с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

83 региона – 83 модели здравоохранения
04 Июля 2013 г.

Имеющиеся сегодня значительные трудности в перераспределении функций от федерального центра в регионы по льготному лекарственному обеспечению свидетельствуют о неподготовленности последних к возлагаемым на них обязанностям. На состоявшейся 31 мая с.г. в РИА «Новости» пресс-конференции внимание заинтересованной общественности было обращено на усиление гражданского контроля в сфере здравоохранения.

 

Жизнь в современном обществе людей, страдающих трудноизлечимыми заболеваниями, ежедневная борьба с которыми отнимает у них много сил и средств, сопряжена с многочисленными проблемами, которые зачастую создает им само общество. В соответствии со ст. 15 Федерального закона №323-ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2014 г. предполагается передать функцию по закупке лекарственных средств в регионы РФ, обеспечив финансовые пособия местным властям из федерального бюджета. Согласно приводимым Всероссийским союзом пациентов данным, 96% больных гемофилией почувствовали себя лучше именно благодаря реализуемой с 2008 г. программе высокозатратных нозологий. За последние годы резко снизилось количество жалоб от граждан по вопросам лекарственного обеспечения, пациенты перестали бояться завтрашнего дня, и это, несмотря на то, что в 2008 г. в перечне получателей по программе «7 нозологий» было 25 600 человек, а сегодня их более 77 000.

Имеющиеся сегодня значительные трудности в перераспределении функций от федерального центра в регионы по льготному лекарственному обеспечению свидетельствуют о неподготовленности последних к возлагаемым на них обязанностям. На состоявшейся 31 мая с.г. в РИА «Новости» пресс-конференции внимание заинтересованной общественности было обращено на усиление гражданского контроля в сфере здравоохранения. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Александрович Жулев обратился к присутствующим с вопросом: «Учитывая положительную динамику реализуемой Минздравом программы, стоит ли что-либо менять в ней? Ситуация, когда дорогостоящие лекарства будут закупаться на тысячах региональных аукционах или тендерах, неотвратимо приведет к повышению цены на данные препараты, вследствие чего потребуется дополнительное бюджетное финансирование или сокращение назначаемых пациентам дозировок жизненно важных лекарственных средств».

Сомнения предыдущего докладчика нашли отражение в выступлении директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава РФ Сергея Викторовича Разумова. «Для того чтобы изменить уже действующий закон, нужны веские основания. Если разделить проблему на аспекты, следует отметить, что не все региональные власти готовы принять на себя полномочия от федеральных властей. В июне 2013 г. будут собраны заявки со всех регионов, которые имеют различные финансовые возможности, поэтому Департаментом лекарственного обеспечения разработан коэффициент для каждого из субъектов РФ, кроме того, для регионов, не осуществивших по каким-либо причинам закупки ЛС, будет выделен резерв, благодаря которому пациенты не столкнутся 1 января 2014 г. с пустыми прилавками. Закупки не будут осуществляться на уровне аптеки, они будут проводиться органами исполнительной власти субъекта РФ, у каждого из которых имеется своя собственная система здравоохранения»,– отметил представитель ведомственного министерства.

В роли оппонента представителю Минздрава РФ выступил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Тимофей Витальевич Нижегородцев. По его словам, медицинского надзора над распределением ЛС в России нет. «Лекарственное обеспечение нельзя рассматривать фрагментарно. Пациенты ждут снижения цен. Несмотря на то, что количество выделяемых на здравоохранение средств растет, эффективность их расходования не меняется. Нужно сокращать издержки. Чем грозит децентрализация в программе «7 нозологий»? Отсутствие давления на производителя ЛС грозит взлетом цен. Стоит учитывать, если какой-то регион закупает партию лекарств по цене в два раза меньше, возможно, речь идет об украденном товаре и фирмах-однодневках, зарабатывающих на чужом горе. Бывают случаи, когда на региональных аукционах поставку лекарственных препаратов связывают с определенными услугами, в конечном итоге страдают пациенты. В те времена, когда программа обеспечения ЛС решалась централизованно, с компаниями-производителями и их представителями проходили переговоры, имеющие положительный исход. Но в условиях, когда будут существовать 83 модели здравоохранения, региональные власти не смогут проводить переговоров, т.к. они зачастую лишены возможности связаться с большинством зарубежных производящих компаний, представительства которых расположены в столице. В этом случае управление и ценовое давление будет направлено не вниз, а наверх. Сегодня Минздрав, закупая ЛС, не учитывает дистрибуторную (торговую) наценку, региональные власти вынуждены будут ее учитывать, иначе товар никто не повезет.

