с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Отечественной медицине не до клятвы Гиппократа.
03 Апреля 2015 г.

Недавно страну потрясла история, случившаяся в одной из больниц города Ростова: ее сотрудников, то есть медиков, обвинили в том, что они вывезли за пределы медицинского учреждения тяжелобольного пожилого человека и бросили умирать. В сети появилось красноречивое видео: люди в белых халатах везут на инвалидной коляске мужчину, который явно не здоров. Выкатив коляску на улицу, они сгружают пациента на землю и уходят.

 

Через несколько часов пациент скончался. Позже выяснилось: покойный был бомжом, а в больницу поступил с признаками переохлаждения, кашлем, ознобом и тремором рук. Предположительно он также страдал туберкулезом. «Букет», как говорится, еще тот: но значит ли это, что пациент с подобной биографией и набором болезней должен умирать на улице? Позже всплыла врачебная версия трагедии: люди в белых халатах говорили, что мужчина был неадекватен, мог заразить окружающих, вел себя агрессивно… Мол, пришлось срочно искать выход из сложившейся ситуации, и он оказался жестким, но вполне объяснимым.

Прошло уже больше двух недель с момента появления шокирующей новости, а обсуждения случая в Ростове уже успели перейти в интернет-баталии. Часть россиян горой стоит за врачей, которым пришлось нарушить клятву Гиппократа ради безопасности ни в чем не повинных пациентов, мирно лежавших в больничных палатах. Но большинство комментаторов говорит о равнодушии и бесчувствии, которым болеет отечественное здравоохранение. Порой складывается впечатление, что в ходе многочисленных реформ последних лет нашу медицину увели на дарвиновские рельсы, и все чаще в ней правит простой биологический закон: выживает сильнейший.

Страшнее гриппа вещи нет?

К сожалению, истории, подобные ростовской, происходят не только в соседних регионах, но и в Тверской области. Страшная трагедия случилась в марте в Красном Холме: в местной районной больнице умер спортивный тренер Алексей Грибков. Если бы речь шла о пожилом человек, имеющем кучу болячек, это можно было бы понять. Но ушел из жизни полный сил человек 39 лет. Как это произошло?

«Идти в нашу больницу – все равно что на кладбище», - так комментируют случившееся посетители городской группы в одной из социальных сетей. Из рассказов горожан следует: Алексея Грибкова, человека в расцвете сил и лет, погубило банальное врачебное бездействие и некомпетентность. А начиналась трагедия с самой простой вещи – мужчина заболел гриппом. Болезнь протекала тяжело, и Грибков оказался в больнице. Там пациент провел две недели и, как рассказали нам краснохолмцы… был выписан. Недолеченный грипп дал осложнение. Говорят, фельдшер вызванной на дом «скорой» с самого начала заподозрил менингит, но в больнице диагноз перепроверять почему-то не стали. Удивительно, но факт: несмотря на тяжелое состояние, Грибкова так и не отправили в областную клиническую больницу, где умеют лечить даже самые запущенные болячки. На ровном месте погиб тренер, который сделал так много для района, для развития местного спорта. Фраза о том, что на таких людях сейчас держится, выживает, не падает окончательно на дно брошенная чиновниками российская глубинка, кажется слишком пафосной. Но это правда. Красный Холм понес большую потерю: вот только вряд ли будут наказаны люди, по вине которых это произошло. Кто сталкивался с подобными ситуациями, знает: нет ничего сложнее, чем доказать врачебную ошибку. Медицина – дело тонкое, а врачебное сообщество своих не сдает. Не заинтересованы в оглашении подобного рода историй и чиновники от здравоохранения: порой складывается ощущение, что их единственная и главная задача – это «правильная» статистика. И мы наблюдаем, как вместо реальной борьбы с болезнями все усилия частенько бросаются на замалчивание и сокрытие проблем. Один бог знает, сколько жителей далеких муниципальных образований Тверской области махнули рукой на выписанные направления и не поехали в далекую областную клиническую больницу, до которой сотни километров. А сколько больных отправилось домой, не выстояв в больничных очередях? Сколько россиян ушло на тот свет из-за отсутствия в местном медицинском учреждении нужного специалиста? Сколько неверных диагнозов ставится по стране в течение года? Скольких пациентов «попросили» до полного излечения освободить койко-место, потому что существуют нормативы и неписаные правила, регулирующие «койко-оборот»?.. Да что там вдаваться в тонкости: сколько россиян раньше времени ушли из жизни из-за банального равнодушия, черствости, замотанности, дурного настроения людей в белых халатах? Только в наших больницах грозные крики и злобно закрытые двери нормальное, обычное явление, за которое никого не наказывают. И в ходе бесконечных реформ, начавшихся с печально известного национального проекта в сфере здравоохранения, проблемы не только не были изжиты – они разрослись до невиданных масштабов.

