с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Рыба российской медицины гниет с незнания пациентами своих прав
15 Октября 2015 г.

«Осмотрите врача, прежде чем он осмотрит Вас»

(рекомендации из американского журнала «Профилактика», совет 857)

Если  попытаться охарактеризовать российскую медицину и сравнить ее с больным, то больной скорее мертв, чем жив. Недавно на встрече с Общероссийским народным фронтом по вопросам развития системы здравоохранения Президент России Владимир Путин особо подчеркнул, что граждане нашей страны должны знать свои права. Действительно, иные безнравственные врачи могут отказаться лечить больного не по причине незнания ими законодательного постулата о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, а в силу уверенности, что больной элементарно не знает своих прав. И не пойдет жаловаться.

 

«Несколько месяцев назад моя бабушка Елизавета Васильевна, ветеран Великой Отечественной войны и труда, упала и сломала шейку бедра, рентген показал «закрытый чрезвертельный перелом бедренной кости со смещением». На «скорой» мы доставили её в травматологию, но там нас не приняли. Дежурный врач коркинской больницы Галкин Р.А. заявил: «Такие переломы лечатся в домашних условиях, лечитесь дома сами», - рассказывает Марина, жительница Коркино.

В течение суток женщине становилось все хуже, при любом прикосновении она громко кричала от боли. Не имея медицинского образования и даже элементарных понятий о переломе шейки бедра, родственники судорожно стали искать в интернете информацию о том, что это такое, и как такой перелом лечить дома самостоятельно.

Согласно медицинским стандартам травма шейки бедра лечится только в стационаре врачами-травматологами, госпитализировать больного нужно безотлагательно в течение первых суток. Ногу необходимо зафиксировать в определенном положении. Если этого не сделать сразу, потом ввиду физиологических процессов в поврежденных тканях лечение будет невозможно.

«Придя к выводу, что отказ в лечении неправомерен, мы побежали к главному врачу больницы решать вопрос о спасении бабушки, который, к нашему удивлению, сразу же отдал распоряжение о госпитализации. И хотя в травматологии нашему появлению были не рады,  медики в буквальном смысле слова хамили и  издевались, ослушаться главного врача все же никто не посмел, на 12-1 день была проведена операция», - вспоминает Марина.

Сейчас женщина хорошо себя чувствует и радуется жизни. Но такой благоприятный исход – скорее, исключение их правил. Обычно больные, сломавшие шейку бедра, ввиду неоказания медицинской помощи умирают в муках через несколько месяцев после травмы.

Чтобы фактов незаконного отказа в лечении не происходило в будущем, Марина обратилась с заявлением в прокуратуру Коркино и в местное управление здравоохранения. Из прокуратуры пришел ответ, что поскольку больной было показано направление на стационарное лечение, отказ в бесплатной медицинской помощи незаконен, в связи с чем в управление здравоохранения направлено представление с требованием привлечь к ответственности виновных лиц.

Но из ответа Управления здравоохранения района стало понятно, что ситуация складывается иным образом. Начальник управления Кусень Л.В., она же заместитель главы района, с опытом работы врачом-неврологом нашла такой отказ в лечении правильным. Учитывая позицию чиновницы, от которой зависит организация здравоохранения в районе, вероятнее всего, больных в переломами шейки бедра в Коркино по-прежнему никто не лечит.  Особенно если люди, столкнувшись с хамством рядовых врачей, не догадаются обратиться к главврачу.

Когда врач или чиновник говорит вам, что лечение не показано, а если показано, то стоит денег, лекарств в больнице нет, и покупать их надо за свой счет, НЕ ВЕРЬТЕ. Почти ежедневно с экранов телевизоров высшее руководство страны докладывает, что деньги на реализацию всех социальных программ, гарантий и обязательств, в том числе связанных со здравоохранением, выделяются в полном объеме и своевременно.

«Я считаю, что если где-то рыба гниет с головы, то в маленьком шахтерском Коркино со всех сторон, его жителям к коррупционным скандалам уже не привыкать, - заявляет Марина. - Учитывая, что дурной пример заразителен, не исключаю, что в коркинском здравоохранении воруют у беспомощных больных. Поэтому в настоящее время правоохранительными органами по моим заявлениям в организациях здравоохранения (управлении и больнице) проводятся проверки, и я не исключаю, что скоро мы услышим о новых коррупционных делах».

Как поделился с Lentachel.ru на условиях анонимности один из  врачей Челябинска, у наших медиков существует негласное правило: не лечить пациентов старше 60 лет: «К сожалению абсолютное большинство следует этому правилу, лишь единицы медработников добросовестно относятся к своим обязанностям. К сожалению, коркинцам в данной ситуации не повезло, пусть подают в суд, он будет на их стороне».

Иногда вообще кажется, что для иных врачей есть два варианта отношения к болезни пациента: либо это не лечится (и можно не стараться), либо ещё всё нормально, можно витаминки выписать. Тенденция европейской медицины отправлять на обследование все, что можно, до нас не дошла. Зачем напрягать лаборантов и врачей-узистов и МРТ-шников, если пока никаких болей нет… «Спортом больше занимайтесь», - стандартная реакция для  молодых. «Успокоительного попейте, а то вы нервный какой-то», - это чаще говорят пожилому. В России сегодня много дорогостоящего и качественного оборудования. Но с врачебной этикой проблемы.

Описанный случай не единичен в Челябинской области. Хотя и не так часто бывает, чтобы люди возмутились в голос. Вот рассказ семьи из Трёхгорного, в котором описано сразу два случая недобросовестного поведения врачей, окончившихся печально.