Второй риск, связанный с децентрализацией программы, – отсутствие конкуренции среди фирм, производящих патентованные ЛС. Нужен рычаг, позволяющий управлять ценой на инновационные лекарственные препараты. Управление контроля соцсферы и торговли ФАС на протяжении последних пяти лет дискутировало с Минздравом в отношении взаимозаменяемости ЛС. К примеру, когда на фармацевтический рынок выводились новые дозировки уже известных препаратов от туберкулеза, удавалось сэкономить миллиарды рублей.

Следующий докладчик – президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Владимирович Саверский, выступая, отметил, что и через год в лекарственном обеспечении ничего не изменится. «Хотелось бы услышать ответы на вопросы: зачем менять нормы и что от этого следует ожидать? Нововведения встанут вразрез с интересами десятков тысяч людей. Памятуя о постановлении Правительства №890, «люди, страдающие высокозатратными заболеваниями, при отсутствии лекарств, которые не попали в федеральный перечень, могут получить все необходимое из списка второй линии. Региональные власти всегда стоят до последнего, они не дают препаратов, ссылаясь на то, что «у нас нет денег, и этого препарата нет в территориальном перечне». Причем отсутствие препарата в перечне местные власти в суде ставят себе в заслугу. В марте 2013 г. мы передали предложение в Минздрав РФ по расширению перечня лекарств по программе «7 нозологий». Анализируя ситуацию в фармакоэкономике, мы пришли к выводу, что увеличение перечня лекарств второй линии не будет ничего стоить государству. К сожалению, в современный момент субъекты Федерации сокращают финансирование и, тем самым, экономят на здоровье людей. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо возбуждать уголовные дела по ст. 293 (халатность) против чиновников, цинично отказывающих нуждающимся в лечении».

В полемике о трудностях, проблемах и вкладе в программу высокозатратных нозологий на современном этапе принимала участие и Роза Исмаиловна Ягудина, заведующая кафедрой лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, проф.

«В решении программы «7 нозологий» государство дошло до каждого пациента, обеспечивая человека всем необходимым. Учитывая принятый закон о децентрализации, нельзя не отметить, что если закупка передается в регионы, пациенты из субъектов РФ становятся ближе к местным властям, именно на них возлагается ответственность за жизни нуждающихся людей. При имеющихся опасениях в регулировании цен на лекарственные препараты, надо еще раз подумать: а стоит ли менять существующий порядок, передавая с 1 января 2014 г. полномочия по закупке лекарственных препаратов в регионы?

Может быть, стоило поинтересоваться мнением пациентских сообществ, роль которых в современном мире становится определяющей, а затем принимать закон 323-ФЗ, наделяющий полномочиями субъекты РФ?»

В заключительном слове ведущий пресс-конференции, сопредседатель Всероссийского союза пациентов и президент общественной организации инвалидов, больных рассеянным склерозом, Ян Владимирович Власов отметил, что с 2008 г. сформировался системный подход в улучшении качества жизни пациентов. «Что такое человек, страдающий рассеянным склерозом, десять лет назад? Редкое явление. За последние пять лет количество людей, которым диагностируют это заболевание, увеличилось на 80%. Однако это не пациентов стало больше, был запущен механизм, позволяющий вовремя отследить симптомы опасного заболевания. Открылись 47 новых центров, появились врачи, специализирующиеся на выявлении и лечении рассеянного склероза. Хочется подчеркнуть, что в России удовлетворенность пациентов с диагнозом рассеянный склероз выше общеевропейской. Если пять лет назад пациентов волновал вопрос обеспечения необходимыми им по показаниям лекарственными препаратами, то сегодня пациентов с рассеянным склерозом беспокоят проблемы, связанные с их трудоустройством.

Пациентские сообщества опасаются грядущих перемен. 92% из них считают, что передача полномочий в регионы ухудшит качество жизни людей. Согласно проведенным исследованиям, 61% пациентских сообществ готовы бороться с децентрализацией путем пикетирования, это – целый социальный взрыв. Всероссийским союзом пациентов было направлено обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, в котором их просят отсрочки принятия решений по закону ФЗ-323. В руках законодательной власти судьбы многих десятков тысяч людей, мечтающих быть полезными своему обществу.

 


 

источник :  mosapteki.ru

вернуться в раздел новостей