с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Детская смертность - расплата за оптимизации?
22 Января 2016 г.

Орловская область, где умерли восемь новорожденных, лидирует по младенческой смертности, но продолжает закрывать больницы.

 

За новогодние каникулы в перинатальном центре Орла умерли семь новорожденных, а 18 января скончался восьмой ребенок. Возбуждено уголовное дело по статье «халатность». С учетом лидерства региона по младенческой смертности, не исключено, что это могут быть последствия «оптимизаций» в сфере здравоохранения, когда закрытие ФАПов, женских консультаций, кабинетов гинекологов и районных роддомов приводит к сокращению врачебной помощи.

Согласно предварительным выводам специально созданной региональной комиссии, в смертях младенцев не было какой-то одной причины. Все погибшие младенцы имели патологии и аномалии развития. Руководитель областного департамента здравоохранения Александр Лялюхин рассказал, что в шести случаях беременность завершилась досрочно, в трех случаях имело место внутриутробное инфицирование. Специалисты перинатального центра, созданного как раз для сложных случаев, не смогли спасти детей. Уже известно, что в одном случае есть основания заподозрить признаки преступления - неоказания ребенку помощи.

Фонд независимого мониторинга "Здоровье" привел статистику Росстата, согласно которой в 2014 году в Орловской области существенно снизилась обеспеченность населения гинекологическими койками: с 7,6 в 2013 до 6,4 в 2014 году на 10 тыс. населения, а также койками для беременных, рожениц и родильниц: с 24,5 в 2013 году до 24,4 в 2014 году на 10 тыс. населения. Как результат – Орловская область уже в 2015 году взяла лидерство по младенческой смертности.

«Это следствие непродуманной оптимизации здравоохранения. Без четкой единой методологии со стороны Минздрава России, регионы стали действовать, как им показалось верным. Они сокращают специализированные, в том числе гинекологические койки, а особенно на селе, свято уповая на перинатальные центры. Но надо сохранять гинекологическую помощь и в районах, и на селе, иначе скоро женщине придется бежать к бабке-повитухе», – заявил руководитель фонда, врач высшей квалификационной категории Эдуард Гаврилов

Согласно информации Росстата, рост младенческой смертности в Орловской области наблюдался весь 2015 год. За январь – ноябрь умерли 74 ребенка в возрасте до года, что на 15 больше, чем в предыдущем году. В пересчете на тысячу родившихся Орловская область оказывается безусловным лидером по России: рост младенческой смертности составил 128%. Формально по этому показателю Орловскую область обгоняет только Ненецкий автономный округ, но там низки абсолютные цифры: трое умерших. Смерти начала 2016 года еще более ухудшили картину в Орловской области.

Уменьшение дородовых обследований и лечения беременных женщин из-за сокращений медпомощи в регионах может вести к росту смертности при родах, считает руководитель «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», такие процессы происходят в итоге непродуманных «оптимизаций» сферы здравоохранения.

«В результате сокращения объемов медицинской помощи женщины не получают необходимого наблюдения и «сваливаются» на роддом без подготовки, недолеченными. В итоге мы имеем рост смертности рожениц и новорожденных», – констатировал Александр Саверский.

Эксперт уточнил, что случай в орловском перинатальном центре требует конкретного изучения, однако тенденция к росту смертности из-за «оптимизаций» в регионах наличествует.

Сокращение гинекологических коек и роддомов в регионах может вести к врачебным ошибкам, осложнениям во время лечения и даже смерти пациентов, считает и сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие», акушер-гинеколог Екатерина Чацкая. Как заявила эксперт, причиной этого может стать увеличение рабочей нагрузки на медиков.

«При «оптимизациях» в регионах возрастает нагрузка на одного врача, медсестру и акушерку. У нас увеличивается количество пациентов, которых мы обязаны принять за рабочую смену, сокращается время на них, увеличивается количество бумажной работы. В таких условиях постоянного стресса и гонки за временем могут пострадать и гинекологические пациенты, и беременные, и новорожденные детки», – рассказала Екатерина Чацкая.

