с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Медицинская помощь в нашей стране пока остается неуправляемой
05 Июля 2013 г.

Благодаря новой системе оплаты труда медицинских работников невольно усилилась роль клинических фармакологов, ведь одной из статей стимулирующих доплат стало грамотное назначение лекарственных средств. Кто же в состоянии выступить экспертом в вопросе, насколько эффективно было назначение? Над этим размышляет клинический фармаколог, докт. мед. наук Ирина САРВИЛИНА.

 

 ФВ

  

Региональная служба клинической фармакологии должна реализовывать направление, которое во всем мире понимается как «управляемая медицинская помощь». Это комплекс управленческих, организационно-экономических и клинических мероприятий, направленных на преодоление фрагментарности системы оказания и финансирования медицинской помощи, обеспечение более высокой затратной эффективности работы всего комплекса медицинских учреждений. Главная задача системы управляемой медпомощи — достижение максимальных показателей здоровья на единицу затрат.

В Южном федеральном округе клиническая фармакология зародилась еще в 1976 г. с возникновения одноименной дисциплины и создания соответствующей кафедры в Ростовском медицинском университете. Период бурного развития сменился забвением, объединением кафедры с кафедрой гастроэнтерологии. Показательно, что до сих пор при Министерстве здравоохранения Ростовской области нет внештатного специалиста по данному направлению. При этом клиническая фармакология более активно развивается в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, где медицинские вузы смогли наладить тесный контакт и получить поддержку региональных минздравов и управлений Росздравнадзора.

Изначально врач — клинический фармаколог выполнял три основные функции: обучал врачей рациональному применению лекарственных средств; проводил экспертизу фармакотерапии и консультировал пациентов по представлению лечащего врача. Сегодня его основная задача заключается в выборе для конкретного пациента наиболее эффективного и безопасного лекарственного препарата, характеризующегося лучшим коэффициентом затраты/эффективность, в оптимальной дозировке. При рациональном выборе лекарства и его дозы учитывается возраст пациента и его патофизиологические особенности. В приказе Минздравсоцразвития России № 1022н от 22.11.2010 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Клиническая фармакология» к ранее утвержденным добавлены следующие обязанности клинического фармаколога: разработка, создание и внедрение формулярной системы медицинской организации; анализ рациональности объемов потребления лекарственных средств в соответствии с профилем медицинской организации; согласование закупаемого ассортимента лекарственных средств по номенклатуре и количеству в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи и формулярным перечнем лекарственных препаратов.

 Основные проблемы лекарственного обеспечения населения заключаются в большом количестве близких по действию лекарств; нерациональном использовании финансовых средств на препараты с недоказанной эффективностью, не имеющих оценки уровня безопасности; и отсутствии планов и гибкой системы реализации лекарственного обеспечения на местном уровне. По-прежнему актуальны отсутствие контроля за реализацией лекарственного обеспечения на местах и исследований потребляемости медикаментов.

До сих пор нет согласованных решений в федеральных и региональных списках лекарственных препаратов: Перечне ЖНВЛП, приказе Минздравсоцразвития № 665 от 18.09.2006 по дополнительному лекарственному обеспечению, территориальному перечню ЛС для оказания бесплатной медпомощи населению области, а также перечню препаратов, включенных в федеральные стандарты и протоколы оказания медпомощи.

Между врачами стационаров и поликлиник нет единого подхода к формированию режимов фармакотерапии, в т.ч. в части наименований лекарственного препарата. Еще одной проблемой является отсутствие периодического пересмотра стандартов и протоколов ведения пациентов МЗ РФ. С этой проблемой связано несвоевременное обновление базы данных по лекарственному обеспечению населения. Потребность клиники в специалисте, хорошо ориентирующемся в тенденциях фармацевтического рынка России и мира, особенностях фармакотерапии, очевидна. К сожалению, некоторые руководители, врачи в государственных лечебных учреждениях не до конца понимают важность этой врачебной специальности. В итоге служба развивается в большей степени за счет сектора частной медицины.

Впрочем, даже если ЛПУ и готово предоставить работу клиническому фармакологу, удержать его (особенно в поликлинике) — задача не из простых. Главная проблема — зарплата. В стационарах и поликлиниках не соблюдаются нормативы штатной нагрузки: часто на 500-коечный стационар выделяется 0,25 ставки клинического фармаколога.

Копейки! Стоит обратить внимание на то, что врачей — клинических фармакологов нет в программе модернизации здравоохранения, а стало быть, и доплат по ней эти специалисты не получают. Администрация поликлиник возложила на клинических фармакологов обязанности по консультированию пациентов, которые выписываются из больницы, получив список лекарств с торговыми наименованиями. При этом в аптеках стационаров эти специалисты не допускаются к закупкам лекарств. Необходим документ, регламентирующий взаимодействие аптекистационара и клинического фармаколога. Ассортимент и примерный объем лекарств должна определять формулярная комиссия, что прописано в новом Порядке по клинической фармакологии. Однако до сих пор нет уточняющих документов о формулярной комиссии (кроме Примерного положения о формулярной комиссии 2000 г.), а также об участии в аукционных закупках.

Некоторые руководители вообще не принимают во внимание мнение клинического фармаколога при составлении заявок: заказывают наиболее дешевые препараты и требуют от специалиста только проставить соответствующий код ОКДП.

Кто должен заниматься рациональным лекарственным обеспечением на уровне ЛПУ? Очевидно, что команда — клинический фармацевт, врач, клинический фармаколог. Так это и происходит за рубежом: клинические фармацевты решают технические вопросы в аптеке при стационаре, выполняют первичные статистические расчеты и помогают клиническому фармакологу. У нас таких специалистов не готовят. В процессе консультационного приема клиническим фармакологам и клиническим фармацевтам важно обучать пациентов основным принципам применения безрецептурных лекарственных средств. Необходимо развивать принятую во всем мире методологию доклинических и клинических исследований новых отечественных оригинальных лекарств, создавать центры доклинических и клинических испытаний лекарств. Важной работой клинических фармакологов является разработка стандартов по фармакогенетическому тестированию и терапевтический лекарственный мониторинг.

Клинические фармакологи должны в качестве экспертов участвовать в работе над стандартами лечения, в создании списков препаратов, направленных на укрепление лекарственного обеспечения населения России. На уровне стационаров клиническим фармакологам вместе с клиническими фармацевтами необходимо развивать фармакоэкономический анализ, в т.ч. ABC/VEN-анализ. На законодательном уровне следует обязать использовать результаты данных фармакоэкономических исследований при составлении формуляров и стандартных схем лечения в ЛПУ.

Каковы же перспективы развития клинической фармакологии? В условиях увеличивающегося количества генериков на фармацевтическом рынке России и появления биотехнологических лекарственных средств, лекарственных средств в новых лекарственных формах (наносферы, нанокапсулы) главной задачей клинических фармакологов становится внедрение и эффективная работа системы фармаконадзора. Соответственно, должна расти компетенция этих специалистов, программе обучения по клинической фармакологии в медицинских вузах необходима реформа. Важно увеличить количество выделяемых часов по клинической фармакологии в учебном плане для студентов, внедрить систему непрерывного фармакологического образования на додипломном и постдипломном этапах обучения. И пока все эти изменения не произойдут, медицинская помощь в нашей стране останется неуправляемой.

 


 

источник :  ФВ №19/722 (4 июня 2013г.)

вернуться в раздел новостей