с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Провизор Вячеслав Старов: «Аптекарь не может заменить врача»
23 Сентября 2015 г.

В ранее опубликованном материале мы рассказали о том, как правильно пить противовирусные препараты и антибиотики, о том, чем  отличаются дженерики от оригинальных лекарств, а так же о том, чем полезны и кому вредны БАДы. И, конечно же, много ли фальсификата в аптеках. На этот раз мы разговариваем с нашим экспертом провизором Вячеславом Старовым о том, что имеет право советовать покупателям аптекарь, как складываются его отношения с врачом и в каких случаях провизор может требовать замены препарата.

 

— Когда люди приходят в аптеку и просят «Дайте мне что-то противовирусное», как вы должны себя вести?

— Чаще всего проблемы с дженериками возникают, когда люди спрашивают конкретный препарат и не спрашивают, существуют ли аналоги. Обычно попросили препарат, мы принесли, отдали.

— А если вопрос не задали, вы обязаны предложить аналог?

— Нет. Если спрашивают про аналоги, мы всегда отвечаем. Начинать предлагать с чего-то крайне сложно. На российском фармрынке порядка 80 тыс. препаратов. Если назначен дженерик, то варьировать другими дженериками никакого смысла нет. Есть категория людей, которые покупают только то, что прописал врач, и им бесполезно объяснять, что существуют варианты замен, оригинальные препараты.

— Приходит в аптеку человек и просит средство от кашля. Кашель, как известно, может быть симптомом чего угодно - как простудного заболевания, так и более серьёзного, от насморка до туберкулёза. Имеет ли вообще аптекарь право что-то продавать в таких случаях?

— Мы в любом случае должны предупредить, что лучше обратиться к врачу.

Всё, что есть в аптеке, делится на две категории: рецептурные и безрецептурные препараты. С безрецептурными препаратами мы можем варьировать как угодно — закон нам разрешает. То есть, грубо говоря, мы можем посоветовать и продать то, что рекламируется, что человек и сам может выбрать. Рецептурные препараты назначает только врач. Здесь мы ограничены. Мы можем лишь предложить аналог, если в этом есть необходимость. Поэтому когда дело касается рецептурных препаратов, мы не имеем право подменять врача, когда безрецептурных — имеем, причём если врач назначил безрецептурный препарат, но по сопутствующим или побочным эффектам он человеку не подходит (о чём знаем мы и не знает врач), мы даже имеем право настаивать на замене этого препарата на другой.

— Взаимоотношения аптекаря с врачом?

— Запрещены законом. Мы не имеем право вступать с врачами в какие-то взаимоотношения. По канону, врач ставит диагноз, назначает лечение и выписывает лекарство по названию действующего вещества (существуют международные непатентованные наименования, которые обязаны выписывать врачи), а мы, провизоры и фармацевты, подбираем препараты и обосновываем свой выбор. Мы плохие диагносты, плохо знаем анатомию, а врачей не учат, как препараты сочетаются друг с другом.

— Если провизор неверно подобрал препарат, и он либо вообще не помог, либо в меньшей степени, на ком лежит ответственность? На вас или на враче?

— Ни на ком. Может быть индивидуальная непереносимость, аллергия — угадать невозможно. Если эффективность мала, значит, либо врач поставил неверный диагноз, либо в аптеке препарат неверно хранился, либо не учли сопутствующие факторы. Скажем, человека лечат по гастроэнтерологии (желудочно-кишечный тракт), но у него ещё есть сердечнососудистые заболевания, и в некоторых случаях сочетание препаратов может либо увеличивать, либо уменьшать эффект.

Юлия Репринцева

 


источник :  36on.ru

вернуться в раздел новостей