с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Верховный суд посчитал, что врачи не обязаны указывать в рецептах лекарственные бренды
20 Августа 2012 г.

Наименования лекарств в рецептурных бланках должны указываться исключительно латиницей: отсутствие коммерческих названий препаратов не нарушает права пациентов. К такому выводу пришел Верховный суд России.

 

Спор возник вокруг действующей инструкции Министерства здравоохранения и социального развития РФ, определяющей форму рецепта для льготников и регламентирующей порядок его заполнения. В том числе для защиты граждан от недобросовестных врачей, порой злоупотребляющих своими правами и фактически навязывающих пациентам лекарства конкретных производителей, чиновники обязали указывать в рецептах препараты латиницей. Это могут быть как международные непатентованные или химические, так и торговые наименования, зарегистрированные в российском государственном реестре лекарственных средств.

Но такой порядок оказался удобным далеко не всем. Ведь, указывая в рецепте международное непатентованное название (рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения), врач фактически выписывает фармацевтическую субстанцию (полуфабрикат), а не готовый препарат.

Кроме того, по действующему закону на упаковках всех лекарств их наименования должны указываться на русском языке. Все это приводит некоторых пациентов в замешательство и лишает их возможности выбрать привычную марку, под которой лекарства предлагаются в аптеках. В такой ситуации оказался и Владимир Рыбаков, оспоривший действующую инструкцию в Верховном суде России: «Выписка рецептов на лекарственные препараты должна производиться только по их торговому, коммерческому названию», – заявил он.

Чиновники медицинского ведомства отвергли его доводы. Ведь читать рецепт должны в первую очередь не пациенты, а фармацевты аптек, которые, в случае возникновения сомнений, должны по указанному в том же бланке телефону связаться с оформившим его врачом.

Суд также счел требования Владимира Рыбакова необоснованными. К тому же спорная инструкция не запрещает врачам в случаях индивидуальной непереносимости или при осложненных заболеваниях указывать конкретное средство по торговому наименованию. «Доводы заявителя о том, что при заполнении рецептурного бланка на готовый лекарственный препарат не может быть использовано международное непатентованное или химическое название лекарства, поскольку является наименованием фармацевтической субстанции для производства готовой формы препарата, основаны на неправильном толковании норм материального права», – констатировал судья Николай Романенков, отклоняя требования пациента.

Напомним, что конфликты о наименованиях лекарств неоднократно возникали в сфере госзакупок – заказчики включали в документацию конкретные торговые марки (например – «Аспирин», а не ацетилсалициловую кислоту). Такая коррупциогенная практика автоматически ограничивала конкуренцию и наносила бюджету порой миллиардные убытки. Для пресечения подобных злоупотреблений в июле этого года была принята инициированная правительством России поправка, обязывающий госзаказчиков закупать лекарства по международным непатентованным или химическим наименованиям.

 


 

источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей