с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Курс Минздрава – бросаем пациентов, спасаем частника
29 Января 2015 г.

«Самое главное, чтобы не забывали главный принцип не только врача, но и главный принцип всех преобразований в здравоохранении – не навреди» Президент РФ В.В. Путин, 18 декабря 2014 года

 

А ведь забыли слова Президента — корабль Минздрава взял курс навстречу интересам частника. Государственная система здравоохранения и российские пациенты на этом корабле - балласт. Их бросают тонуть в пучине сложившихся проблем.

Под занавес уходящего 2014 г. Минздрав представил проект «Стратегии развития здравоохранения до 2030 года». Члены  Общественного совета при Минздраве получили этот текст буквально накануне очередного заседания, а уже на следующий день – настойчивое предложение одобрить его. Понятное дело, что рождённый в высоких кабинетах документ, был одобрен и взят за основу. Но отвечает ли «Стратегия» той кризисной ситуации, в которой нынче пребывает здравоохранение? Можно ли надеяться, что с принятием «Стратегии» произойдут, наконец, кардинальные перемены к лучшему: исчезнут очереди в поликлиниках, лекарства станут  доступнее, а попасть на лечение в стационар смогут все нуждающиеся без всяких мытарств? 

Судя по предложенной «Стратегии», Минздрав взял курс навстречу интересам коммерсантов от медицины за счёт разрушения пока ещё существующей государственной системы здравоохранения, сокращения объемов бесплатной медицинской помощи. Такая постановка вопроса противоречит сказанному Президентом В.В. Путиным: «Миллионы людей ждут от нас улучшения ситуации в здравоохранении. Вот на это надо ориентироваться, прежде всего» (18 декабря 2014 г.).

Остановлюсь на главных положениях «Стратегии» Минздрава.

О ЦЕЛЯХ «СТРАТЕГИИ». Про цель - улучшение здоровья населения - ни слова. Вместо этого – «создание Национальной системы здравоохранения». На первый взгляд, звучит внушительно. За блестящим фасадом «Стратегии» - откровенное приглашение частных компаний поучаствовать в дележе и без того ограниченных государственных ресурсов, направляемых в сферу медицины. Нетрудно понять, что в условиях сокращения государственного финансирования в целом и уменьшения расходов на стационарную медицинскую помощь в частности (что предложено в «Стратегии»), активное вовлечение бизнеса (ориентированного, прежде всего на получение прибыли) приведет к разрушению государственных мощностей здравоохранения.

Про существующие проблемы с государственным финансированием отрасли в «Стратегии» не сказано ничего. Между тем, в 2015 г. дефицит средств на программу государственных гарантий (то есть на оказание бесплатной медицинской помощи) составит 30%. Иными словами, запланировано средств меньше, чем необходимо. А дополнительные средства нужны по причине роста инфляции до 11,4%, девальвации рубля на 80%, а также в связи с другими обязательными расходами: на увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на оказание медицинской помощи для новых граждан РФ, на повышение заработной платы медицинских работников, на покрытие накопленного дефицита 2014 года.

О ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ. В Стратегии указано, что «в Российской Федерации отмечается улучшение демографической ситуации». ЭТО НЕВЕРНО. Демография улучшалась вплоть до 2013 года, пока не был остановлен рост расходов на государственную систему здравоохранения. Но уже в 2014 году снижение смертности остановилось: за 11 месяцев 2014 г. коэффициент смертности составил 13,1 случаев на 1 тыс. населения, т.е. остался на уровне 2013 года, вместо запланированного Госпрограммой «Развитие здравоохранения в РФ» снижения до 12,8 случаев. При этом сегодня стандартизованный показатель смертности (т.е. с поправкой на возрастную структуру населения) в РФ почти в полтора раза выше, чем в «новых» странах ЕС (Чехии, Словакии, Польше). Младенческая смертность, которая действительно уменьшается, составляет всего 0,8% в общей структуре смертей в РФ.

О ПРОБЛЕМАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. В этом важнейшем разделе «Стратегии» даже не упоминается про базовые проблемы российского здравоохранения – дефицит кадров, неудовлетворительное качество медицинской помощи1, нехватку и неэффективное использование финансовых ресурсов, недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами.

