с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Вас залечат за ваши деньги
16 Ноября 2011 г.

Государство уходит из сферы здравоохранения, которую реорганизуют на чисто коммерческой основе - для извлечения прибыли из больных. 9 ноября Совет Федерации одобрил скандальный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", который станет новым базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения, устанавливающим правовые основы ее регулирования. (Большинство норм проекта вступит в силу с 2016 года.) По мнению профсоюза работников здравоохранения РФ, идеология закона сводится к дальнейшей коммерциализации медицины, насаждению платных медуслуг в ущерб и так урезанному пакету бесплатных услуг, оказание которых не гарантируется. Бесплатность медпомощи не прописана в объемах программы госгарантий; в законе вообще не отражена ответственность государства за охрану здоровья россиян - она переложена на работодателя и самого пациента...

САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ ОБДИРАЛОВКА


При рассмотрении закона об охране здоровья сенаторы вели себя верноподданнически: одобрили документ единогласно, с редким единомыслием. Пожалуй, самый содержательный вопрос задала Людмила Нарусова: какова окончательная позиция Национальной медицинской палаты, глава которой Леонид Рошаль резко критиковал документ летом-осенью. (Он организовал под эгидой ОНФ серию совещаний по проекту закона, после того как думцы проштамповали проект в первом чтении.) Представлявшая документ палате председатель социального комитета СФ Валентина Петренко ответила, что доктор Рошаль в целом закон поддержал. После этого "поволжский либерал" и бывший губернатор Константин Титов, призвав прекратить прения и перейти к голосованию, заявил, что закон прошел широчайшее и публичное обсуждение как в парламенте, так и в регионах - а потому его надо принимать. Его поддержал Олег Пантелеев. Он заявил, что "консолидированное мнение врачей" - принимать закон как можно скорее и еще расширить возможности саморегулирования в отрасли - и в законе, и подзаконных актах.

Вообще, замглавы Минздравсоцразвития РФ Веронику Скворцову сенаторы решили не мучить, задавая ей корректные и обтекаемые вопросы. Тем более их успокоили: трехгодичный переходный период, который предусмотрен для большинства новаций, незыблем. Считается, что за это время в законе можно будет что-то поправить, а наиболее одиозные нормы как-то смягчить. Если правительство позволит. (Кстати, чтобы закон заработал, исполнительной власти предстоит принять около сотни подзаконных актов.)

Тем временем в ряде регионов поддержанные общественными организациями родители объявили голодовку, потребовав от руководства страны отсрочить принятие закона, отложить его подписание и отправить на доработку. Например, этого требуют движение "Московские родители" и общественная организация АРКС (Ассоциация родительских комитетов и сообществ). По данным АРКС, к всероссийской голодовке присоединились более полусотни человек, представляющих около 30 родительских организаций... Акции протеста против нового закона не прекращаются. Наибольшее беспокойство у общественности вызывают следующие новации: ограничение бесплатной медпомощи и отсутствие четко прописанных гарантий; легализация коммерческого суррогатного материнства, запрещенного в большинстве развитых стран; госполитика контроля над рождаемостью как основа планирования семьи (используется в развивающихся странах для сокращения рождаемости); облегчение "автоматического" донорства органов людей (в том числе недееспособных), детская трансплантология и право распоряжаться органами умерших стороной администраций медучреждений и социальных учреждений типа интернатов; ограничение прав родителей на контроль за здоровьем своего ребенка; возможность принудительных абортов и принудительной стерилизации признанных невменяемыми.

