с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Жалоб нижегородцев на качество медпомощи все больше
10 Марта 2016 г.

Количество жалоб нижегородцев на качество медицинской помощи в региональный минздрав, Росздравнадзор и страховые компании неуклонно растет, хотя разбирательства по делам, связанным с непрофессиональными действиями врачей, идут годами из-за их сложности.

 

Нарушение или оплошность?

Одно из последних громких дел, закончившееся наказанием медиков, было связано со смертью роженицы в Сокольском районе в 2008 году. Дежурный врач несвоевременно начала операцию кесарево сечение, что впоследствии привело к обширному кровотечению. В результате пришлось срочно вызывать санитарную авиацию из Нижнего Новгорода. Местный, более опытный врач, не дожидаясь специалистов из областного центра, принял решение продолжить операцию сам. Он произвел действия, которые только усугубили ситуацию. В результате пациентка умерла от острой кровопотери. Сокольский районный суд приговорил двух врачей центральной районной больницы к ограничению свободы на срок 2 года и 10 лет.
Точка в этой трагической истории была поставлена лишь в октябре 2015 года, когда судебная коллегия по уголовным делам Нижегородского областного суда, согласившись с мнением прокурора, оставила приговор суда без изменений.
Статистики по врачебным тяжбам в России не существует в принципе, так как эти дела не выведены в отдельную категорию. Однако направление, связанное с защитой людей в рамках медицинского права, активно развивается, отмечают юристы. Сегодня, например, в производстве адвокатской конторы "Гражданские компенсации" находятся восемь дел, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
- За последние пять лет прогресс налицо: суммы, которые взыскиваются за нанесение вреда с виновных медучреждений, становятся более адекватными по сравнению с теми, что назначались ранее в качестве компенсации вреда здоровью.
Преобладают иски и решения судов, связанные с гинекологической помощью и родовспоможением.
- Ошибки здесь нередко бывают фатальны, - рассказывает адвокат АК "Гражданские компенсации" Ирина Фаст.
И для того, чтобы установить, насколько виноваты сами врачи в случае смерти младенца, матери, в нанесении вреда здоровью, приведшего к инвалидности того и другого, судебно-медицинским экспертам приходится работать с особой тщательностью и напряжением, так как таких случаев отмечается немало по всей стране.
- Само понятие "врачебная ошибка" не прописано в законе. Вывод о неправомерности действий медиков делается на основании судмедэкспертизы и, как правило, в судебном порядке, - рассказывает начальник отдела контроля качества министерства здравоохранения Нижегородской области Светлана Теплова.
То, что качество оказания медицинской помощи нельзя связывать с врачебными ошибками, считают и юристы. Ошибки выявляются в результате следственных или судебных действий и устанавливаются после проведения экспертизы. Должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями врача и наступившими последствиями.
- Судебные дела, связанные с врачебными ошибками, выливаются в споры с лечебными учреждениями. Ошибки, как правило, это не вина конкретного врача, а совокупность всех факторов, это действия лечебного учреждения и команды врача. Что касается качества медицинской помощи, то страховщики выявляют более 50 процентов случаев некачественного оказания медицинской помощи, но они могут быть связаны как с нарушением заполнения документации, так и с нарушением регламентов, стандартов лечения. Далеко не все эти нарушения, а лишь какой-то процент их действительно приводит к негативным последствиям для здоровья пациента, - поясняет нижегородский адвокат.
Люди стали более активно реагировать на неэффективное лечение и не хотят мириться с равнодушием врачей. В региональном минздраве еще и с этим связывают возросший поток жалоб. Тем более что обратиться с ними стало проще с развитием коммуникационных систем и доступности к ним населения. Поступают они и из самых отдаленных уголков региона, и прежде всего от людей старшего поколения.