Сегодня обеспеченность врачами участковой службы в РФ в 1,6 РАЗА НИЖЕ, чем расчётный норматив (имеется 67, а необходимо 108 тысяч врачей). Обеспеченность медицинскими сестрами, работающими с участковыми врачами, – в 3,3 РАЗА НИЖЕ необходимого (имеется 78 тысяч, а должно быть 258 тысяч). О каких дополнительных объемах помощи, которые возьмут на себя поликлиники, можно говорить в таких условиях! Всего же (по данным самого Минздрава) ДЕФИЦИТ ВРАЧЕЙ СОСТАВЛЯЕТ 40 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. И нехватка специалистов растёт: количество врачей, работающих в государственной системе, сократилось еще на 4 тысячи (с 639 тыс. в 2012 г. до 635 тыс. человек в 2013 г.). Более того, каждый третий врач в РФ достиг пенсионного возраста, т.е. в самое ближайшее время неизбежно начнётся ускоренный отток кадров из отрасли.

О ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ. В «Стратегии» сказано НЕВЕРНО, что якобы гарантии - набор видов мед.помощи1, финансируемый за счет государства предоставляются «в соответствии с  необходимыми  объемами». Между тем, обеспеченность населения в амбулаторных условиях лекарственными средствами и различными медицинскими вмешательствами в нашей стране в разы ниже, чем в «новых» странах ЕС. Например, расходы на лекарства в РФ в 4,2 РАЗА МЕНЬШЕ (соответственно – 55 и 232 доллара на душу населения в год). Операций аортокоронарного шунтирования и стентирования, вместе взятых, мы делаем в 2,8 РАЗА МЕНЬШЕ (соответственно – 89,4 и 253,2 операций на 100 тыс. населения).

О СТАЦИОНАРНОЙ ПОМОЩИ.1 В «Стратегии» сказано НЕВЕРНО, что сокращение ее «избыточных» объемов и перевод в амбулаторное звено будет способствовать «направленному развитию системы здравоохранения и улучшению здоровья населения». В результате реализации данных предложений произойдет снижение доступности медицинской помощи и в стационарах, и в поликлиниках. Последние просто не смогут справиться с дополнительной нагрузкой.

О РОЛИ СИСТЕМЫ ОМС. Эта роль явно ПЕРЕОЦЕНИВАЕТСЯ. На самом деле система ОМС (обязательного медицинского страхования – Ред.) в нашей и любой другой стране – всего лишь аккумулирует и распределяет средства по установленным государством правилам, она не оказывает никаких дополнительных услуг. Обязательные взносы, которые по законам государства уплачиваются в систему ОМС – это средства работодателей и региональных бюджетов (фактически, это налоги). Функции Федерального фонда ОМС (ФОМС) по аккумулированию средств и их дальнейшему перераспределению в территориальные фонды (ТФОМС), может выполнять планово-финансовый отдел при самом Минздраве. А многочисленные частные страховые медицинские организации (СМО), стоящие на пути движения денег от ТФОМС до медицинских организаций – ЛИШНЕЕ И ВЕСЬМА ЗАТРАТНОЕ ЗВЕНО, административные издержки которого ежегодно составляют почти 25 млрд. рублей.

О ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ. «Стратегией» поставлены всего 12 задач. Первая – задача по совершенствованию Программы государственных гарантий (набор видов мед.помощи1, финансируемый за счет государства). Предлагается сокращение стационарной медицинской помощи и увеличение объемов помощи в поликлиниках, развитие реабилитационной и паллиативной помощи (для неизлечимо больных). Но сначала надо решить проблему дефицита врачей в первичном звене1, а затем уже возлагать на него дополнительные объемы помощи! Для развития реабилитации, паллиативной помощи и специализированных коек дневного стационара нужны подготовленные кадры, оборудование, дополнительные финансовые средства, которые НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ в «Стратегии».

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ОМС согласно «Стратегии» состоит в том, чтобы частные СМО (страховые медицинские организации) управляли общественными средствами. Необходимо осуществить «переход от администрирования платежей по факту оказания услуг к эффективному управлению расходами, в том числе путем возложения на СМО части финансовых рисков по оплате медицинской помощи». Иными словами, СМО должны будут не просто оплачивать медицинскую помощь по установленным государством правилам, как это происходит сейчас, но и управлять расходами медицинских организаций. С высокой долей вероятности можно предположить, что они будут вынуждены экономить средства государственных медицинских организаций, чтобы не допустить перерасхода.

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО К ОМС, МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС+) будет решаться путем отмены платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях и перехода на добровольное медицинское страхование (ДМС). ОТ ПОДОБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ВЫИГРЫШЕ ОКАЖУТСЯ ТОЛЬКО СМО, ТО ЕСТЬ КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. На наш взгляд,  эти предложения на общую ситуацию не повлияют, так как стоимость полиса ДМС, которая составляет сегодня около 50 тыс. рублей в год, большинству  россиян не по карману.

