с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Медицинское страхование в России: проблемы и решения
06 Марта 2013 г.

5 марта в Москве в отеле «Балчуг Кемпинский» прошел Круглый стол «Медицинское страхование в России: путь к качественной медицине». Цель мероприятия — поиск путей повышения качества медицинских услуг при помощи страхования. В дискуссии приняли участие руководители ведущих российских компаний в сфере медицинского страхования — лидеры рынков ДМС и ОМС, а также представители ведущих частных и ведомственных клиник Москвы. Специалисты обсудили вопросы возврата функций страховщиков страховым медицинским организациям, определения места ДМС в системе здравоохранения, частно-государственного партнерства в медицине, снижения убыточности ДМС без потери качества услуг, страхования профессиональной ответственности врачей, а также рейтинга качества услуг ЛПУ.


С обзорным докладом выступила заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» Наталья Дазурун: Сегодня рынок ДМС растет за счет инфляции (объем рынка ДМС за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года).

По прогнозам «Эксперта РА», в ближайшие 2 года рынок ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) продолжит слабый рост за счет инфляции стоимости услуг ЛПУ, вероятность появления новых драйверов роста низка. Объем рынка ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года. В 2014 году объем взносов по ДМС составит 114-119 млрд рублей (темпы прироста взносов – 5-10% по сравнению с 2013 годом). Объем платежей по ОМС за 9 месяцев 2012 года составил 524,6 млрд рублей, что на 19,3% выше, чем значение за 9 месяцев 2011 года. В бюджете фонда ОМС на 2014 год на расходы на здравоохранение предусмотрено 1 208,8 млрд рублей.

Наталья Стадченко, Председатель ФФОМС: Закон о медицинском страховании принят. И мы вместе со страховщиками работает над его совершенствованием. В соответствии со стандартами оказания медицинской помощи мы занимаемся наполнением тарифов. Мы занимаемся привлечением в медицинское страхование частных форм собственности, количество которых за последний год увеличилось в 2 раза и составило около 1000. Мы активно работает с системой медицинского страхования, но это лишь первые шаги. Сейчас мы стараемся разграничить системы ОМС и ДМС. В стоматологии с этим уже все ясно: есть экстренные услуги, которые оказываются по линии ОМС, и есть эстетические, которые оплачиваются дополнительно. Что касается офтальмологии, ОМС гарантирует установку простейшего хрусталика, а по ДМС желающие смогут установить протез лучшего качества.

Кирилл Бровкович, генеральный директор ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ»: Хотя мы не самая большая компания на рынке, которая занимается медицинским страхованием, у нас есть большой клиент «Транснефть», филиалы которого рассредоточены по всей России. Большое количество объектов находится в регионах с неразвитой инфраструктурой. До сих пор существующая медицинская система не стимулировала освоение российских территорий. Кто-то должен инициировать процесс их освоения.

Отсутствие четкой грани ОМС и ДМС мешает созданию бизнес-модели. Вопрос в том, как крупным компаниям взаимодействовать с системой ОМС или в рамках частного государственного партнерства создавать инфраструктуру ДМС. Декларированный сервис не всегда подтверждается на практике, поэтому система ДМС приобретает все большую актуальность.

Переход к системе электронных медицинских карт очень удобен для страховых компаний. Электронная карта позволяет бороться с приписками, неправомерным выставлением счетов, развивать превентивную медицину. Сотрудники «Транснефти» участвуют в строительстве трубопроводов, в частности «Западная Сибирь — Тихий океан». Когда человек много перемещается по России без электронной карты истории его болезни нет ни у кого, в том числе, и у него самого. Привлечение 1 и того же клиента к долгосрочному страхованию жизни и медицинскому страхованию мотивирует страховые компании развивать превентивные услуги. Трудовое законодательство ужесточилось, введены положения о периодическом профилактическом медосмотре работников.

Наталья Стадченко: помимо ведения электронной документации необходима отмена бумажной. Сейчас они дублируются.

В настоящее время существуют 3 вида экспертизы:

— медико-экономический контроль,

— медико-экономическая экспертиза,

— экспертиза качества оказания медицинской помощи.

Медико-экономический контроль — это проверка реестра. Серьезные штрафные санкции привели к уменьшению приписок. Кроме того, в настоящее время приемные покои всех муниципальных и федеральных лечебных учреждений оснащены видеоаппаратурой, которая ведет запись 24 часа в сутки.

Дмитрий Кузнецов, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков: Сегодня в России много структур и персоналий оказывают регулирующее воздействие на систему здравоохранения. В каком направлении может развиваться система медицинского страхования с учетом мирового опыта.

Вектор развития страховой медицины в России — это взятая за основу голландская модель и те плюсы, которые есть во французской модели.

