с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Государство откажется от «скорой»?
31 Марта 2016 г.

Разрушив существующую систему, чиновники вынуждены будут прогибаться под частников, которые начнут диктовать свои правила игры, свои цены.

 

Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву до 10 июня рассмотреть вопрос о передаче функций перевозок при оказании скорой помощи негосударственным компаниям. Подобная схема уже практикуется сегодня в ряде российских регионов: Пермском крае, Ульяновской области, Волгограде, Вологодской области. «Росбалт» выяснил, как аутсорсинг работает на практике, и какие риски несет передача «скорой» в частные руки.

Как рассказал замглавы департамента здравоохранения Вологодской области, начальник планово-экономического управления Михаил Дуганов, с проблемой обновления автопарка «скорой» в регионе столкнулись в 2013 году. Когда бюджетных денег на закупку машин не нашлось, решили передать услугу перевозки на аутсорсинг. Подрядчика выбрали по конкурсу. По сути, речь шла о том, чтобы не закупать, а арендовать машины с водителями. Внутреннее оборудование медицинского транспорта и сами медработники остались за государственной системой.

Сэкономить на аутсорсинге, конечно, не вышло, признался собеседник «Росбалта». «Самый дешевый вариант — закупить машины самостоятельно. Но это означало бы одномоментно вынуть из областного бюджета серьезную сумму, — пояснил Дуганов. — Сейчас мы получили 88 новых машин, каждая стоимостью в 1 млн рублей. Соответственно, если говорить о закупке, нам пришлось бы потратить сразу 88 млн рублей. В бюджете таких денег не было. Благодаря аутсорсингу новый автотранспорт мы получили сразу, а платим постепенно. Причем, за услугу, то есть, перевозку, платит не бюджет, а система ОМС».

По словам чиновника, в каждом часе работы закладывается стоимость приобретенной машины, расходы на ее содержание, и если сравнивать стоимость часа вчера и сегодня, конечно, она выросла. Но вместе с тем, сократилось и время доезда бригад, а это спасенные жизни.

Количество машин в области осталось прежним, но тот транспорт, который был на ходу, областные власти передали в низовое звено — в поликлиники, ЦРБ. «То есть, мы обновили автопарк не только на станциях скорой помощи», — подчеркнул замглавы департамента.

При этом Дуганов признал, что по окончании госконтракта машины остаются за подрядчиком.

Договоры с компанией, по словам замглавы ведомства, заключались в несколько этапов. Первый — на оснащение городских станций — был заключен на три года. В этом году срок его истекает. Сейчас власти региона готовятся к проведению нового конкурса. По словам собеседника «Росбалта», теоретически есть опасность того, что по конкурсу выиграет другая компания, отношения с которой не так отлажены. Но перемены — в любом случае риск.

Как рассказал "Росбалту" директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов, в России уже есть примеры, когда вслед за транспортной функцией компании-подрядчики перенимают у государства и медицинскую, получая соответствующую лицензию и начиная работать как полноценная "скорая". Однако к полному переводу «скорой» на аутсорсинг в Вологде пока не готовы. «Такой вариант мы для себя не рассматривали и в ближайшее время рассматривать не будем», — подчеркнул Дуганов.

Большие надежды в Вологодской области возлагают на распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева о закупке автотранспорта. «Если федеральный центр закупит машины и передаст их субъектам, это, конечно, выйдет дешевле. Но это требует одномоментных вложений 3 млрд рублей из федерального бюджета. Возможно, правительство поможет не закупкой транспорта, а субсидированием аутсорсинга. В любом случае, все будет зависеть от той модели, которую выберет Минздрав», — заключил чиновник.

Региональный опыт аутсорсинга не очень богат и весьма противоречив, отметил в свою очередь профессор кафедры Управления и экономики здравоохранения факультета Государственного и муниципального управления ВШЭ, президент «Общества доказательной медицины» Василий Власов.

«Так или иначе, коммерческие организации нацелены на прибыль. В погоне за деньгами нарушаются условия по срокам и готовности машин, по их оснащенности, транспорт используется для других коммерческих нужд. Наконец, я не видел ни одной серьезной работы, где бы обосновывалось, что это сколько-нибудь хорошо. Понятно, что подряды удобны главному врачу. Во-первых, на таких контрактах главврачи могут рассчитывать на откаты. Во-вторых, они избавляются от необходимости заниматься работой парка: штат водителей, контроль технического состояния машин, хранение», — заметил эксперт.

По словам Власова, новая схема может обойтись системе здравоохранения даже дороже действующей. Но если президент поручил заняться этим вопросом, значит, будет сделано, считает собеседник «Росбалта». Однако в кризис массового перехода регионов на аутсорсинг эксперт не прогнозирует. Вряд ли регионы найдут на это деньги, считает он.

В свою очередь директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов главную опасность аутсорсинга видит в смене компаний-подрядчиков. «В период замены одной компании на другую происходят всевозможные коллизии с доступностью медицинской помощи. Сейчас такая история развернулась в Пермском крае. Врачи и пациенты митингуют», — заметил эксперт.

По словам Мелик-Гусейнова, если радикально менять поставщиков услуг, система может столкнуться с серьезными проблемами. «Я считаю, что такие контракты должны быть долгосрочными или вовсе бессрочными с возможностью расторжения в случае невыполнения условий подрядчиком», — подчеркнул он.

Меж тем, как элемент системы аутсорсинг выглядит достаточно перспективно, считает эксперт, ведь частники оптимальнее используют бюджетные деньги и лучше вписываются в тарифы, установленные государством.

Переход на аутсорсинг позволит оптимизировать затраты на работу службы, отметил собеседник «Росбалта». «Сегодня машины „скорой“ могут заправляться только на определенных заправках, с которыми служба заключила госконтракт. У нас есть территории, где „скорые“ от станции до заправки проезжают примерно 100 км. Частник может заправиться где угодно, у него больше свободы в таких мелочах», — аргументировал Мелик-Гусейнов.

Насторожила идея о передаче «скорых» частным компаниям и президента «Лиги защитников пациентов» Александра Саверского. «А если человек, который аутсорсингом владеет, вдруг решит уйти с рынка — продать все и уехать в теплые страны на пмж, что тогда? Сколько времени займет поиск нового подрядчика? В этот период регион останется без помощи?» — недоумевал эксперт.

Более того, процесс передачи «скорых» в частные руки практически необратим, считает Саверский. «При аутсорсинге государственная система фактически перестает существовать. В этом случае правительство ничего не может нам гарантировать. На любой прокол у чиновников будет одно оправдание — „подвел подрядчик“. Но главное — как только существующая система рухнет, частники начнут диктовать свои цены, свои правила игры», — предостерегает собеседник «Росбалта».

Анна Семенец

 

читайте также :  Эксперт: партнерство «скорой» с частными перевозчиками требует жесткого контроля со стороны государства

 


источник :  www.rosbalt.ru

вернуться в раздел новостей