с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Петербургский Росздравнадзор: Белых и пушистых медицинских учреждений нет
01 Июля 2015 г.

Наделение Росздравнадзора большими полномочиями для контроля качества медуслуг – одно из поручений президента РФ, прозвучавшее еще в декабре 2014 года. Пока никаких изменений нет. Что может делать Росздравнадзор сейчас и что не может, рассказывает Сергей Лытаев, д. м. н., профессор, заместитель руководителя Росздравназдора по Петербургу и Ленобласти.

 

Петербургский Росздравнадзор: Белых и пушистых медицинских учреждений нет

- Сергей Александрович, задачи Росздравнадзора – обеспечение безопасности медицинской помощи (контроль за медицинской деятельностью, за оборотом медизделий и лекарств). Но законодательство постоянно изменяется и сложно разобраться, кто кого контролирует и в чем заключается контролирующая функция Росздравнадзора.

- В 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…» появились такие понятия, как ведомственный и внутренний контроль. Так, за комитетом по здравоохранению — ведомственный контроль учреждений, которые ему подчиняются (в основном это городские больницы - тысячники), районные отделы здравоохранения контролируют качество и безопасность медицинской помощи в поликлиниках. В федеральных учреждениях формально контроль должно осуществлять Министерство здравоохранения, но оно делегировало его Росздравнадзору. В связи с изменениями в законодательстве с прошлого года к нам вернулся и контроль за качеством и безопасностью медпомощи в коммерческих медицинских организациях. Частично платные медицинские услуги контролирует Роспотребнадзор.

В фармации за нами - государственный контроль за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий на всем рынке плюс все федеральные учреждения. Кроме того, Росздравнадзор — единственное ведомство, контролирующее проведение клинических исследований (лекарственных препаратов). Это – 147 исследовательских центров на территории города.

- Вы контролируете и систему допуска к медицинской и фармацевтической деятельности специалистов, получивших образование за рубежом. В условиях дефицита кадров это едва ли основной приток специалистов в медицинскую сферу. Много ли иностранцев хотят работать в нашей системе здравоохранения?

- Мы занимаемся этим с 2007 года. Если прежде в среднем за год было 100-150 человек, то в связи с последними событиями теперь каждый квартал около 150 специалистов сдают экзамены. В основном – это приезжие из Украины (80%), причем не только из Луганской и Донецкой областей. (Правом на допуск в профессию обладают СЗГМУ им. Мечникова - врачи, медико-технический колледж ФМБА - медсестры и фельдшеры, СПХФА - провизоры и фармацевты).

- Сколько поступает жалоб на взимание платы в медучреждениях, на организацию и условия оказания медицинской помощи и на дефекты лечения?

- Жалобам можно дать определенную классификацию: эмоциональные, жалобы «вечных жалобщиков», и сообщения о проблемах с получением той или иной медицинской помощи. Нередко, к нам обращаются при сборе документов, чтобы подать заявление в суд на медицинское учреждение. При этом явно ощущается работа профильных юристов.

Количество рассматриваемых обращений за последние годы относительно стабильное – около 1500 в год. Среди них по поводу незаконного взимания платы примерно 10 %. Если человек называет медицинское учреждение, отделение, фамилию врача, точные даты лечения, мы направляем такие жалобы в МВД или СК. В других случаях такие факты доказать сложно.

- Как вы можете помочь тем, кто обращается по поводу высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП)?

- Когда речь идет о ВМП, за которой в клиники Петербурга обращаются не только жители города, то это один из сложных вопросов, с одной стороны, с другой — решается он довольно просто, когда подключаемся мы. Но это все равно требует времени. Закон обязывает контролирующий орган общаться с медучреждением только через приказ и через проверку, формально мы не можем по телефону выяснить, в чем дело. Особенно, если помощь нужна срочно, а человека поставили в очередь, которая подойдет через год. Раньше главные специалисты могли повлиять на очередь. Сейчас она «живая», ее можно отследить в интернете, а изменить невозможно. Мы вмешиваемся там, где можно что-то отрегулировать, чтобы не было лишней волокиты. Зачастую обращаются жители из других регионов, которые приезжают в клинику иногда необследованными, из-за чего их операция переносится на более поздний срок или им по результатам обследования отказывают. Они же нам сообщают, что их «квоту использовали». Проводим проверки.

- На какие медицинские учреждения поступает больше всего жалоб?

- Лидеры — стоматологи. С 2008 по 2013 годы мы их не проверяли — законодательство изменилось, мы снова стали их контролировать. За время, что мы «не виделись», мало что изменилось. Жалобы получаем разные. После наших проверок, как правило, клиники приглашают пациента и стараются решить проблему, не доводя разбирательство до суда. А бывает, что обратившийся к нам человек, давно получил от клиники солидную сумму в качестве компенсации и оставил расписку, но продолжает выяснять отношения.

- Прежде у вас были «всплески» жалоб на тот или иной вид медицинской помощи. А сейчас?

