с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Вознаграждение страховщиков должно соответствовать их вкладу в систему ОМС
05 Апреля 2011 г.


ЮринИнтервью главы Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрея Юрина агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Численность страховщиков ОМС, на ваш взгляд, является адекватной спектру оказываемых ими услуг?

Ответ: Сейчас в ОМС работает 95 страховщиков, и это число постоянно сокращается на протяжении последнего времени. На мой взгляд, это обоснованная тенденция, с учетом того, что 14 компаний в рамках ОМС обеспечивают более 70 проц россиян. Компания, которая обслуживает 5-20 тысяч человек, не может обеспечить качественный сервис и присутствие во всем регионе. Именно поэтому мы поддерживаем требования по увеличению уставного капитала медстраховщиков до 60 млн руб.

При этом все равно остается разрыв в 60 млн руб по уставному капиталу по отношению к классическими страховщиками. Который, как мне кажется, представляется все-таки неоправданным, и думаю, что в дальнейшем будут предприняты шаги по его сокращению и нивелированию. И думаю, что со временем число нынешних игроков может сократиться. Ведь реформой предусмотрено, что граждане будут самостоятельно выбирать страховщиков.

Еще один вероятный тренд, который мы берем в расчет. Это укрупнение медстраховщиков, которое, скорее всего, будет происходить.

Вопрос: Сами страховщики постоянно жалуются, что им не хватает денег. Останется ли у них повод для дальнейших дискуссий на данную тему?

Ответ: Бизнес по ОМС должен строиться таким образом, чтобы страховщики не могли получить сверхдоходов от работы в регионах Российской Федерации. Сейчас установлены нижняя и верхние планки - от 1 до 2 проц. Именно в пределах этого коридора регионы смогут согласовывать вознаграждение, которые будут получать компании за оказание своих услуг в рамках системы ОМС. В этом году компании, которые работали по нижней планке, смогут заработать больше - в рамках установленного коридора, после того, как будут внесены изменения в бюджеты территориальных фондов ОМС. Так что можно смело сказать, что размер вознаграждения вырастет.

Вопрос: Сколько это составит в денежном выражении?

Ответ: Если взять среднюю ставку для регионов в 1,5 проц от проведенных средств, то в прошлом году при финансировании системы в размере 570 млрд руб, этот показатель в общей сложности достиг 7 млрд руб. С учетом увеличения финансирования системы ОМС на этот год вдвое, только в 2011 г сумма, которую смогут заработать страховщики, скорее всего вырастет в два раза.

Вопрос: Увеличение комиссионных повлечет за собой какие-то последствия для страховщиков ОМС?

Ответ: Да, несомненно. Но необходимо понимать, что рост вознаграждения влечет за собой и рост ответственности, а также требований к участникам этого рынка.

По сути, первым вопросом станет наличие доверия у застрахованного лица к конкретной компании. Кроме того, сейчас, например, есть небольшие региональные страховщики, которые могут и не исполнить новые требования к увеличению уставного капитала.

Ведь на работу каждого отдельного страховщика повлияет и такой фактор, как требования территориальных фондов ОМС по сохранению тайны личных данных застрахованных лиц, что потребует от компаний дополнительных затрат.

Вопрос: Например?

Ответ: Например, компании будут должны взять на себя проверку застрахованных и не допускать двойного страхования одного и того же лица. То есть мы должны понимать, что в системе ОМС не будет больше ситуаций, когда проведенная сверка выявляет сразу 700 тысяч "мертвых душ". Только таким образом будет работать четко выстроенная система, которая при этом будет экономно расходовать государственные средства. Кроме того, на плечи страховщиков лягут и обязанности по проведению экспертизы оказанных услуг, их качеству.

Вопрос: В ряде регионов реализуются пилотные проекты, совмещающие элементы ОМС и ДМС. Например в Перми, где региональные власти выдают сертификаты на 4 тыс. рублей для добровольного приобретения страховых медицинских услуг. Как вы относитесь к подобной идее?

Ответ: На мой взгляд, вопрос совмещения государственной программы обязательств по представлению бесплатных медуслуг и коммерческих программ ДМС пока не решаем. Дело в том, что государство использует подход солидарной ответственности, благодаря которому каждый гражданин вправе получать набор бесплатных услуг в рамках системы ОМС. В ДМС же нет такого подхода, каждый получает ровно столько, сколько у него оговорено в договоре страхования. То есть все платят по-разному и получают разный объем услуг. Кроме того, стандарты услуг, их цена и качество зависят от конкретного продукта конкретной компании. При этом необходимо отметить, что несмотря на рекламу, предложения в рамках продуктов добровольного медстрахования обычно ограничены списком не самых затратных услуг, которые могут представлять медучреждения. Мы же иначе подходим к определению качества и стандартов услуг обязательного медстрахования.

Кроме того, относительно пермского опыта, когда идет зачет ОМС в счет ДМС, у меня есть сомнения. Если мы позволим дотировать за счет средств ОМС коммерческих страховщиков, это будет неправильно. Ведь тогда мы сразу исключаем из числа получателей услуг некоторые группы населения: малообеспеченных, пенсионеров, детей, которые болеют чаще или менее платежеспособны.