Куда ни кинь – всюду клин

О каком здоровье мы ведем речь, если молодого, полного сил человека не могут спасти от элементарного гриппа? Да что там грипп! Мы знаем случаи, когда люди едва не отправились на тот свет из-за таблеток, которые в спешке путали больничные практиканты. Кто-то наверняка скажет: «От ошибок не застрахован никто». Согласны, но в вечной спешке, в вечном круговороте наши врачи все реже советуются с коллегами, перепроверяют диагнозы и согласуют друг с другом назначения.

В ходе развернувшегося после смерти Алексея Грибкова скандала вскрылись другие печальные истории из жизни краснохолмской районной больницы. В частности, о своей трагедии поведала Надежда Дутт, несколько лет назад потерявшая малолетнюю дочь. Женщина уверена: в смерти ребенка виноваты местные врачи. Вот только на то, чтобы добиться возбуждения уголовного дела, ей пришлось пройти несколько кругов ада. На днях Надежда сообщила: дело все-таки возбуждено, но нет никакой гарантии, что оно будет доведено до суда, а не закроется по дороге по надуманным причинам или нехватке доказательств.

Как бы там ни было, а над районной больницей потихоньку сгущаются тучи. Вместе со скандалами на свет божий выплывает страшная информация о состоянии медицины в глубинке после многолетних реформ: нет врачей-специалистов, единицы умеют пользоваться новейшим оборудованием, медики завалены с ног до головы бумагами и озлоблены. Люди в белых халатах жалуются, что при нынешней системе оплаты труда и бесконечных бюрократических требованиях у них не остается ни времени, ни сил, ни желания внимательно относиться к каждому больному и видеть в нем страдающего человека.

В селах и городах Тверской области принято думать, что в областном центре царит больничный рай, а ситуация в здравоохранении на порядок лучше, чем на селе. Почитайте форумы, посмотрите социальные сети – от отдельных отзывов больных и трагических историй волосы встают дыбом. Вот относительно легкий случай, который, по счастью, не закончился трагедией: пациентке, угодившей после отпуска в инфекционное отделение одной из тверских больниц, прописали антибиотик гентамицин. Через несколько дней девушке стало хуже. Заподозрив неладное, она самостоятельно, изучив в интернете медицинские энциклопедии, поставила себе верный диагноз – проблемы с вестибулярным аппаратом на фоне акклиматизации и долгих перелетов. Сбежав из больницы под издевательские шутки медиков, она бросилась к лору: выяснилось, что ее догадки были верны. Между прочим, врач впал в ужас, узнав про гентамицин: от данного антибиотика многие, как известно, глохнут. Если бы пациентка пролежала в инфекционном отделении еще пару дней, она могла бы лишиться слуха. Страшно? Не то слово! И вот что печально: такие случаи происходят в наших больницах каждый день. А вот наказывать медиков и чиновников от здравоохранения, чьими руками созданы все условия для врачебных ошибок, никто не торопится.

Семь кругов ада

И таких случаев, подобных краснохолмским, не сомневаемся, с ходу может рассказать любой житель Тверской области. Есть в запасе «страшилки» из суровой жизни и у сотрудников «КС».