Оптимизация сферы здравоохранения, сведенная к сокращению врачебных должностей, является ошибочной, считает и член экспертного совета Общественной палаты РФ, заслуженный врач Георгий Комаров. «Как мне представлялось, оптимизация должна была коснуться, прежде всего, совершенствования взаимоотношения врачей и пациентов, совершенствования среды, где происходит это взаимоотношение: и в правовом отношении, и в организационном, и в финансовом и информационном наполнении. Сокращение же врачебных должностей негативно отразилось на качестве врачебной помощи, ее доступности, результативности, в том числе и на показателях заболеваемости и смертности», – полагает Георгий Комаров.

Заслуженный врач подчеркнул, что в случае со смертями новорожденных в Орле следует провести серьезную экспертизу, чтобы выявить, насколько фактор перегрузки медиков оказал влияние и привел к трагичным последствиям.
Примечательно, что продолжают упорствовать в разрушении системы дородового и родового вспоможения чиновники именно тех регионов, которые показывают худшие цифры по младенческой смертности. Третье место в стране по росту показателей смертности в пересчете на тысячу родившихся заняла Псковская область (125,8%). Но псковские чиновники решили не останавливаться на достигнутом уровне.

На сайте губернатора Псковской области появилось обращение от имени жителей Опочецкого района, где в областном центре 31 декабря закрыли роддом. «В связи с сложившимися обстоятельствами мы вынуждены ехать на старых машинах-буханках скорой помощи в чужие роддома, не ближние от нашего дома. На машине скорой помощи со схватками, по кочкам (час езды в лучшем случае) по нашим дорогам, если без пробок. Это и так дикая боль, а еще и по колдобинам!», – написала беременная жительница Опочки.

Политика закрытия родильных домов прикрывается циничными фразами про «увеличение доступности» и «улучшение качества», прокомментировал ситуацию депутат областного собрания, руководитель фракции КПРФ Александр Рогов. «Политика закрытия роддомов началась в регионе сразу после губернаторских выборов. Она провозглашена губернатором Андреем Турчаком под лозунгом оптимизации учреждений здравоохранения. Из 24 районов области остается всего несколько, где будут роддома. Перинатальный центр есть только в Пскове. Конечно, это связано с тяжелым положением бюджета при нынешнем губернаторе, но подается все под предлогами увеличения доступности и улучшения качества. Это, конечно, явная ложь, потому что, закрывая роддом, его нельзя приблизить к людям. И о качестве говорить не приходится. Есть уже пример, когда из Псковской области женщины уезжают рожать в Эстонию», – констатировал Александр Рогов.

Уменьшение количества роддомов в регионах будет вести к росту проблем со здоровьем у рожениц и новорожденных, считает и оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. Создание «центрального» перинатального центра в областной столице вместо районных роддомов – не верный ход чиновников от медицины, полагает профлидер.

«Родильные отделения должны быть на доступном для людей расстоянии. Сейчас же, напротив, распространилась практика закрытия родильных отделений. Все это объясняется чиновниками необходимостью экономии средств, более рационального их использования. Однако сокращать и «оптимизировать» можно до бесконечности, исходя из каких-то искусственно заданных параметров финансирования. Медики из профсоюза «Действие» считают, что надо не сокращать родильные отделения, а, если где-то есть проблемы с нехваткой медоборудования или специалистов, то увеличивать их финансирование», – рассказал Андрей Коновал.

Профлидер назвал справедливыми требования жителей Опочецкого района Псковской области. «Это же очевидно, что если беременных и рожениц везти куда-то далеко по ухабам и разбитым дорогам, то это не лучшим образом скажется на их состоянии здоровья и перспективах родов», – отметил Андрей Коновал.

Чиновники живут и лечатся не в районных «глубинках» и зачастую даже не в том областном городе, где управляют. Поэтому к стенаниям земляков они остаются равнодушны. Если их самих и их родственников удалось бы отправить жить и лечиться куда-нибудь в Опочецкий район, то оптимизация медицины российской «глубинки» сразу пошла бы другим путем.

Дмитрий Ремизов

 


источник :  www.rosbalt.ru

вернуться в раздел новостей