4. Данные о защите прав пациентов
По данным ФФОМС[1] за первые шесть месяцев 2012 года по поводу нарушения прав и законных интересов граждан поступило 23,0 тыс. жалоб, из них обоснованными признаны 58,2 %.
Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в досудебном порядке разрешено 13 415 спорных случаев, из них удовлетворено 97 %, из которых с материальным возмещением – 2 473 случая.
Сумма возмещения составила 8,6 млн. рублей.
В среднем на 1 случай, разрешенный в досудебном порядке, сумма возмещения составила 3 501 рубль.
Не сложно понять, что здесь речь идет в основном о возмещении сумм, потраченных гражданами за медицинскую помощь, которая должна быть бесплатна, но система вынудила их заплатить за нее. Видно так же, что здесь не идет речь о компенсации морального и иного вида вреда, иначе суммы были бы совсем иные.
В судопроизводстве находилось 360 исковых заявлений. Судами рассмотрен 171 иск, из которых: удовлетворено 63 % от общего количества рассмотренных исков, отказано 26 %, прекращено 11 %.
Сумма возмещения ущерба по удовлетворенным судебным искам к медицинским организациям составила 7,9 млн. рублей, из них сумма материального возмещения - 1,7 млн. рублей, сумма возмещения морального вреда - 6,2 млн. рублей.
В среднем на 1 удовлетворенный судебный иск сумма возмещения составила 74,0 тыс. рублей.
В 58 субъектах Российской Федерации за отчетный период предъявлено 3 720 регрессных исков.
Очень хочется спросить составителей таких вот справок ФФОМС, для кого они их пишут и читают ли сами? Например, как можно из 360 исковых заявлений сделать 3720 регрессных иска? Это, как минимум, требует разъяснений, и счастье, что моя книга не об этом, потому что это явно не регрессные иски от навредивших человеку ЛПУ к своим врачам, - видимо, речь идет о конфликтах между субъектами страхования.
Для сравнения согласно справке ФФОМС по итогам 2006 года, «из 70300 обоснованных жалоб, признанных таковыми и разрешенных в досудебном порядке, 65,9% случаев рассмотрено СМО (46345) и удовлетворено 63258 обращений (90%), в т.ч. 15644 с материальным возмещением, что составило 24,7% к числу удовлетворенных обращений. Сумма возмещения ущерба составила 26,3 млн. руб., или в среднем 1679,7 руб. на один случай (2005 г. - сумма возмещения составила 33,2 млн. руб., или в среднем 1423,2 руб. на один случай)».
В то же время, данные о защите прав и законных интересов граждан в системе ОМС в судебном порядке представлены из 48 субъектов Российской Федерации. На начало 2006 года в производстве находилось 223 судебных дела, подано в 2006 – 394 иска. Рассмотрено в судебном порядке 381 дело, из них 298 судебных исков удовлетворено (78,2%). Сумма возмещения ущерба по удовлетворенным судебным искам составила 8,1 млн. рублей или 27,2 тыс. руб. в среднем на 1 иск (2005 г. – 6,6 млн. руб. или 28,4 тыс. руб. на 1 иск). В общей сумме возмещения ущерба сумма морального вреда установленная судом составила 3,7 млн. рублей или 45,7% суммы ущерба (около 12,4 тысяч рублей на один иск).
Очевидно, что данные цифры не могут восприниматься всерьез как система защиты прав граждан на охрану здоровья. Ни суммы возмещения (3,5 тыс. рублей в досудебном порядке), ни число судебных решений (около 350), ни суммы возмещения по ним ни в коей мере не соответствуют количеству дефектов медицинской помощи и потребности в справедливой компенсации вреда здоровью или жизни людей.
Попытка возложить на страховые медицинские организации задачу по защите прав пациентов обречена на неудачу, что и показала практика (об этом свидетельствуют приведенные цифры). Страховщики в конфликтной ситуации будут преследовать прежде всего свои интересы, не станут всерьез ссориться с лечебным учреждением, с которым связаны условиями договора и общего бизнеса, и не будут заботиться о пациенте. По данным ФФОМС в 2006 году СМО участвовали на стороне пациентов всего лишь в 21 (!) судебном разбирательстве, что и подтверждает высказанное утверждение.