- Если и есть, то они связаны, в основном, с какими-то изменениями в конкретных учреждениях (смена руководства и т.д.) или с изменениями на рынке медицинских услуг. Сейчас — равномерный поток, в котором количество жалоб зависит от масштабов учреждения. На федеральные клиники, больницы-тысячники, районные поликлиники жалоб много. Белых и пушистых медицинских учреждений нет.

- В чем разница в защите прав пациента, получившего медицинскую помощь бесплатно и за деньги?

- Нет разницы – качество медицинской помощи за наличный расчет или по полису ОМС должно быть одинаковым. Мы проводим проверку качества и безопасности медицинских услуг (соблюдение стандартов и порядков оказания медицинской помощи). Если есть нарушения в оформлении договоров, всплывают данные о требованиях оплатить услуги, передаем эту часть проверки в Роспотребнадзор. Это его компетенция.

- Принимает ли Росздравнадзор участие в разрешении конфликтов между пациентом и медицинским учреждением (врачом)? Как правило, жалоб на деонтологию много.

- Практически каждая жалоба имеет деонтологические аспекты, многие из них - «эмоциональные» из-за проблем, возникших в общении медперсонала и пациента. Но для контрольно-надзорного органа это недоказуемые ситуации. Кроме того, по закону, Росздравнадзор – участник взаимодействия между медицинским учреждением и пациентом. Мы не работаем с практическими врачами. В процессе проверки можем запросить у врача разъяснения. Поэтому такие жалобы целесообразно отдавать на ведомственный контроль. Там как раз знают, на что способен тот или иной сотрудник. И если такая информация накапливается, то следуют определенные выводы.

- В 2014 году было объявлено, что в 2015 году число проверок у Росздравнадзора вырастет. Выросло ли оно в Петербурге?

- Количество проверок с 2010 года приблизительно одинаковое. Число плановых – увеличиваться и не может, поскольку зависит от сил и средств (в том числе финансовых), которыми располагает служба. В Петербурге мы ежегодно проводим 130-140 плановых проверок, в Ленинградской области — около 50. Внеплановых, конечно, больше, но цифра все равно стабильная. Общее число — приблизительно 500 проверок в год.

- Когда читаешь результаты ваших проверок, кажется, что в учреждении ничего страшного и не происходит: мелочные придирки.

- Мы осторожно подходим к публикации результатов. Не всю информацию публикуем, потому что в большинстве случаев результаты наших проверок направляются в суд или разбираются в административном порядке. Пока их решения не вступят в силу, мы не имеем права все озвучивать.

В прошлом году взялись за больницы-тысячники, проверяем выполнение порядков и стандартов. По выявленным нарушениям выдаются предписания с установлением сроков. Сейчас пошла серия повторных проверок, и мы уже можем выписывать штрафы за их невыполнение: в 2014 году нам дали полномочия на проведение внутренних административных заседаний и наложения штрафов по ряду статей КоАП, как, например, обращение незарегистрированных медицинских изделий, лекарств с истекшим сроком годности, нарушение правил их уничтожения, невыполнение ранее выданного предписания…

В ходе проверок мы изучаем историю болезни – все медицинские услуги должны быть оказаны в соответствии со стандартом лечения: «сделано — не сделано». Проверяется также исполнение порядков — если нет какого-то оборудования, значит, выполнить определенный стандарт лечения невозможно. Понятно, что отсутствие оборудования связано с недостатком финансирования. Но благодаря и нашим проверкам тоже, клиники получают не него деньги.

- Росздравнадзор – фактически единственная структура, контролирующая федеральные клиники, вы проверяете их несколько раз в году: все уже давно друг с другом знакомы, привыкли…

- И, несмотря на это, они каждый раз недовольны нашими проверками. Не проводить их мы не можем – жалоб-то много.

- Чем в таком случае ваши проверки отличаются от тех, что проводят СМО? И те, и другие основаны на документах — история болезни, их соответствие стандартам и выставленным счетам...

- Функция надзора предусматривает возможность применения административных санкций. Страховщиков больше интересуют деньги — правильно или неправильно их потратили. Кроме того, они проверяют оказание медицинской помощи только в рамках системы ОМС, а ее оказывают и по городским, и по федеральным программам. На днях мы получили письмо из Минздрава о координации работы с ТФОМСами. Они должны докладывать о выявленных нарушениях нам, а мы должны о своих штрафных санкциях докладывать им.

- Росздравнадзор открыл «горячую линию» для приема жалоб на получение обезболивающих лекарств. Какие жалобы поступают от петербуржцев? Сколько их поступило за это время?

- Открыли ее в начале мая, но у нас за месяц не было ни одного обращения. Поступило 13 обращений с федеральной линии. О них сообщали нам, а мы их оперативно отработали. По разным причинам петербуржцы не могли своевременно получить обезболивающий препарат. В частности, в 10 случаях был отказ в выписке рецептов и 3 случая – отсутствие конкретного препарата.

