с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Телевизор вместо доктора
14 Сентября 2015 г.

Все больше россиян приобретают лекарства, руководствуясь рекламой в СМИ. В плюсах и минусах сложившейся ситуации разбиралась «Русская планета»

 

Вопрос об агрессивной рекламе лекарственных средств настолько животрепещущий, что он поднимался на форуме Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину!», который проходил 6–7 сентября в Москве. По словам экспертов, доступ к медикаментам без рецепта врача приводит к тому, что люди при выборе препарата руководствуются информацией, почерпнутой из рекламы. Зачастую фармкомпании пользуются этим и впаривают бесполезный или неэффективный препарат доверчивым россиянам.

Президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин согласился с тем, что эту сферу нужно урегулировать. В ходе форума он заявил, что необходимо выработать принципы рекламы лекарственных препаратов в России. По словам президента, сейчас действует только один принцип — принцип рынка, продвижения продукции любой ценой.

Зрители, слушатели, читатели благодаря рекламе знают и без врача, какое лекарство им нужно приобрести при насморке, болезнях печени или депрессии. Вот только в большинстве случаев тактику лечения должен определять только врач.

80% продающихся в России лекарств неэффективны

Все виды СМИ широко рекламируют лекарственные препараты. Доктор экономических наук Игорь Бельских и аспирант Светлана Кулагина в своей статье «Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге» (журнал «Маркетинг в России и за рубежом», № 4 за 2010 год) пришли к выводу, что около 40% эфирного времени рекламных блоков было связано с рекламой лекарственных препаратов. В большинстве своем — обезболивающих, средств для лечения простудных заболеваний, биологически активных добавок (БАД).

Главный врач городской клинической больницы № 71 Александр Мясников считает, что рекламируемые по телевизору и в СМИ препараты неэффективны, а в ряде случаев и вредны. Врач утверждает, что не существует так называемых иммуномодуляторов, равно как и нет лекарств, защищающих печень. По его мнению, 80% продающихся лекарств неэффективны.

«В России предлагается огромное количество препаратов-гепатопротекторов, которые якобы могут "очистить" печень. Но реально из списка в 175 наименований можно выделить только всего три-четыре средства, которые теоретически могут помочь. Остальные бесполезны. Более того, могут нанести вред, ведь именно через печень выводятся остатки лекарств. Поэтому всегда надо обращаться за консультацией к доктору. Именно врач должен выписывать и антидепрессанты, потому что депрессия — это серьезное заболевание, при котором не всегда требуется лечение именно медицинскими препаратами. При агрессивной рекламе человек часто выбирает покупку "чудодейственной таблетки", — говорит Мясников. — Средства же для лечения суставов не только бесполезны, но и очень сильно вредят здоровью. Есть безобидный препарат "Хондро плюс" на основе хрящиков акул. Он не принесет ни пользы, ни вреда. Но если в лекарство добавили обезболивающие, то это может вызвать осложнения. Например, если человек уже принимает анальгетик и вдобавок покупает этот препарат. Тогда могут быть тяжелые осложнения, кровотечения. В моей практике, к сожалению, были такие случаи».

Александра Мясникова особенно удручает ситуация с рекламой средств для похудения. Человек, сидящий на диете, нарушает работу эндокринной системы. Если он добавляет еще химические вещества, содержащиеся в средствах для похудения, то это еще сильнее разбалансирует организм, так как все препараты такого рода оказывают возбуждающее действие на нервную систему. Появляется и ряд побочных эффектов — нагрузка на сердце, повышение давления, бессонница, тахикардия, аритмия и многое другое. По словам врача, многие из этих средств на Западе отозвали с рынка — например, препарат «Меридиа», так как доказали, что с его применением выросло число инфарктов миокарда.

...

В 2012 году в «Лигу защитников пациентов» поступили обращения от граждан, которым продали в аптеках вместо БАДа «Редуксин Лайт» рецептурный сильнодействующий препарат «Редуксин», также предназначенный для похудения. После его приема появились негативные побочные эффекты. Рекламу БАДа соотечественники видели на различных телевизионных каналах и в прессе. Рецептурный же препарат «Редуксин» запрещен для рекламы.

По словам президента «Лиги защитников пациентов» Александра Саверского, такая подмена совсем не случайна. Оба препарата имеют практически одинаковое название, одинаковую цветовую гамму упаковки, шрифты, и оба применяются для лечения ожирения. При этом стоимость «Редуксина» в три раза выше стоимости БАДа «Редуксин Лайт».

В результате активной телевизионной рекламы БАДа «Редуксин Лайт» потребители путают биологически активную добавку с опасным для здоровья рецептурным сильнодействующим средством, имеющим целый ряд необратимых побочных эффектов.

Основным действующим веществом «Редуксина» является сибутрамин. Британское управление по лекарственным средствам и здравоохранению выпустило заявление о том, что любой продукт, содержащий это вещество, вреден для здоровья человека. Прием лекарства, содержащего сибутрамин, может приводить к инфарктам, инсультам, попыткам суицида. Фармкомпании отозвали с западных рынков препарат «Меридиа» на основе сибутрамина.

Правительство России утвердило постановление «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей УК РФ, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ», в котором отнесло сибутрамин к сильнодействующим веществам.