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. Приоритет для Минздрава — предусмотреть «механизмы обеспечения окупаемости проектов государственно-частного партнерства (ГЧП)». Речь идёт о необходимости поддержать частный бизнес в здравоохранении. Для этого даже предложено создать в региональных министерствах здравоохранения «ответственных за сопровождение проектов ГЧП».

В связи с данным разделом «Стратегии» возникает ряд вопросов:

- Почему не создаются благоприятные условия для развития государственной собственности, а напротив, ведётся разрушение инфраструктуры государственных учреждений (сокращаются финансирование и койки в стационарах, государственный заказ перераспределяется частному сектору, предлагается отменить платные медицинские услуги в госучреждениях)?

- Почему государство должно предоставлять льготы частному бизнесу, сокращая поступления в бюджет?

- Почему сегодня вдруг понадобились новые инвестиционные проекты (т.е. стройки), ведь государство только что вложило средства в модернизацию государственных учреждений здравоохранения сотни миллиардов рублей! Самое время начать эффективно использовать уже существующие мощности. Для справки: из-за недостаточного финансирования медицинской помощи уже имеющееся диагностическое оборудование в государственных учреждениях используется В 2 РАЗА МЕНЕЕ ИНТЕНСИВНО1, чем в развитых странах.

- И, наконец, в чьих интересах действует Минздрав1 – на благо населения и государства или в интересах частных компаний?

ЗАДАЧА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. Очевидно, что для улучшения кадровой ситуации в отрасли нужны средства на повышение оплаты труда медработников, предоставление им социальных льгот, нужны дополнительные средства на подготовку кадров (на развитие медицинских вузов). В «Стратегии» ПРО ВСЁ ЭТО – НИ СЛОВА. Вместо решения самых насущных проблем, предлагается применить  РАБСКИЙ ТРУД медицинских работников: «получив высшее медицинское образование, специалист должен будет отработать в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, 3 года». Так недолго дойти до того, что в медицинские вузы просто перестанут поступать за бюджетные деньги.

Сама «система аккредитации» - де-факто - набор экзаменов, которые будут только  констатировать уровень компетентности специалиста. Но о главном – о том, как обеспечить этот уровень высоким1, - в «Стратегии» ничего не говорится.

ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ И МЕДИЦИНСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ. И тут не сказано самое главное: сколько дополнительных средств будет выделено на бесплатное обеспечение населения1 лекарственными средствами и какие категории населения смогут получать их бесплатно. Для справки: в «новых» странах ЕС, в отличие от РФ, доступ к бесплатным лекарствам в амбулаторных условиях имеют все граждане без ограничений по социальному статусу.

Анализ проекта  Стратегии показывает: Минздрав предлагает уменьшить ответственность государства за здоровье населения страны.

Так что же должна содержать действительно необходимая для страны стратегия развития здравоохранения? Прежде всего, ее целью должно быть улучшение здоровья населения России. Должны быть даны ясный анализ проблем и чёткое описание путей их решения. Должны быть определены показатели для оценки реализации стратегии, оценены риски и дано исчерпывающее финансовое обоснование. Ничего этого в представленном министерством документе нет.

Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами (без чего не будет доступной и качественной медицинской помощи) необходимо:

- повысить оплату труда медицинских работников в соответствии с Указами Президента;

- медицинским работникам первичного звена здравоохранения предоставить льготы по жилью;

- сельским медицинским работникам индексировать заработную плату (коэффициент 1,4 к средней оплате медицинских работников по стране);

- профессорско-преподавательскому составу медицинских вузов повысить оплату труда (коэффициент 2 к оплате труда врачей) и предусмотреть средства на повышение его  квалификации;

- запланировать выделение средств на развитие системы непрерывного медицинского образования (1% от фонда оплаты труда).

Для обеспечения доступности лекарственных средств в амбулаторных условиях необходимо:

– увеличить объемы финансирования данной статьи в 2–3 раза и  охватить  этой  помощью  все  население;

- сохранить объемы медицинской помощи в стационарах и провести перепрофилирование коечного фонда.

Государственное финансирование здравоохранения следует не сокращать, а увеличивать до уровня «новых» стран ЕС – до 5,5% ВВП. В 2015 и 2016 годах необходимо сохранить уровень государственного финансирования здравоохранения в постоянных ценах за счет экономии на неприоритетных расходах (стройках и закупках дорогостоящего оборудования) и повышения эффективности использования имеющихся средств. Кроме того, потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в размере не менее 250 млрд руб.

 


 

источник :  expert.ru

вернуться в раздел новостей