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Зампред профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников сообщил "Солидарности", что, по большому счету, профактив устраивает только одна новелла. ("Профсоюзный" пакет поправок, расширяющих соцгарантии медикам, в законопроект так и не был включен.) А именно - "право организовывать профессиональные некоммерческие организации, которым даются определенные права: принимать участие в аттестации врачей и повышении квалификационной категории, в заключении соглашений по тарифам на медуслуги в системе ОМС, в разработке территориальной программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи". Речь идет о ст. 76 закона, оговаривающей деятельность некоммерческих "гильдий" медработников и фармацевтов. Эта поправка была поддержана главой Национальной медпалаты доктором Рошалем, по настоянию которого ее текст согласовывали в Госдуме - аж до третьего чтения - правовые управления президента и правительства и другие заинтересованные стороны. Уточнили, что "отдельные функции в сфере охраны здоровья" (участие в совещательных органах, созданных уполномоченными органами власти, в органах управления фондов ОМС и в разработке программ госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи) могут быть переданы этим общероссийским медицинским "гильдиям". И прописали, что "порядок получения и критерии соответствия данных организаций статусу общероссийских будут определяться правительством РФ" в установленном им же порядке.

Комментирует председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко: "Акцент в законе - на создании профессиональных и саморегулирующихся организаций в отрасли. Они нужны, это наше будущее, мы все равно к этому придем. Но, конечно, надо иметь какую-то одну сильную организацию, ассоциацию. Это не значит, что не будет других национальных медицинских организаций. Вот есть профсоюзы, у нас свои функции, но чтобы решать общие, стратегические вопросы, нужна ФНПР. Вот так и здесь должно быть. Могут быть различные медицинские профорганизации, которые объединяются в какую-то гильдию. Суть не в названии - профессионалы должны быть вместе, чтобы интересы общие, не узкопрофессиональные, были представлены. И мы почти со всеми существующими объединениями договорились: вы защищаете профессиональные интересы, а мы - социальные гарантии. И тогда это нормальное сочетание этих организаций, система, равновесие. Более того, есть даже условие международной медицинской врачебной ассоциации: на европейском и мировом уровне она выставляет рекомендацию, чтобы обязательно была согласованная партнерская деятельность профессионалов - ассоциации, гильдии - и профсоюзов. С соответствующими совместно выработанными решениями и результатами".

"А"-СПРАВКА

Декларации в законе "Об основах охраны здоровья граждан" самые благостные. Порядок оказания медпомощи и ее стандарты утверждаются уполномоченным госорганом; право гражданина на выбор врача и медорганизации гарантируется законом. Устанавливаются: права, обязанности и ответственность медорганизаций; обязанность медорганизаций страховать ответственность перед пациентами. Декларируется право получения информации о медорганизации, ее деятельности и работниках. Определяются "порядок оказания медпомощи и стандарты медпомощи" (разрабатывается по номенклатуре медуслуг и включает в себя некие "усредненные показатели частоты предоставления"; норма вступает в силу с 1.01.2013), закрепляется обязательность их исполнения на всей территории РФ всеми медорганизациями. Конкретизируются требования к программам госгарантий бесплатной медпомощи (утверждается правительством РФ сроком на три года - на очередной финансовый год и плановый период). "Для регионов" устанавливаются единые требования к структуре территориальной программы госгарантий, которая может содержать дополнительные виды и объемы оказания медпомощи (декларируется "возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медпомощи"), а также порядок оказания платных медуслуг (установят отдельными подзаконными актами). Детализируется понятие первичной медпомощи: доврачебная, врачебная и специализированная; декларируется введение реальных механизмов реализации права граждан на выбор врача и медорганизации.

Усиливаются требования к претендентам на занятие медициной и фармацевтической деятельностью. Регламентируются вопросы подготовки медработников и фармацевтов: с 2016 года сертификация медработников заменяется аккредитацией (против чего возражало профсообщество); сертификаты, выданные до 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Регламентируются вопросы подготовки медработников и фармацевтов; с 1.09.2017 послевузовское медицинское и фармацевтическое образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. (В законе есть норма: после окончания медвуза вчерашний студент имеет право работать с пациентами - без обязательной для врача интернатуры или ординатуры.)

