1. Масштаб и острота проблемы
Приведу некоторые свидетельства.
В России «1/3 неверно установленных диагнозов» (из выступления академика РАМН А. Г. Чучалина 1 ноября 2006 г. на I Национальном конгрессе терапевтов).
«Вскрытие трупов больных четырех крупных больниц Москвы показало, что в 21,6% случае диагноз, установленный при жизни, был неправильным»[1].
Так же и по данным Л.В. Кактурского – члена-корреспондента РАМН, директора НИИ морфологии человека РАМН: «В среднем по стране патологоанатомическому исследованию подвергаются менее 60 процентов умерших в стационарах, а среди россиян, скончавшихся дома, вскрытие проводится лишь в 10-15 процентах случаев. При этом доля умерших на дому граждан составляет 80 процентов... Расхождения диагноза, поставленного лечащим врачом с выводами патологоанатомов наблюдаются в 15-20 процентах случаев смерти в медучреждениях. При летальных исходах на дому этот показатель достигает 50-70 процентов».
Последняя цифра просто убивает в прямом и переносном смысле: люди умирают дома, потому что система здравоохранения либо не поставила им правильный диагноз и они поэтому умерли, либо соврала в диагнозе, чтобы не пугать, либо выпроводила умирать домой, чтобы не портить себе статистику.
Даже не знаю, какая из причин вызывает у меня худшую реакцию.
И это только смерти, не говоря о случаях спонтанного выздоровления (вопреки медицине) или осложнениях, не приведших к смерти, но повлекших на собой, например, инвалидность.
Нет смысла даже обсуждать последствия этих цифр в плане здоровья людей, демографии, социального напряжения в стране и т.п. Трудно переоценить влияние качества медицинской помощи на саму атмосферу в стране. Достаточно сказать, что низкое качество медицинской помощи служит основанием для эмиграции из России не самых глупых людей.
Мониторинг 2000-го года в США показал, что ежегодно в этой стране около 80 000 человек гибнет из-за «врачебных ошибок». Это – только смертельные исходы; цифры по ятрогенным (последствие медицинского вмешательства), но не смертельным осложнениям неизвестны. Можно предположить, что в РФ при меньшей численности населения (США – 300 млн., Россия – 145 млн.) и при условии, что наша страна, по оценке ВОЗ, занимает 130-ое место по уровню качества медпомощи (США – 37-ое), – число смертей по вине врачей не менее 50 000… ежегодно!
«По данным экспертной оценки, ежегодно более 70% (по данным ряда авторов – до 86%) случаев материнской смерти относятся к предотвратимым и условно предотвратимым, при этом, по данным ряда авторов, свыше 13% летальных исходов в родах и послеродовом периоде обусловлены ятрогенными причинами. Непредотвратимыми причинами материнской смерти принято считать акушерскую эмболию и экстрагенитальную патологию, а основными предотвратимыми причинами МС являются кровотечения, разрыв матки, токсикоз беременности и сепсис, и в основе проблемы снижения МС лежит предупреждение именно этих патологических состояний.
Часто летальный исход обусловлен очевидными недостатками медицинской помощи – лечебно-диагностическими ошибками, нерациональным ведением родов, несвоевременно оказанной экстренной помощью и т.д., что свидетельствует о наличии резервов в службе родовспоможения и о недостаточной работе органов управления и учреждений здравоохранения по профилактике и снижению материнской смертности в стране. Следовательно, уровень МС отражает в большей степени качество медицинской помощи и уровень организации службы, чем состояние здоровья и тяжесть патологии женщины»[2].
В Лигу пациентов[3] после выхода на телеканале «Домашний» одноименной телепрограммы ежедневно обращалось более 100 человек с вопросами и жалобами. Лига не в состоянии обеспечить адекватное реагирование на даже 30 % этих обращений, подразумевающее консультации, рекомендации, составление документов в различные организации, включая правоохранительные органы и суды, представительство в суде, поскольку, будучи общественной организацией, не имеет ни ресурсов, ни доходов, которые позволили бы сформировать ресурсы. Сейчас к нам обращаются около 20 человек в день по телефону, очно, по почте – бумажной и электронной.
[1] Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. Москва. Приоритет-стандарт. 2002 г. С. 128
[2] Письмо № 1064-ВС от 14.02.2007 г. Минздравсоцразвития РФ «О материнской смертности в Российской Федерации в 2005 году».
[3] «Лига пациентов» - краткое наименование по Уставу, полное наименование – Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов»