с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Школьников обязали пройти добровольный тест
01 Ноября 2011 г.

 

В апреле текущего года на заседании президиума Госсвета в Иркутске президент РФ Дмитрий Медведев высказался за проведение в школах тестирования на наркотики. Тогда глава государства заявил, что проблема наркомании в стране приобрела угрожающий характер, а для профилактики этой болезни в учебных заведениях необходимо создать ситуацию, «когда не тестироваться становится неудобным». Медведев добавил также, что тестирование должно проходить на основе федерального закона, который должны разработать два ведомства: Минобрнауки и Минздравсоцразвития.

Пока такой закон не разработан, однако многие руководители учебных заведений проводят среди своих учеников добровольное тестирование на наркотики. При этом отсутствие правового механизма провоцирует результат, прямо противоположный ожидаемому: неудобно становится тестироваться.

Одними из первых тестирование стали проводить школы Бурятии, причем более трети учеников от эксперимента отказались. Инициаторами отказа становятся не только сами школьники, но и их родители.

Газета «Коммерсантъ» публикует свидетельство мамы ученика гимназии при Одинцовском гуманитарном институте. Это учебное заведение планирует провести тест учеников на наркотики, не сообщая родителям, как именно он будет проходить и что школа предпримет по итогам теста.

Неофициально учителя сообщили родителям учеников, что если тестирование покажет, что ребенок пробовал наркотики, то его отчислят. Несмотря на то, что тестирование заявлено как добровольное, на практике учащихся вынуждают принимать в нем участие. Детей, чьи родители от теста отказались, записали в «группу риска», не объяснив, что это обозначает.

Стоит отметить, что условно-положительный результат тестирования может быть получен в случае, если в организме школьника окажутся следы лекарственных препаратов. Не исключена и лабораторная ошибка. Огласка результатов теста в таком случае может серьезно травмировать психику ребенка, поэтому массовые отказы родителей подписывать согласие на такое тестирование никого не удивляют.

Результаты тестирования на наркотики являются медицинским диагнозом и охраняются как тайна частной жизни. Но отсутствие четко прописанного механизма тестирования в учебных заведениях приводит к таким абсурдным ситуациям, как случай в одинцовской гимназии, администрация которой продемонстрировала типичный советский подход к проблеме: наркоманов срочно выявить и удалить, выполнив таким образом директиву президента.

Нужны ли тесты на наркотики в школах и как следует поступать с результатами таких тестов? Мнения.ру публикуют комментарии экспертов.?

Евгений Ройзман

Мнение высказывает Евгений Ройзман,

основатель фонда "Город без наркотиков"

Мера эта очень простая и очень разумная, давно надо было это сделать. Надо понимать, что у нас самая высокая смертность в мире среди молодежи, и, наверное, не последняя причина тому — ?наркомания. К тому же если мы считаем наркоманию заболеванием, тогда надо признать, что ранняя диагностика способствует быстрому излечению. Чтобы бороться с проблемой, надо понимать ее масштабы, без тестирования мы этих масштабов не поймем. Ну и самое главное — ?тестирование имеет огромное профилактическое значение, это очень мощная профилактика.

Если тест показал положительный результат, то самое главное, чтобы об этом узнали родители. Хорошо также, если об этом бы узнало руководство школы, да и родители других учеников должны знать, с кем в классе учится их ребенок, потому что если мы считаем наркоманию заболеванием, то надо говорить правду: это заразное заболевание.

Детская, подростковая наркология в России существует. Чем раньше родители узнают правду, тем больше у них шансов получить результат от помощи в соответствующих учреждениях, а руководства школы — ?оградить от наркомании других детей.?

 

Олег Зыков

Мнение высказывает Олег Зыков,

врач-нарколог, член Общественной палаты, президент Фонда "Нет алкоголизму и наркомании"

Во-первых, надо договориться, в чем смысл вообще процедуры, какова она должна быть. Для меня совершенно очевидно, что у детей надо не мочу массово забирать и ее исследовать, а с детьми надо разговаривать. Поэтому, когда обсуждалось, в чем должна была заключаться процедура тестирования, то возникла оправданная формула — ?не биологическое тестирование, а социально-психологическое. И сейчас во многих регионах развивается именно это направление — ?с детьми разговаривают.

Совместно с Общественной палатой в рамках организации, которую я возглавляю, мы разработали технологию, которую назвали «Оценка рисков и возможностей». Это современный, хорошо обрабатываемый компьютерным способом метод оценки рисков, которым подвергается ребенок, и возможностей ему помочь. Причем второе важнее, чем первое. Мы, выясняя проблемы ребенка, одновременно пытаемся понять: а чем мы можем ему помочь? И один из способов это выяснить — ??вступить с ребенком в доверительный контакт. Я не верю, что можно вступить с ребенком в доверительный контакт путем того, что он сдаст в баночку мочу. Это бред, чушь собачья! Причем в Татарстане, где уже был массовый забор мочи, выяснилась ничтожная эффективность этой меры, фактическое отсутствие результатов. Деньги тратятся впустую: естественно, что появляются компании-лоббисты, которые заинтересованы в том, чтобы проводить эти тесты и попилить денег, а уж никак не решить проблему наркомании в образовательной среде.

Я за тестирование, но оно должно быть социально-психологическим. Это и записано в поручении президента, об этом говорила министр Голикова, когда выступала на коллегии по перспективам развития здравоохранения. И сегодня мы записали это в концепции реформы медицинской наркологической помощи, которую разрабатывает Общественная палата и рабочая группа реформы антинаркотической политики и совершенствованию наркологической помощи. Такой подход оправдан, понятен, его надо развивать. Понятно, что общение с ребенком потребует серьезной профессиональной подготовки людей, которые занимаются с детьми. Надо заниматься развитием образовательных программ и процессов, надо готовить специалистов — ?вот этим надо заниматься. А самое дурное дело — ?это бегать по стране и собирать мочу!?

 

Александр Саверский

Мнение высказывает Александр Саверский,

президент Лиги защитников пациентов

61 статья законодательства «Об охране здоровья граждан» называется «Врачебная тайна». Пациенту, согласно этой статье, должна гарантироваться конфиденциальность результатов обследования и самого факта обращения за помощью.

Кроме того, прикасаться к несовершеннолетним, если их жизни ничего не угрожает, без согласия родителей нельзя. Поэтому любое вмешательство такого рода противозаконно.

Данные о состоянии здоровья несовершеннолетних должны сообщаться только родителям. И принимать последующие решения могут только следственные органы в отношении выявления источников наркотических потоков и применения уголовных санкций именно по распространению наркотиков.

Никаких сообщений директору школы не может быть, в школе никто об этом не должен знать, только родители. Ну а в случае, если употребление наркотиков будет выявлено, тут должны подключиться следственные органы.?

 

источник :                                                                                                                  вернуться в раздел новостей

http://mnenia.ru/rubric/society/shkolnikov-obyazali-proyti-dobrovolnyy-test/