- Часто ли жалуются петербуржцы на проблемы с получением льготных лекарств?

- В этом смысле показатель обеспеченности – отсроченные рецепты (выписанного врачом лекарства нет, пациенту должны сообщить, когда оно появится). Последний год их число стабильное и колеблется по месяцам 150 – 250. Но и жалобы есть: чаще всего на то, что не выписываются препараты по торговым наименованиям, что законом не предусмотрено.

- В прошлом году заработала передвижная экспресс-лаборатория. Предполагалось, что она будет проверять качество лекарственных средств непосредственно в аптеках, аптечных пунктах, больницах, поликлиниках Петербурга. Сколько недоброкачественных лекарств она выявляет на местах и по какой причине они являются недоброкачественными?

- Микроавтобус с экспресс-лабораторией весь год путешествует – обслуживает Северо-Запад, 12 субъектов Федерации. В Петербурге он обеспечивает выполнение планового государственного задания методом БИК-спектроскопии – от 300 до 500 в год. Специалисты лаборатории в Рыбацком осуществляют плановые исследования отобранных лекарственных препаратов в Северо-Западном федеральном округе. Из них по Петербургу - около 700 исследований. В частности, выявлены недоброкачественные лекарственные препараты в 2013 году – 25 серий (4,5 % от проверенных образцов), в 2014 году – 28 серий (3,9 % от проверенных образцов), в текущем году – 16 серий (3,6 %).

До последнего времени инспекторам Росздравнадзора необходимо было предупреждать о грядущей проверке и согласовывать с прокуратурой города, даже если она проводится по жалобе. С 1 июля 2015 года законодательство изменяется – выборочный отбор можно делать без согласования и предупреждения.

В целом система государственного контроля работает неплохо. России постоянно освещается появление серий контрафактных (фальсифицированных) наименований препаратов, недобросовестных производителей. Всех участников рынка ставят о них в известность через сайты центральной и территориальных служб Росздравнадзора.

Во всех учреждениях есть уполномоченные сотрудники (если нет — учреждение штрафуют), которые должны просматривать информацию о некачественных препаратах или медицинских изделиях и отслеживать ее появление в сетях, оптовых фармучреждениях, аптеках. Если они эту информацию не обнаружили и не выполнили предписания Росздравнадзора, они оказываются виновными. Кроме того, все продавцы, в том числе продавцы медицинских изделий, обязаны сообщать в Росздравнадзор о выявленной проблемной продукции. Если они этого не делают, то подвергаются штрафам.

- Что касается фальсификата на лекарственном рынке страны, то политики озвучивают одни цифры, практики — другие.

- Последние цифры, которые озвучил наш центральный аппарат: в 2014 году 2,5 % и в 2015 году 4,5 % недоброкачественных лекарственных препаратов по результатам проведенных проверок. Эти цифры сопоставимы с нашими результатами. При этом отбраковка начинается с внешнего вида — из-за несоответствия упаковки даже в части графического изображения препарат признается сомнительным и не допускается до реализации. Доходят до химического анализа не все. А когда доходят, часто выясняется, что препарат соответствует всем нормам и в итоге попадает к потребителю. То есть даже в этих процентах – не все фальсификат. Его объемы кажутся большими, потому что рынок, мягко говоря, не маленький.

- В Интернете – миллионы предложений – от стаканов, заряжающих воду энергией, до трусов, восстанавливающих эрекцию. На удочку проходимцев попадаются наивные россияне, не подозревая, что это мошенничество. Но Росздравнадзор, не привлекает владельцев таких сайтов к ответственности. Почему?

- Каждый надзорный орган работает в рамках своих полномочий. Если у организации нет лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность — для нас это не повод для проверки. Поэтому некоторые недобросовестные дистрибьюторы комфортно себя чувствуют в правовом вакууме.

Информацию из интернета мы не можем использовать как достоверную. Есть такое понятие «сигнал», он должен прийти от гражданина, правоохранительного органа, центрального аппарата — источник должен быть официальным.

- В России, и в Петербурге в частности, мошенники используют название вашего ведомства – представляются сотрудниками Росздравнадзора. Что нужно делать, чтобы не стать жертвой обмана?

- Следует помнить, что Росздравнадзор не контактирует напрямую ни с гражданином (если он не обратился к нам сам), ни с юридическими лицами — главным врачом, например. Поэтому если человек не находится в контакте с представителем Росздравнадзора в рамках какого-то надзорного мероприятия, например, в этот момент в учреждении нет нашей проверки, то после того, как абонент представился, можно сразу бросать трубку. О предстоящей проверке знают все — график опубликован на сайте, в том числе прокуратуры, уведомление о ее проведении — официальное. Если мне надо пообщаться с кем-то вне контрольных мероприятий, я свяжусь с руководством того или иного учреждения через комитет по здравоохранению.

Ирина Багликова

 


источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей