с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Непрофессионалы порой работают даже в реанимации, где тяжелобольные и без того балансируют между жизнью и смертью
26 Февраля 2013 г.

Из разговора с руководителем Управления Росздравнадзора по Воронежской области доктором медицинских наук, профессором ВГУ Владимиром Щербаковым пришла к выводу, что пациенты… ещё редко жалуются на некачественную медицинскую помощь в поликлиниках и больницах. За 2012 год на личном приёме побывало всего 287 человек. 315 написали в надзирающий орган письма. Скорей всего, это те, кого очень обидели, и они не смирились с положением вещей. Судя по ситуации с врачеванием, недовольных должно быть гораздо больше.

Евгения Лежанина

 

– Прошу заметить, - сказал Владимир Митрофанович, что Управление Росздравнадзора создано не для того, чтобы карать, а для помощи жителям, нуждающимся в медицинской помощи и социальной поддержке. Чтобы предупредить нарушения, стараемся работать на опережение, исходя из принципа: пациент всегда прав. И самое, на мой взгляд, главное – мы не «футболим» тех, кто к нам обращается.

Жалуются люди в основном на равнодушие или некомпетентность врачей. Те, кому положены льготные медикаменты, – на недостаточное лекарственное обеспечение.

Иные обращались с вопросами по медико-социальной экспертизе. Низка укомплектованность врачами медицинских учреждений первичного звена. Возмущает, что бумажный вал буквально захлестнул докторов, отписывающих в основном для страховой медицины тонны бумаг, и на качественную помощь больным у них времени не хватает. Да и профессионалов, полностью отвечающих представлениям людей о должной компетенции и милосердии специалистов в белых халатах, к сожалению, становится всё меньше.

Об этом сокрушаются и сами врачи: «Вот уйдёт поколение сегодняшних сорокалетних, и кто займёт вакансии?»

Медицина, как известно, совершенствуется. В лечебно-профилактические учреждения поступает огромное количество нового, в том числе высокотехнологичного, оборудования. Оно должно быть размещено и обязано служить людям отнюдь не по графе «платные услуги». Врачам вменяется в обязанность строго соблюдать сроки переподготовки и повышения квалификации.

Больницы, поликлиники и врачи должны иметь лицензии на тот или иной вид медицинской деятельности (с 2016 года вместо лицензирования начнётся аккредитация специалистов, то есть допуск к выполнению процедур, операций, манипуляций), и скучно снова никому не покажется. Сдал экзамен – работай, не сдал – до свидания. Причём от объёма работ (и знаний) специалиста будет зависеть и его зарплата.

В Управлении Росздравнадзора уверены, что этот рубеж, отсекающий дилетантов от профессионалов, качественно повысит уровень врачебной помощи пациентам. За всем этим порядком и обязан следить Росздравнадзор.

В Воронежской области работают более 700 медицинских организаций, государственных и частных, 420 фармацевтических организаций. Сотрудников в управлении всего 19. Работают по регламенту, спущенному сверху, стараются привлечь к работе внештатных экспертов и в основном ухитряются держать руку на пульсе. У них это получается, потому что очень опытны и знают, где тонко.

К примеру, за два года в областные ЛПУ поступило оборудования на семь с лишним миллиардов рублей. Закупить-то закупили, но не везде вовремя смонтировали и запустили в эксплуатацию. То помещения не успели отремонтировать, то специалистов подготовить. В Калачеевской районной больнице более трёх месяцев простаивали томографы, больные вынуждены были ездить ради снимка либо в Воронеж, либо в соседние ЦРБ – на платные услуги.

Много ли сегодня совершается в период лечения врачебных ошибок? К сожалению, много. Увы, порой непрофессионалы попадают на работу даже в реанимации, где тяжелобольные и без того балансируют между жизнью и смертью.

Специалисты управления проверки делают и плановые, и внеплановые (по заявлениям граждан, по запросам прокуратуры, полиции и другим служебным надобностям). В ходе 157 плановых проверок выдали 134 предписания по устранению выявленных недостатков. По словам Александра Шлыкова, нередки грубые нарушения лицензионных требований и условий, нарушения стандартов лечения, заполнения документации.

Другая масса ошибок происходит из-за халатного отношения к больным со стороны медицинского персонала. Все они, разумеется, не выявлены, да это и невозможно сделать без помощи самих пациентов и их родственников.

Возмутительная ситуация сложилась в школе-интернате для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Таловском районе. Специалисты Управления Росздравнадзора приехали проверить, как соблюдаются лицензионные требования и условия работы медиков. И первое, с чем столкнулись: в должности врача-стоматолога второй год работала без всякого сертификата специалист со средним медицинским образованием. Такого, по условиям положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Правительством РФ, быть не должно.

Так ещё и пломбы детям в интернате ставили материалами, срок действия которых истёк в основном два-три года назад. За сироток, видимо, некому заступиться? Иначе, почему в процедурном кабинете вместе с другими лекарствами лежали запрещённые к применению препараты?

Управление Росздравнадзора направило материалы дела в суд. Но мировой судья участка №7 Советского района Воронежа посчитал эти нарушения малозначительными и освободил интернат от административной ответственности: никого же не отравили, в конце концов.

Меж тем, санкции за грубое нарушение лицензионных требований и условий строго определены Административным кодексом РФ (штраф от 20 до 30 тысяч рублей). И подобных случаев, когда суды снимают с должностных лиц все обвинения в грубых нарушениях «ввиду их малозначительности», в практике Росздравнадзора, увы, немало. Более того, закон требует, чтобы Управление Росздравнадзора согласовывало с Прокуратурой области внеплановые проверки, и далеко не на все оттуда даётся «добро». Иными словами, всё делается в полном согласии с призывом сверху «не кошмарить бизнес». А то, что из-за халатности подчинённых и попустительства их руководителей страдают и дети, и взрослые, – это считается в современной России нормальным. Нас «кошмарить», судя по всему, разрешается.

Приходили жалобы и на качество лекарственных средств. Выборочно для проверки их забирали из аптек, со складов, стационаров и увозили на независимую экспертизу в Курск, где располагается лаборатория Росздравнадзора. Из 240 отобранных при проверках препаратов обнаружили только три недоброкачественных (0,25 процента). По России, по данным ведомства, насчитывается 1-2 процента. Что, в таком случае, не устраивает пациентов?

Александр Николаевич пояснил: «Как и положено по регламенту, мы в минувшем году отбирали лекарства у крупных медицинских и фармацевтических организаций, где налажен собственный контроль за закупками. В этом году пойдём в мелкую розничную сеть, в частные аптеки, склады. Кроме контроля за качеством лекарств в Курске, летом в Воронеже будет работать выездная лаборатория Росздравнадзора, способная делать моментальные экспресс-анализы качества, не нарушая целостности ампул. Думаю, что результаты проверки подлинности медикаментов, скорей всего, будут уже другими».

Новый рабочий год специалисты Управления Росздравнадзора по Воронежской области начали также с контроля за частными медицинскими учреждениями, за качеством платных услуг. Так что читателям «Коммуны», судя по всему, предстоит узнать немало интересного.

 


 

источник :  www.communa.ru

вернуться в раздел новостей