В России необходимо создать сеть региональных пациентских советов, которая «должна стать тем связующим звеном, которое сегодня необходимо стране в условиях разграничения полномочий региональной и федеральной власти», — заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова на заседании Совета общественных организаций по защите прав пациентов. Пациентские советы, которые формируют органы здравоохранения в регионах, уже созданы в нескольких десятках краёв и областей.

 

Необходимость развития данного направления назрела в связи с тем, что современным уровнем здравоохранения недовольны по разным оценкам от 60% до 75% граждан России. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, медицинские дефекты приходятся на 10% от общего числа лечений, или 800 тысяч в год; только 380 судов в год заканчиваются судебным решением (на 600 тыс. российских врачей). Количество неправильных диагнозов, по некоторым данным, доходит до 30%, а патологоанатомы уверяют, что 20% смертей происходит не от той болезни, от которой лечили при жизни.

Несмотря на то, что в России существует довольно много пациентских организаций, их влияние на систему здравоохранения не слишком велико. Отчасти это связано с нехваткой финансирования, поскольку господдержки у них нет, благотворительность в регионах не развита, а финансирование за счёт фармкомпаний не всегда этично. В то же время это ментальная проблема, отголосок советского прошлого, когда врач был «главней» пациента. Он мог не объяснять пациенту специфики его заболевания и принципов назначения медикаментов. Мог скрывать смертельный диагноз. Пациент лишь выполнял указания врача, и такая система, замешанная на жёстком административном контроле, работала вполне успешно. Сегодня, когда ситуация коренным образом поменялась, пациенты вправе не просто получать информацию, но защищать свои права, которые при ослабшем контроле нередко нарушаются врачами. Но сделать это не так просто, поскольку в законодательстве, например, нет термина «врачебная ошибка». Выявить неправильный диагноз или лечение может только врач, а среди медиков весьма сильна профессиональная солидарность, и далеко не все готовы сделать выбор в пользу пациента, указав на ошибки своего коллеги.

«Законы не до конца отлажены. Механизм защиты прав тяжёлый. Всё это требует серьёзных усилий со стороны пациента. Как мы шутим: для того, чтобы больному защитить свои права, надо иметь недюжинное здоровье. Встречаем сопротивление администрации больниц и управления здравоохранения. В нашей стране защита прав как таковая, реализация норм закона проводится очень сложно», — пояснил специально для «Однако» Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России, Президент всероссийского общества гемофилии. — Нередко пациентские организации бьются за соблюдение норм закона, а иногда за то, чтобы чиновник или врач просто выполнял свои обязанности. Мы предполагаем через пациентские советы обсуждать вопросы соблюдения законодательства, нарушения прав пациентов, доступность оказания медпомощи. Это вопрос гражданского контроля в сфере здравоохранения. Конечно, всё зависит от того, удастся ли реализовать это очень полезное начинание».

 



источник :  www.odnako.org

вернуться в раздел новостей