работа, куда надо инвестировать деньги. Будет ли это делаться – самое интересное».

Оксана Дякина

 


источник :  fedpress.ru