Несколько лет назад один из журналистов нашей редакции оказался на больничной койке. Случайно он стал свидетелем процесса распределения медикаментов по программе дополнительного лекарственного обеспечения. Медикаментов было выделено мало, а в базе нуждающихся в них пациентов значились сотни человек. Медикам пришлось на месте, у компьютера, проводить свой «естественный отбор». По полной программе в итоге было решено выделить лекарства детям и молодым женщинам – «им еще рожать и своих детей на ноги поднимать». Мужчинам средних лет не с самыми тяжелыми диагнозами доставался урезанный набор: «Сорок лет – в самом расцвете. Двенадцати пачек в год хватит!» Тем, кто постарше, лекарства выделялись в обрез – на «поддержание». А вот старикам не повезло: на них было решено экономить.

Журналист был шокирован, и медики объяснили ему простую вещь: если делить медикаменты поровну, вылечить не удастся никого. Чтобы спасти жизни молодых, приходится «отнимать» у пожилых. Знал бы Гиппократ, придумавший свою гуманную клятву, до каких рассуждений придется докатиться российской медицине в двадцать первом веке!

Принцип выживания сильнейшего действует в отечественном здравоохранении на каждом шагу. На бесплатное УЗИ-обследование порой нужно записываться за полгода до его проведения. Пока пациент ждет своей очереди, нулевая стадия рака успевает порой перейти в третью-четвертую! Правда, есть альтернатива – платная медицина. Но может ли себе позволить подобную роскошь российский пенсионер, студент, человек со средними доходами? Вот и получается, что выживает при нынешнем состоянии отечественной медицины не только самый крепкий и наглый, но и самый платежеспособный. Без денег в наших больницах давно делать нечего, несмотря на декларируемую бесплатность нашего здравоохранения. Так, в результате реформ в здравоохранении мы докатились до тихой евгеники: право на жизнь и здоровье у нас напрямую связано с толщиной кошелька. Далеко не на всех у медиков, загруженных по уши работой, документацией, нормативами, необходимостью выполнять разного рода программы и «попадать» в уже прописанные показатели, хватает времени, внимания и человечности. Профессиональный подход оставляется для тех, кто способен заплатить, «отблагодарить», включить на полную катушку имеющиеся связи.

Кого винить в сложившейся ситуации? Не будем с ходу бросать камни в людей в белых халатах. Многим из них, прямо скажем, не позавидуешь. Просто не следует забывать, что состояние здравоохранения напрямую зависит от состояния экономики, социальной сферы и политических поветрий. Чтобы вовремя доехать до больницы, нужен работающий как часы общественный транспорт и ровные дороги. Чтобы в далеких районных больницах всегда были нужные специалисты, для начала требуется система поддержки молодых кадров, программы строительства дешевого жилья и много других социальных «надстроек». А чтобы медицинская техника работала, в больницах своевременно проводился ремонт, и для каждого сложного пациента находилось койко-место, для начала нужно искоренить коррупцию…

О каких успешных реформах нам вещают наши представители власти, если в городах и весях Тверской области умудряются «рубить капусту» не только на человеческой жизни, но и на смерти. Загляните, например, в Максатихинский район, где старики днями не могут дождаться врача, а трупы приходится возить на вскрытие за десятки километров, в соседнее муниципальное образование. Там, где есть острая, нерешаемая проблема, мигом появляются хитрые коммерческие схемы: на доставке покойников в морги отдельные чиновники и стражи порядка уже умудрились организовать прибыльный бизнес. Существуют бешеные расценки на перевозки тела: главная фишка бизнеса, построенного на коррупции, – отсутствие альтернативного пути решения вопроса. Хочешь достойно похоронить человека и выполнить все предписанные законом процедуры – открывай кошелек и плати. Речь идет о заоблачных суммах: может быть, поэтому представители местной власти не торопятся решать имеющуюся проблему? Может быть, часть денег, «заработанных» на человеческих смертях, отправляется в карманы неких ответственных, важных лиц?

Давайте посмотрим правде в глаза: то, что для одних болезнь и смерть, для других – золотая жила. Так коррупция разделила российское общество на два лагеря: тех, кто лечится, и тех, кто на этом зарабатывает. И сколько ни говори «реформа», здоровее мы от этого не станем, потому что люди, которым поручено приводить в порядок здравоохранение, похоже, заинтересованы в обратном. А значит, принцип «выживает сильнейший» будет главным еще очень долго, несмотря ни на какие клятвы Гиппократа.

Андрей ТОПОРОВ

 


источник :  ks-region69.com

вернуться в раздел новостей