Вопрос: Но какие-то вероятные варианты по совмещению моделей ОМС и ДМС все-таки должны существовать?

Ответ: На мой взгляд, сосуществование возможно лишь в рамках, когда человек хочет получить более дорогую услугу, оплачивая гарантированную часть в рамках ОМС, а остаток цены – в рамках ДМС. То есть, например, когда гражданин хочет поставить более дорогой глазной хрусталик, или использовать в зубопротезировании более дорогие расходные материалы, вместо предусмотренных в рамках ОМС. По сути, увеличение комфортности условий по реализации прав будет предусмотрено в новом законе "О здравоохранении в РФ", проект которого находится сейчас на рассмотрение правительства.

Вопрос: Как развивается система одноканального финансирования?

Ответ: Полностью перейти на одноканальную систему финансирования планируется в 2013 году. Но в целом по стране по одноканальной системе сейчас поступает порядка 50 проц финансирования. Есть и регионы – лидеры в данном вопросе. Например, в Татарстане уже 80 проц финансирования поступает по одноканальной системе. Также к числу наиболее успешных в данном вопросе регионов можно отнести Калининград, Пермь, Томск.

Вопрос: В рамках реформы есть достаточно большой спектр задач по созданию электронных баз данных и определения правил доступа к ним. Как продвигается данная работа?

Ответ: В рамках модернизации системы за 2011 -2012 годы мы должны полностью создать ряд продуктов информационного обеспечения реформы, на использование которых будут переведены все медучреждения, работающие в системе ОМС. В частности, должны появиться электронные истории болезни каждого застрахованного в рамках системы, а это каждый гражданин страны. Кроме того, сами медучреждения должны реализовать систему электронной очереди. Несомненно, что должна развиваться и телемедицина, особенно в труднодоступных районах страны.

При этом россияне должны будут получить доступ к территориальным базам данных о медучреждениях, оказывающих услуги в рамках ОМС.

Вопрос: Такая база появится на федеральном уровне?

Ответ: Нет, на федеральном уровне такой базы пока не будет. На федеральном уровне будет создан банк обмена данными, необходимый для реализации права граждан на получение бесплатных медуслуг в рамках всей страны. Плюс подобные банки должны появиться и на уровне регионов.

Вопрос: А как обстоят дела с формированием реестров медучреждений, задействованных в ОМС?

Ответ: Реестры должны быть созданы окончательно до 1 сентября этого года, и уже с 2012 года включить в себя все участвующие в системе ОМС медучреждения. Конечно тех, кто выразит желание работать в ней.

Вопрос: В ряде регионов возникли вопросы, а также ситуации, которые можно квалифицировать как мошенничество, когда пенсионерам предлагают за деньги заранее якобы обменять полисы ОМС на новые. В ФФОМС как-то отслеживают подобные ситуации?

Ответ: Необходимо еще раз отметить, что обмен полисов начнется только с 1 мая этого года. И никакой срочности в решении данного вопроса не возникает, поскольку обмениваться они будут не всем и сразу, а в порядке обмена за утерянные бланки полисов ОМС. Кроме того, это могут быть случаи, когда лицо ранее не было застраховано, либо человек получает новый полис.

Вопрос: Вопрос выдачи новых бланков каким-то образом будет коррелироваться с созданием универсальной электронной карты?

Ответ: Единую карту планируется запустить с 2014 года, и пока мы ведем подготовительные работы в рамках ее создания, а также разъясняем суть данной новации. Еще раз повторюсь, что не стоит спешить обменивать свой полис ОМС на новый с мая этого года. Ведь до 2014 года все могут пользоваться тем полисом, что у них есть сейчас.

Вопрос: Что нужно будет делать гражданину, если он не сможет осуществить своего права на смену лечащего врача или медучреждения?

Ответ: Необходим отметить, что участковый принцип оказания бесплатных медицинских услуг в рамках реформы ОМС никто не отменял. А значит и ваш действительный участковый врач не вправе отказать вам в обслуживании. Точно также врач с другого участка вполне имеет право отказать в переходе к нему и смене медучреждения. Другое дело, что изначально предполагается, что врачи должны все-таки начать конкурировать между собой за клиентов, а значит и за дополнительные потоки финансирования в рамках обязательного медстрахования. По сути, чем больше у отдельного врача и медучреждения список обслуживаемых граждан, чем больше они довольны представляемыми услугами, тем больше может заработать и сам врач, и учреждение, где он работает.

Вопрос: Андрей Владимирович, а чего вы сами ожидаете от реформы ОМС?

Ответ: Знаете, нужно понимать, что новый закон об ОМС - это не закон о росте расходов и выплат в медицинском страховании граждан. Это закон, который меняет всю систему. Например, ожидаю, что число ЛПУ, участвующих в системе ОМС, вырастет с 8 тысяч до более чем 10 тысяч заведений. Меняется финансовый механизм – оплата медуслуг будет в полном объеме следовать за пациентом. В целом закон направлен на улучшение качества медуслуг и повышении их доступности.

 

источник :                                                                                                                                                                    вернуться в раздел новостей

http://www.prime-tass.ru/news/interviews/-202/%7B8C733918-FBF6-4B4A-8C2B-0934210ECE1B%7D.uif