Разрешение в суде конфликтов, возникших в процессе или в результате оказания медицинской помощи, по-прежнему является в России исключением из правила. Это объясняется тем, что дела тянутся годами, суммы выплат по искам, как было показано в предыдущем разделе, в среднем едва превышают 70 тыс. рублей, граждане не доверяют ни врачам, ни судам, ни государству.
Показательной является практика «Лиги пациентов», которая в 2006-2007 годах завершила ведение ряда судебных дел, среди которых три окончились присуждением истцам сумм морального вреда от 750 000 до 1 млн. 600 тыс. рублей, которые для России стали беспрецедентными[2]. Максимальная известная сумма до этого была 250 000 рублей, а средняя по ОМС, как мы видели выше — 27 тыс. рублей. Следует учитывать, что только одно из этих дел шло в течение четырех лет, было проведено 50 судебных заседаний, 43 допроса, восемь судебных экспертиз, включая экспертизу ДНК, судебно-техническую и судебно-медицинскую. При этом адвокат ответчика имел совместные публикации с заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ, а супруг помощника прокурора, которая вела это дело в прокуратуре, был заместителем главного врача роддома, против которого велось дело.
Дело касалось гибели от банальной инфекции в одном из роддомов Москвы женщины 28 лет вместе с ребенком на следующий день после родов. Признаки инфекции, как было доказано в суде, имелись в течение всей беременности, но даже после установления диагноза «инфекционно-токсический шок» женщине не назначили антибиотик.
В другом случае, в том же роддоме на фоне недиагностированных кососмещенного таза и крупного плода женщине был применен неразрешенный в акушерстве препарат «Сайтотек» (мизопростол), что привело к бурной родовой деятельности, эмболии околоплодными водами и смерти роженицы. Ребенок остался жив. Роды были платные. Сложности возникли такие же, как в описанном выше случае: два решения судов первой инстанции – в пользу ответчика, и лишь в третий раз суд решил дело в пользу истцов, а вышестоящий суд оставил решение в силе, лишь уменьшив (по неясным мотивам) размер компенсации морального вреда с 500 000 рублей каждому родителю умершей до 100 000 рублей. Компенсация в пользу ребенка в размере 500 000 рублей оставлена без изменения. Часть документов этого дела публикуется в этой книге в виде образцов из дела Е.
Остается добавить, что главный врач этого родильного дома (в 2001 году там было зафиксировано 4 случая смерти женщин) в 2004 году после очередного чрезвычайного происшествия с летальным исходом беременной был приглашен на работу в МЗиСР РФ на должность начальника отдела нормативно-правового регулирования одного из департаментов, и лишь спустя год был оттуда уволен.
Вместе с его уходом из роддома был уволен и весь основной его персонал, и сейчас это один из лучших родильных домов Москвы.
После того, как эти дела были выиграны, я верю, что добиться можно всего: необходимы лишь уверенность в собственной правоте и умение держать в суде свою линию.
Обобщая вышесказанное, следует заключить, что количество обоснованных жалоб и обращений и их удовлетворение внутри системы здравоохранения и за ее пределами позволяет говорить о малодоступности населению России своевременной и качественной медицинской помощи. В стране не созданы цивилизованные механизмы реализации гражданами их права на охрану здоровья и компенсацию ущерба вследствие нарушения этого права.
Это относится, прежде всего, к уязвимым социальным группам, поскольку они имеют худшие по сравнению с основным населением показатели здоровья. С другой стороны, эти лица либо полностью зависимы от системы здравоохранения (тяжело больные или заключенные), либо лишены образования и ресурсов (временных, финансовых, информационных – бездомные, безработные, дети-сироты, жители удаленных территорий), необходимых для того, чтобы заниматься длительным и ресурсоемким процессом обжалования действий медиков. Все это делает людей совершенно беззащитными.
[2] В марте 2007 года суд Центрального района г. Воронеж принял решение (которое устояло в кассационной инстанции) о возмещении 3,5 млн. рублей в качестве морального ущерба жительнице города, которой была перелита ВИЧ-инфицированная кровь. Данное деяние, строго говоря, не относится к дефектам врачебной помощи (здесь, исключительно) имелась халатность должностного лица), однако названная сумма, безусловно, абсолютный лидер в России по делам против учреждений здравоохранения.