«Лига защитников пациентов» обратилась в ФАС, которая должна была отозвать препараты с рынка. Однако за три прошедших года этого не произошло. «Редуксин» и еще несколько подобных препаратов продолжают и рекламироваться по аналогичной схеме, и продаваться.

...

«Реклама лекарственных средств в СМИ является позором для страны. Она гораздо опаснее, чем реклама алкоголя и сигарет, потому что оборачивается потерянными жизнями и здоровьем. Лечить должен доктор, — настаивает врач. — Я против того, чтобы людей заставляли покупать лекарства, которые для них не являются необходимыми».

Что делать

Еще в 2013 году Минздрав предлагал запретить рекламу лекарств. Однако лоббисты интересов фармкомпаний, рекламных агентств, телевизионной индустрии не дали инициативе хода.

4 сентября 2015 года депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров все же внес предложение по запрету рекламы лекарственных препаратов на рассмотрение в Заксобрание. Если инициатива найдет поддержку у других депутатов, то она будет внесена в Госдуму. При успешном прохождении законопроекта продвигать лекарства и медицинские изделия можно будет только в местах проведения медицинских форумов и в специальных печатных изданиях, а на рекламу медицинских услуг и методов народной медицины будут введены ограничения.

Заместитель генерального директора российского холдинга STADA CIS в составе международной группы компаний STADA AG Иван Глушков, принимавший участие в форуме ОНФ, говорит, что в России самый большой список лекарств продается без рецепта: «Решение принимает сам пациент, ориентируясь на рекламу. Фармкомпании тратят деньги на телевизионную рекламу, закладывая эти затраты в стоимость препарата, вместо того чтобы инвестировать в клинические исследования».

По мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, рекламировать надо или все лекарства, включая рецептурные, или ничего. «Все знают, что у нас в аптеке черта лысого можно купить без рецепта — и антибиотики, и сильные болеутоляющие, и даже иногда психотропные препараты. Вместо того чтобы отладить эту проблему — наказывать аптеки за безрецептурный отпуск, усиливать контроль за рецептурным отпуском, расширить список препаратов, отпускаемых по рецепту, — хотят запретить рекламу лекарственных препаратов, — делится Саверский. — Если решается проблема, чтобы к человеку не попал серьезный препарат без назначения врача, то реклама тут вообще ни при чем. Доступ к информации должен быть у всех сторон. Если же запретить всю рекламу, как предлагают некоторые депутаты, вся информация уйдет к провизору (продавец аптеки с высшим фармацевтическим образованием. — РП.). Именно он будет принимать решение, что посоветовать покупателю, предлагая тот препарат, который посчитает нужным».

Саверский говорит, что в случае с «Редуксином Лайт» было достаточно действующего законодательства. «В данном случае была куча несоответствий с законом. Этот БАД должен был быть сразу отозван, потому что имело место очень сильное смешение признаков. Но препарат продолжают продавать, — рассказывает собеседник. — Нужно принуждать к выполнению действующего законодательства органы власти, расширять список рецептурных препаратов».

Реклама лекарственных препаратов и закон

Руководитель общественного движения «Молодые юристы России», член Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов России Сергей Бруев говорит, что деятельность по продвижению лекарственных препаратов регулирует закон «О рекламе». В частности, ст. 24, которая содержит перечень запретов, распространяющихся на рекламу лекарственных препаратов. Основным рулевым в этой сфере является Федеральная антимонопольная служба.

Интересно, что по сравнению с европейским или американским законодательством о рекламе, как это ни удивительно, российские требования представляются более жесткими. Так, например, в России запрещена реклама рецептурных лекарств в открытых источниках. В США в последние годы наблюдается обратная тенденция — реклама рецептурных препаратов расширяется. Кроме того, в Америке не запрещено использование образа врача в рекламе медикаментов, правда, упор в ней делается на необходимость обращения к врачу для назначения лекарства.

Несмотря на это, по мнению Бруева, нынешние формулировки, закрепленные в ст. 24 закона «О рекламе», очень расплывчаты, часто имеют оценочный характер и лазейку для фармпроизводителей. Например, п. 6 ч. 1 ст. 24 указывает, что реклама лекарства не должна «способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования». Но как установить конкретно, способствует созданию такого впечатления реклама или нет?

«Административная ответственность, предусмотренная ч. 5 ст. 14.3 КоАП, за нарушения законодательства о рекламе лекарственных средств достаточно мягкая — штраф от 200 до 500 тыс. рублей. Такая санкция в отношении производителей с многомиллионными и даже миллиардными прибылями представляется смехотворной, — рассказывает руководитель движения "Молодые юристы России". — Несмотря на то что российское законодательство содержит запрет на получение медиками подарков, оплаты, вознаграждений от фармацевтических компаний, ответственность за нарушение запрета до сих пор не установлена».

Что касается возможных изменений в законодательстве в связи с озвученной позицией президента, то Сергей Бруев уверен: следует ожидать введения более четких запретов и требований к рекламе лекарственных препаратов, а также ужесточения наказания и усиления контроля за рекламой лекарств со стороны ФАС России. Видимо, будут введены некоторые изменения в формулировки ст. 24 ФЗ «О рекламе».

 


источник :  rusplt.ru

вернуться в раздел новостей