Юлина бабушка долгое время мучилась повышенным давлением. В горной местности тяжело с любым отклонением от нормального давления. Долго водили по врачам, они упорно прописывали таблетки. Как оказалось, зря. Осенью позапрошлого года родственники заметили в поведении бабушки странности. Отвезли в город, там диагностировали рак мозга 3-й степени. Как рассказала внучка, лечить отказывались, даже не ухаживали за пожилым пациентом. Сказали, что надо срочно везти ее в Челябинск, в таких случаях промедление смерти подобно. В челябинской же больнице сказали, что таких больных пруд пруди, и отправлять ее не в машине скорой помощи без соответствующего экипажа вообще права не имели. От бабушки просто там избавились.

«Через какое-то время операцию первую провели вполне успешно, как тогда казалось. Персонал относился, мягко говоря, не очень. У бабушки была непереносимость к феназепаму, которым ее пичкали. Перестали пичкать лишь тогда, когда мать пришла со скандалом к лечащему врачу».

Потом пожилую пациентку отправили в другой город по прописке на химтерапию. Эффекта от операции хватило на несколько месяцев, затем бабушке стало хуже. Начался на почве опухоли офтальмоз, состояние быстро ухудшалось. В Челябинской областной клинической больнице от нее отказались: мол, такой случай уже не в их силах исправить. Мать, оформив временную прописку бабушке, начала бегать по врачам.

«В больнице скорой помощи откликнулся зав.отделения нейрохирургии, который взялся за операцию. К одной из сложностей были не готовы: во время первой операции бабушке занесли инфекцию(!), из-за чего пришлось убирать гной» - это уже не просто неэтичное поведение, здесь уже налицо явный непрофессионализм.

Зато вторая операция значительно улучшила состояние. Правая рука, которая теряла работоспособность после первой операции, снова нормально заработала. Эффекта, однако, хватило на несколько месяцев, опухоль переросла в 4-ю стадию, боли у бабушки были ужасные.

«В итоге нас просто оставили без помощи, посоветовав дожидаться смерти. Бабушка умерла от повреждения дыхательного центра мозга, пролежав перед этим в коме около четырех дней. После такого мама с папой решили заняться своим здоровьем. Папу долгое время мучили головные боли. Невролог поставил диагноз: аневризма головного мозга, со сложной локализацией. Обратились к тому же хирургу из больницы скорой помощи. Операцию провели, после сказали, что задели левую лобную долю, и поведение у папы стало неадекватное», - делится Юлия.

Родственников тогда заверили, что через неделю-две отек спадет, и все придет в норму. Прошло время, а становилось все хуже. В один день случилось то, что перевернуло в итоге всё.

«Папа ушел из больницы, хотел уехать домой. Если бы мы его после этого забрали, было бы лучше. Но его увели в палату в гастроотделение, привязывали и кололи как буйного. Это продолжалось недолго, но сосуды ему успели убить. Папа уже почти все время спал, почти не ел. Через пару дней его положили в реанимацию, по прошествии полутора суток он умер. Официальная причина смерти — тромб в легочной артерии. К слову, проводить вскрытие не стали», - отмечает Юля.

У русских людей в принципе сильна вера в то, что если врач говорит «ничего страшного», значит, так и есть. Значит, он с порога видит, что всё нормально. Это психология. А еще это незнание своих прав. Не только прав пациента, но и прав просто потребителя и гражданина. Мы не знаем, какие товары куда можно отдать, если они оказались некачественными. Не знаем, на кого и куда жаловаться, если с нами поступили несправедливо. Мы совершенно не подкованы юридически и уверены, что любые госструктуры могут поступать с нами, обывателями, так, как им вздумается. Мы привыкли терпеть, когда нам хамят в паспортном столе, когда нас разворачивают домой, если пришли вернуть в магазин просроченный сыр, даже когда нам не оказывают необходимую медицинскую помощь. А ведь от качества медицинской помощи порой зависит наша жизнь. Знанию своих прав не учат в школе, верно? Срабатывает только личный опыт.

«У моей бабушки начала болеть печень, пришла к врачу, ей сказали, что с возрастом всё болеть начинает, питайтесь правильно. Через полгода пришла ещё раз, врач была уже другая, она после первой жалобы заявила: «Так попиваете, наверное?». Бабушка оскорбилась, заикнулась об УЗИ, врач сказала, через полгодика приходить, если не пройдёт. Полгода не смогли выждать, болел уже весь желудочно-кишечный тракт. Сделали, наконец, УЗИ, потом биопсию —оказалось,  рак 4-й стадии, неоперабельный. Фраза онколога просто убила: «Что ж вы так ждали долго, давно надо было к врачу обратиться!». Лечить пытались, точнее, продлевать жизнь. Но бабушка вскоре умерла, перед этим  страдала долго. А мы тогда и не знали, что врачи обязаны хотя бы внимательно осмотреть каждого пациента, кто пришёл», - делится Дарья, жительница Челябинска.

Журналистам часто рассказывают подобные случаи из опыта общения с недобросовестными врачами. За каждым из них - человеческая жизнь. Не всегда речь идет про пожилых людей. Не всегда такие истории случаются в маленьких городах. Дело тут даже не в коррумпированности, не в том, что врачей плохо учат. Дело именно в том, что мы не знаем своих прав. Коркинцы обратились в своей ситуации в прокуратуру и управление здравоохранением, но это только один случай из ста. Остальные пострадавшие от недобросовестных врачей пациенты молчат. О таком попустительстве нельзя не говорить. Мы должны воспитывать уважение к самим себе и знать, где мы имеем право требовать то, что полагается нам по закону. Тогда на борца за справедливость не будут смотреть с удивлением и непринятием, а добросовестных врачей и соответственно, людей, которым вовремя оказана медицинская помощь, будет становиться всё больше.

Ева Полякова

 


источник :  lentachel.ru

вернуться в раздел новостей