Вводятся ограничения для медиков и фармацевтов в части: использования ими бланков для выписки лекарств с "рекламной" целью; принятия подарков, денежных средств, оплаты развлечений, проезд к месту отдыха и др. (Взятки запрещены!)

Центр передает регионам полномочие по организации обеспечения лекарствами больных редкими ("орфанными") заболеваниями - согласно перечню "орфанов", утверждаемому правительством РФ. Средства на осуществление переданных полномочий даются в виде субвенций из госбюджета. Передается на региональный уровень и полномочие по лицензированию "отдельных видов деятельности" в медицине и фармацевтике.

За органами исполнительной власти субъектов РФ закрепляются: организация оказания первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной, скорой помощи. Местное самоуправление "может быть наделено" полномочиями (и только если они делегированы им регионами!) по созданию условий для оказания медпомощи населению в соответствии с территориальной программой госгарантий бесплатной медпомощи, а также "по обеспечению организации оказания медпомощи в рамках муниципальной системы здравоохранения".

Мнение

Александр САВЕРСКИЙ, президент Лиги пациентов:


- Главное, что в документе узаконивается платная медпомощь в госмедицине. Он разрешает оказание платных медуслуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что противоречит Конституции. При обсуждении много говорилось, как и в проекте закона, об объемах бесплатной помощи, о стандартах. Но в Конституции не говорится об объемах (медпомощь по определению должна быть в достаточном для помощи больному объеме) - там указано, где она должна предоставляться бесплатно: в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Норма о "дополнительных" платных услугах в госучреждениях ранее не была законодательно закреплена - но уже было постановление правительства РФ № 27 от 13.01.1996, которое заложило основу нынешнего развала системы здравоохранения. (Ведь помощь не должна быть дополнительной, она обладает принципом достаточности, а разные "дополнения" не только стоят лишних денег, но и могут быть небезопасны для пациента, как и любое лишнее медицинское воздействие.) Получилось, что под видом "дополнительной" почти любая медпомощь стала оказываться за деньги. Происходит выдавливание людей из бесплатной системы здравоохранения в платную, что понятно: если дали право получать дополнительные деньги, любой "хозяйствующий субъект" начнет реализовывать это право всеми силами - создавать очереди к бесплатным услугам, объявлять об отсутствии лекарств, изделий, квот, талонов и т.п. А за деньги можно прямо сейчас - и лекарства есть, и изделия, и специалисты. То есть система здравоохранения превратилась в систему вымогательства - люди в такой ситуации редко выясняют, что им положено бесплатно, а что нет. Ну а страх пациента перед болезнью и нехватка правдивой информации (обычно пациент не знает, что на самом деле с ним происходит, как лечить) используются для того, чтобы зарабатывать на нем все больше денег (частный капитал выживает в условиях конкуренции). Это приводит к бесконечному увеличению затрат на всех уровнях здравоохранения и искажению реальной картины.

Позиция государства в этой ситуации крайне двуличная. Вводя в закон обязательность выполнения стандартов (кстати, каковы будут их качество, уровень?), оно почему-то разрешает дополнительные медуслуги. Выходит, стандарт изначально недостаточен для излечения - иначе зачем дополнительные услуги? Даже термин не определен, что такое "дополнительная медицинская услуга". Но тогда он должен быть исключен из юридического использования, потому что лишает государство возможности проведения макроэкономических расчетов. Ведь если за 15 лет действия постановления правительства, легализовавшего "дополнительные" платные медуслуги, государство не отделило эти услуги от бесплатных объемов, то после введения закона, окончательно легализующего платность, этого сделать тем более не удастся. Реализация этой нормы по факту лишит граждан права на бесплатную медпомощь, и они уже выражают свой протест в связи с этим, они против взимания денег в госучреждениях. И власть не должна игнорировать их волю.

 

источник :                                                                                                                вернуться в раздел новостей

solidarnost.org/thems/parlamentskaya-hronika/parlamentskaya-hronika_8445.html