В настоящее время перед системой медицинского страхования стоит несколько проблем:

1. Система будет работать эффективно, если будет между медицинскими учреждениями будет конкуренция. В настоящее время этого не происходит.

2. Политическая поля: будет ли государство заботиться о сохранении всех медицинских учреждений или о здоровье граждан. В настоящее время этот вектор перемещается в сторону здоровья граждан.

В настоящее время некоторым частным лечебным учреждениям передаются функции ОМС. Частные медицинские центры могут взять на себя большой объем работы. Рынок консолидируется. Сейчас мы прорабатываем модель, которую можно будет внедрять.

В отношении долгосрочных программ медицинского страхования создается новый мегарегулятор. Много проблем связано с тем, что нет единообразия в организации системы медицинского страхования. Мы подготовили ряд предложений для государства. Наверное, идеальная модель — ОМС +ДМС — возможна только в мегаполисах.

Есть территория, где страховая компания должна гоняться за пациентом, чтобы вручить ему полис, а пациент, в свою очередь, — за фельдшером в фельдшерско-акушерском пункте.

Очень многие учреждения частных форм собственности могут выжить только в крупных городах, поэтому о конкуренции частных и государственных медучреждений стоит говорить только применительно к крупным городам.

Александр Архипов, доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова: Для того чтобы развиваться, нужна востребованность. Сейчас полисы ДМС покупают в основном инофирмы и корпорации для своих сотрудников. Население хочет доступных платных услуг. Поскольку конкурировать с системой ОМС для ДМС нереально, необходимо развивать модель ОМС+ДМС.

Если страховщики в рамках ДМС обратятся к индивидуальному клиенту и предложат более доступные услуги, чем по программам прикрепления, то это и будет драйвер развития ДМС.

Евгений Гуревич, вице-президент, руководитель Блока Медицина компании РОСГОССТРАХ: В последнее время большое количество игроков ушло с рынка ОМС. В настоящее время только большие компании, имеющие собственные средства могут работать на этом рынке. Современное законодательство предполагает штрафы, которые могут накладывать на ЛПУ за невыполнение их обязательств. Однако штрафы могут накладывать и на страховую компанию. При этом система ОМС достаточно разнородна. Территориальные программы разные в разных регионах. Основной поток жалоб, который сегодня поступает от пациентов — навязывание платных медицинских услуг в ЛПУ, куда люди обращаются за бесплатной помощью по полису ОМС. Вхождение частных ЛПУ в систему ОМС в настоящее время невозможно из-за несоответствия цен на оказываемые ими услуги с нормативами.

Наталья Стадченко: В 2010 году в России работало 284 страховые компании , а в 2013 году — 82. Слабые компании, которые не смогли выполнять необходимые функции, ушли с рынка, и это хорошо. Сегодня страховщиком ДМС является территориальный фонд. В настоящее время есть субъекты, которые считают, что, несмотря на существование федерального закона, они могут строить свою систему, что неправильно, Федеральный закон должен оставаться приоритетом.

Сегодня за некачественное оказание медицинской помощи налагается штраф. Порой штрафные санкции к ЛПУ достигают 500%. И хотя мы являемся защитниками прав застрахованных, налагаемые штрафные санкции не должны финансово дестабилизировать ЛПУ.

С введением штрафов за год в 2 раза уменьшилось количество приписок. За оказание медицинской помощи, не подтвержденное медицинской документацией, штрафные санкции также составляют 500%.

Ирина Шабадахова, начальник управления продаж по личному страхованию департамента корпоративных продаж ОАО «СГ МСК»: в настоящее время системы ОМС и ДМС не пересекаются. Хотя программы ДМС довольно широки, они не покрывают весь спектр медицинских услуг. Работодатель редко изъявляет желание оплачивать долгосрочное лечение тяжелый заболеваний, к примеру, онкологии. В настоящее время частная медицина в регионах практически не развивается, поэтому не создается конкурентная среда в сфере лечения пациентов.

Однако есть опасность, что платные медицинские услуги в государственных ЛПУ будут осуществляться в ущерб бесплатным. И это можно понять. Лечебные учреждения получают дополнительное финансирование. На средства, полученные от ДМС можно закупать оборудование, и оказывать пациентам более технологичную помощь.

Дополняющая, а не замещающая система медицинского страхования успешно работает в европейских странах, обеспечивая доступность медицинской помощи. К примеру, британская модель медицинского страхования предполагает небольшой спектр частных мед. Учреждений и большой спектр государственной медицины, не конкурирующих друг с другом, а дополняющих друг друга.

Разграничение услуг ДМС и ОМС позволит системе ОМС увеличить прозрачность финансовых потоков, а ДМС — повысить доступность услуг для физических лиц за счет снижения стоимости полиса, что в свою очередь, повысит количество клиентов ДМС. При этом плюсы получат не только страховые компании, но и пациенты.

 


 

источник: http://ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей