с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Болезни медицины деньгами не вылечить
18 Июня 2015 г.

Низкая эффективность системы здравоохранения в России во многом объясняется кадровой политикой в этой области. Вместо увеличения числа высокооплачиваемых врачей общей практики, среднего медицинского персонала и активного развития частной врачебной практики, в стране расширяют подготовку узкопрофильных специалистов. Особенности кадровой политики в российском здравоохранении проанализировали в статье профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Игорь Шейман и консультант НИУ ВШЭ, заслуженный врач России Владимир Шевский.

 

Проблемы в сфере российского здравоохранения принято связывать с недофинансированием отрасли. Дефицит врачей, низкое качество медицинских услуг, провалы в диагностике, выхаживании больных, паллиативной медицине – все это объясняется сокращением госфинансирования.

Однако, если посмотреть на проблему шире, оказывается, что дело не только в деньгах. В статье «Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики» профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Игорь Шейман и консультант НИУ ВШЭ, заслуженный врач России Владимир Шевский объяснили причину низкой эффективности российского здравоохранения неадекватной кадровой политикой в этой сфере.

Сравнивая устройство российской и западной (американской и европейской) систем здравоохранения, авторы отметили перекосы в сфере подготовки врачей и среднего медперсонала, разделения функций и ответственности работников медицинских учреждений. Они также не обходят вниманием проблему низкой оплаты труда врачей, влекущую за собой снижение качества медуслуг.

В поисках денег врач забывает о больных

Низкая оплата труда врачей в России – первое, на что обращают внимание Шейман и Шевский. По их мнению, это является важным демотивирующим фактором не только для самих медицинских работников, но и для реформирования всей системы здравоохранения в целом.

Размер оплаты труда врачей в западных странах существенно превышает среднюю зарплату в экономике. Врачи общей практики в основной части этих стран получают в 2–2,5 раза больше, чем средний работник в экономике, узкие специалисты – в 3–4,5 раза. Даже в Чехии узкие специалисты получают больше в 2,3 раза, в Эстонии – в 2,1 раза, в Польше врачи общей практики – в 2,2 раза. Имея такого «дорогого» врача, правительства западных стран заинтересованы в максимально эффективном его использовании.

В России все не так. Размер оплаты труда врачей десятилетиями был на уровне 100–120% по отношению к средней по экономике. Врачи являются относительно дешевым ресурсом, поэтому они выполняют множество несвойственных им вспомогательных и рутинных функций. Нерешенные проблемы оказания медицинской помощи решаются, прежде всего, путем увеличения числа рабочих мест, а вопросы рационального использования врачебных кадров остаются на втором плане. Врачами «закрывают» любые инновации управленцев: каждая новая функция выполняется главным образом за счет создания новых врачебных должностей.

Низкая оплата труда также заставляет врачей постоянно находиться в поисках подработок. Совместительство – обычное для российского врача дело. Работа на два, а то и три фронта сказывается на больных. Врач вымотан и не сосредоточен на своих пациентах.

Комплексное лечение снижает смертность

Кадровая политика в западном здравоохранении направлена на расширение числа врачей широкого профиля, в то время как в России наблюдается обратный процесс – дробление профессий и подготовка все большего числа узкопрофильных специалистов. Если в Канаде и Франции на долю врачей общей практики в 2012 году приходилось около 47% всех врачей, а в Великобритании – 29%, то в России около 10%, приводят статистику ученые.

Сегодня в российском здравоохранении существует 92 специальности и субспециальности. Причем в число врачебных специальностей включены такие категории, которые в других странах вообще не относятся к врачебным: лабораторная генетика, медико-социальная генетика, физиотерапия, санитария и т.д. Выпускники медицинских вузов в ходе обучения в интернатуре и ординатуре стараются освоить прежде всего узкие специальности. В итоге страдает качество медицинского обслуживания. Врачи не отвечают на вызовы современности, а также не имеют хорошей профессиональной подготовки, утверждают авторы статьи.

Между тем, старение население и связанное с этим распространение хронических и сопутствующих заболеваний повысило требования к комплексности и непрерывности медицинской помощи. Выросла потребность во врачах с широким клиническим мышлением, способных оценивать состояние организма в целом (а не отдельных его органов), постоянно вести пациентов со сложной и комбинированной патологией, а иногда и объединять усилия отдельных узких специалистов. Как показывает практика, уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и бронхита ниже там, где больше широких специалистов. «Именно деятельность врачей общей практики создает «корни» системы здравоохранения, без которых она не может успешно развиваться», –

Медсестры вместо докторов

В зарубежном здравоохранении врач является вершиной кадровой пирамиды, в основании которой находится большое число работников, освобождающих врача от рутинных функций и обеспечивающих его клиническую деятельность. Доля врачей в общей численности занятых в здравоохранении сокращается в пользу других профессионально-квалификационных групп работников: медсестер различной степени квалификации, технического персонала. Главная нагрузка ложится на медицинских сестер, способных совместить клиническую и сервисную составляющие медпомощи. Категория наиболее квалифицированных медсестер в западных странах не только выполняет врачебные назначения и ведет предварительный осмотр пациентов, но и самостоятельно лечит некоторые несложные заболевания.

При этом чем больше медсестер обслуживает одного больного в клинике, тем меньше времени он там проводит. Так, в США на одну больничную койку приходится 6,43 работника, в Дании – 7,11 (самый высокий показатель), а срок госпитализации, например, при инфаркте миокарда, составляет лишь 5,4 и 3,9 дня соответственно. В странах с более низкой трудоемкостью стационарной помощи (на уровне 2–4 работника на одну койку) отмечаются более длительные сроки госпитализации при инфаркте миокарда (5,5–8 дней).

«Недостаточное развитие немедицинского персонала в России повышает нагрузку на врачебный и сестринский персонал, приводит к неэффективному использованию медицинского оборудования и его частому выходу из строя. Подобную ситуацию следует оценивать как важнейший кадровый дисбаланс, негативно влияющий на результативность медицинской помощи», – отметили авторы статьи.

Частная практика повышает ответственность

Для того чтобы качество медицинских услуг повысилось, надо сделать врачей ответственными за свою работу. Частная врачебная практика – ключ к решению этого вопроса.

Организационно-правовой статус врачей в западных странах существенно различается в зависимости от места их работы. Так же, как и в России, они в больницах чаще всего являются наемными работниками, но в сфере амбулаторной помощи основным хозяйствующим субъектом обычно является частнопрактикующий врач. Он действует в составе индивидуальных или групповых практик и оказывает основную часть медпомощи за счет государственных средств в рамках системы обязательного медицинского страхования или бюджетной системы. Такой статус обеспечивает самостоятельность врачей в решении медико-организационных и экономических проблем.

Одновременно он обусловливает единоличную ответственность за результаты медицинской деятельности – сами врачи (а не их организация) отвечают за доказанные врачебные ошибки. Врачи частной практики стараются привлечь больше пациентов, в том числе за счет увеличения своего рабочего времени. В Великобритании, например, средняя рабочая неделя врача общей практики составляет 74 часа.

В России в последнее время появилось много частных медицинских организаций, но их сотрудники чаще всего являются такими же наемными работниками, как и работники госучреждений, с не меньшей зависимостью от начальников и с невысокой зарплатой.

 


источник :  opec.ru

вернуться в раздел новостей