Под тройным контролем

Только в прошлом году по обращениям нижегородцев региональный минздрав провел 341 проверку (в 2014 году их было немногим более 200). Но стоит заметить, что организуются они далеко не по каждой жалобе. Основания для их проведения должны быть веские - это нанесение или угроза вреда жизни и здоровью пациента.
Но если учесть, что процентное соотношение плановых и внеплановых проверок равняется примерно 1 к 9, то становится ясно: контролирующие органы расслабляться медицинским учреждениям региона не дают.
По словам Светланы Тепловой, нижегородцы чаще всего недовольны качеством медпомощи (больного, по мнению обратившегося, плохо и неправильно лечили), жалуются на то, как организована медицинская помощь, например, не всегда можно попасть к нужному специалисту. Большая группа обращений касается оказания платных услуг.
В случае когда необходимости в проведении проверки по жалобе нет, в письме обратившемуся минздрав указывает, что было положено больному в соответствии со стандартом лечения в его конкретном случае и что было выполнено, а что нет. Далее, получив эти разъяснения, пациент может поступать в соответствии с законодательством.
В Росздравнадзоре тоже отмечают динамику роста обращений нижегородцев. В 2015 году их сюда поступило 477, связанных с некачественным обслуживанием. 415 обращений касались качества оказания медицинских услуг. По обращениям было проведено 274 проверки, которые показали, что в 36 процентах случаев претензии граждан были обоснованны.
Сегодняшняя система здравоохранения выстроена таким образом, что качество оказания медпомощи находится под тройным контролем: это внутренний, который ведется в каждом медучреждении, ведомственный контроль со стороны минздрава и государственный контроль, возложенный на Росздравнадзор.
- Важно отметить, что государственный контроль за медицинской помощью осуществляется независимо от того, лечился ли больной по медицинскому полису или за собственные деньги в частном медучреждении. Кроме того, если лечение осуществлялось по полису обязательного медицинского страхования, то интересы пациента защищает еще и страховая организация, - разъясняет заместитель руководителя Росздравнадзора по Нижегородской области Юрий Плотников.

Прецеденты не стали нормой

Нижний Новгород не является лидером по размерам взысканий за врачебные ошибки. Самые распространенные суммы компенсации, взысканные по судебным решениям с медучреждений, составляют от 1 до 3 миллионов рублей. Негосударственные клиники решают такие дела на основе взаимных достигнутых соглашений, и выплачиваемые суммы могут быть значительными, но информация об этом не выходит за стены самих учреждений. Государственные медучреждения финансируются государством и не имеют денег на выплату адекватных компенсаций.
Однако последние громкие дела доказывают, что пострадавшие могут получить и большие суммы. 15 миллионов присудили выплатить пациентке перинатального центра в Санкт-Петербурге, где в результате неправильно избранной тактики ведения родов ребенок у нее родился инвалидом, а спустя некоторое время умер. И хотя это огромная сумма для государственного роддома, решение суда было исполнено.
В декабре в Северной столице наделало немало шума другое дело. Молодому человеку для поступления в военное училище требовалось исправить носовую перегородку. Во время операции парень впал в кому, из которой хотя и вышел впоследствии, но стал инвалидом. На его лечение родные тратят огромные деньги. Суд постановил взыскать с клиники 17 миллионов, но решение пока не вступило в силу, так как ответчик пытается его обжаловать.
Что касается компенсации морального вреда нижегородцам, то, как рассказала Ирина Фаст, суммы здесь небольшие и составляют порядка 50 тысяч рублей, хотя многие рассчитывают получить суммы на порядок выше.
Размер компенсации зависит от обстоятельств и экспертного заключения, на основе которого суду и предстоит вынести решение, насколько действия или бездействие медиков привели к ухудшению состояния человека. Как советуют юристы, сразу обращаться в суд с иском не имеет смысла, надо дождаться результатов экспертизы, проконсультироваться с адвокатом, а уж потом на основе документально подтвержденных данных требовать реальную, а не заоблачную сумму компенсации вреда здоровью.
Сегодня многие из нижегородцев, сомневающихся в качестве медицинской помощи, сразу стараются обратиться в региональный, а то и в федеральный минздрав. Но результат их обращения может быть получен куда более оперативно, если обратиться в обслуживающую гражданина страховую компанию.
Как утверждают чиновники от здравоохранения, сфера врачевания весьма специфичная, разобраться, насколько профессиональны были действия врача в том или ином случае, может профессионал на голову опытней. Тем более что каждый несчастный случай специфичен. Сам факт того, что выросло количество жалоб нижегородцев в различные инстанции на качество медпомощи, свидетельствует об их желании как раз и привлечь специалистов к разбору ситуации.

Александра Махлина

 


источник :  www.nnews.nnov.ru

вернуться в раздел новостей