с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Пройдите на кассу. Эпоха бесплатной медицины заканчивается?
06 Декабря 2012 г.

С 1 января 2013 года, придя в больницы и поликлиники, пациенты должны увидеть на стендах свежую информацию о платных и бесплатных услугах. С нового года преград для платных услуг в госмедучреждениях уже не будет. Министерство экономики закончило принимать замечания к подготовленному чиновниками от здравоохранения проекту постановления правительства "Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных услуг пациентам".

 

Несмотря на то что в документе сказано, что платные медицинские услуги не могут заменять те, которые государство обязуется предоставлять гражданам в рамках программы госгарантий, горячие споры на эту тему не утихают. Пациентов тревожит, что им теперь придется платить и за самые элементарные анализы.

Некоторые эксперты, например президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский, считают, что новое постановление нарушает конституционное право гражданина на бесплатную медпомощь. Другие утверждают, что документ, напротив, позволит урегулировать отношения по предоставлению платных медицинских услуг, обеспечив при этом защиту прав и законных интересов потребителей. Медпомощь в постановлении названа услугой, а пациент – потребителем, получающим эту услугу в соответствии с договором.

Мнения участников нашего "Дискуссионного клуба" на животрепещущую тему также разделились.

Какую сумму вы потратили на медицинские услуги за последние 12 месяцев?

 

41%

не более 1 500 рублей

26%

до 5 000 рублей

15%

до 10 000 рублей

11%

от 10 001 до 20 000 рублей

3%

от 20 001 до 30 000 рублей

4%

свыше 30 000 рублей

В опросе исследовательского холдинга Romir Monitoring участвовали 2 228 человек старше 18 лет. Исследование проводилось в июне 2012 года.

 

Начнутся манипуляции

Леонид Ермолаев,
директор частного медицинского центра "Интервал", член совета "Медицинской палаты" Алтайского края:

Понятно, что государство бюджетные деньги расходует куда-то, но в здравоохранении не может выйти на уровень тех государств, которые отчисляют в медицину значительные средства. Раз дать 10–12% ВВП на медицину мы не в состоянии, то какие-то головы чиновничьи подсунули предложение: давайте сделаем платные услуги в государственных больницах. Это подкоп под государственные основы, потому что бесплатная медицинская помощь указана во всех законодательных актах.

Новое постановление – с хитрыми ходами. Мы, мол, объясним пациенту, что платно, что бесплатно, повесим на доску информацию. Но простой человек никогда не влезет в длинный перечень из 200 пунктов, медики им будут манипулировать. Еще больше, чем делают это сейчас. Сегодня привозят, к примеру, ребенка на МРТ, записывают через две недели, а если пациент не может ждать – тогда сегодня вечером, но платно. И эти очереди будут искусственно создаваться. Понятно, что, когда эти вещи, платные и бесплатные, будут находиться в одном кармане, деньги у пациентов будут выманивать. При этом базис больниц (медтехника, отопление) будет использован в платных интересах, а деньги будут изыматься из средств, выделенных на государственный минимум.

 

За качество спросим

Ольга Корчан,
директор Сибирского агентства страховых споров:

В июне было принято постановление пленума Верховного суда, распространяющее действие Закона "О защите прав потребителей" на такие сферы, как страхование и медицинские услуги.

До этого заказчик, т. е. мы с вами, в случае недовольства медицинской помощью должен был доказывать свою правоту, оплачивать работу юриста, государственные пошлины, экспертизы, при этом суд компенсировал лишь часть расходов. О возможности компенсации морального вреда не было и речи. Сейчас при возникновении спора потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины и может обратиться в суд по своему месту жительства.

Во-вторых, медицинская организация или страховщик освобождается от ответственности только в том случае, если они докажут "обстоятельства непреодолимой силы" либо то, что потребитель сам нарушил правила пользования услугами. Фраза: "Вы нарушили постельный режим, поэтому больница не виновата в том, что у вас разошлись швы", теперь не пройдет! Медики обязаны будут это доказать.

Возникает и гарантийный срок, как того требует закон о защите прав потребителей. Простой пример: если пломба недолго продержалась, стоматологическая клиника должна доказать, что оказала услугу качественно! А если не докажет, то обязана будет выплатить ущерб и компенсировать моральный вред.

 

Вымогать никто не будет

Александр Лазарев,
доктор медицинских наук, главный онколог Алтайского края, председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке:

Вообще, с 1 января лечебные учреждения Алтайского края перейдут на одноканальное финансирование. Сегодня больница получает средства из двух источников: из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) за пациентов, получивших помощь по полису, – на выплату заработной платы, питание, медикаменты и инвентарь, и из бюджета – на покрытие хозяйственных расходов учреждения.

С нового года все изменится: средства ОМС пойдут не только на организацию лечебного процесса, но и на покрытие хозяйственных расходов. За бюджетом останутся капитальный ремонт и строительство, а также приобретение дорогостоящего медицинского оборудования. Лечебным учреждениям это даст возможность более гибко распределять ресурсы. Можно будет тратить деньги туда, куда действительно необходимо, – на налоги, медикаменты или питание. Будет больше свободы внутри самой больницы, в то время как раньше все регламентировалось.

Что касается непосредственно пациентской платы, не думаю, что платные услуги в таком виде будут широко распространены в нашей стране. Все-таки платежеспособность граждан довольно низкая. Допустим, мы в онкологии оказываем платные услуги только больным, приезжающим из-за рубежа: из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и так далее. Они идут через кассу, но в любом случае оплачивают по тарифам, которые установлены государством. Мы от себя ничего не накручиваем.

Не думаю также, что сотрудники больниц начнут склонять к платному лечению пациентов. Ведь никакой платы на руки врачу или кому бы то ни было не пойдет. Это же зарубежная давно проверенная практика. Опасность и риски такого рода возникают, когда деньги идут лично в карман кому-то. А здесь все в больничную кассу по безналичному расчету. Так что специалисты не будут кровно заинтересованы.То, что это усилит конкуренцию с платными клиниками, – хорошо. Потому что, по моему мнению, в настоящих условиях частники паразитируют на государственных больницах. Сегодня они могут иметь прибыль за счет того, что, выполняя что-то, не доделывают свою работу, заставляя больных тратить больше. Конкуренция спровоцирует улучшение качества.

 

Опрос. А вам приходилось платить медикам?

Марина:

С каждым годом медицина дороже становится. Может, у кого-то и средств недостаточно на жизнь, но когда речь идет о здоровье, хочешь не хочешь, а идешь и платишь, здоровье важнее. Платишь за лекарства, за анализы и т. д. И врачам, это так заведено, подарки даришь, конечно.

 

Анастасия Терловая:

Пока мы чаще обращаемся в государственные поликлиники, потому что там дешевле.

А в платных, слышала, даже болезни выдумывают, чтобы деньги выманить. У меня подруга поехала в частную клинику, ей поставили диагноз страшный. Поехала к другому врачу на всякий случай. Ей говорят: "Ничего подобного у вас нет".

Татьяна Кулебякина:

Даже пройти медкомиссию не каждому по карману. Многие люди сидят без работы, потому что нужно сделать санитарные книжки, а это дорого. Если прописки нет – 2 500 рублей стоит. У нас сделали, допустим, полис, но по полису не пройдешь ту же медкомиссию. Не везде принимают.

 

Как бы вы оценили состояние вашего здоровья?

Очень хорошее

4%

Хорошее

32%

Удовлетворительное

43%

Слабое

16%

Очень слабое

3%

Затрудняюсь ответить

2%

Опрос проведен 3 июля 2012 года ВЦИОМ.

 

Суть правил, по которым россиянам предложат платить за медуслуги

Пациент сам решает, платить ему или нет. Предварительно ему доступно рассказывают обо всех возможных вариантах лечения. Если он делает выбор в пользу платного – составляется письменный договор. В договоре обговариваются требования, ответственность сторон в случае несоблюдения условий договора, порядок расторжения и т. д.

Пациент может запросить информацию:

  • о порядке оказания и стандартах медицинской помощи, которую он рассчитывает получить;

  • о конкретном медицинском работнике, предоставляющем услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

  • о методах, видах медицинского вмешательства, рисках, последствиях и ожидаемых результатах;

  • другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Цены на услуги устанавливает учредитель медицинского учреждения.

На предоставление платных медицинских услуг обязательно составляется смета.

О возможности дополнительных трат пациента обязаны предупредить.

Государственные медицинские учреждения могут предоставлять платные услуги в следующих случаях:

  • пациент хочет установить индивидуальный пост медицинского наблюдения в условиях стационара;

  • пациенту нужны лекарства или медицинские изделия, не относящиеся к списку жизненно важных;

  • при обращении к узкому специалисту без направления.

Также платить придется иностранцам без гражданства (за исключением застрахованных) и гражданам РФ, не проживающим постоянно на территории страны.

Если во время оказания платных услуг пациенту для сохранения жизни и здоровья экстренно понадобятся дополнительные услуги, не прописанные в договоре, их ему должны оказать бесплатно.

Контроль над соблюдением правил лежит на Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 


 

источник :  altapress.ru

вернуться в раздел новостей