РЕШЕНИЕ ОТ 28.01.2010.
О необходимости следования принципу открытости при формировании решений в системе здравоохранения
Система здравоохранения является наиболее уязвимой социально значимой сферой, где каждое решение государственного или муниципального органа влияет на жизни и здоровье людей. Это предопределяет необходимость выработки таких решений, которые, по крайней мере, не будут допускать ухудшения положения граждан, как того требуют не только этика и мораль, но и ч.2 ст. 55 Конституции России.
В системе здравоохранения задействовано большое количество различных образований – государственных органов, производителей товаров и услуг, потребительских и пациентских обществ. Их задачи в некоторых вопросах противоположны, а в некоторых консолидированы, что естественно. Проблема возникает лишь тогда, когда интересы этих образований сталкиваются в кабинете чиновника, который принимает государственное решение или решение муниципального уровня без обсуждения его со всеми заинтересованными сторонами.
Подготовленное таким образом решение, как правило, не может отражать интересы всех групп хотя бы потому, что они другу друга не видят и не слышат. Такая, «закрытая» процедура выработки решений сама по себе напрямую влияет на качество принятого решения, неэффективность использования ресурсов, рост напряжения в обществе.
Единственным способом повлиять на этот процесс является следование принципу открытости, одной из необходимых форм которого служит проведение общественных (публичных) слушаний.
С ноября 2009 года Федеральная антимонопольная служба России проводит такие слушания по проблеме деятельности медицинских представителей – одной из наиболее сложных проблем здравоохранения, где сталкиваются интересы множества групп. Чиновники ФАС – инициаторы соответствующих изменений в законодательстве – собирают заинтересованных представителей фармсообщества, врачебных групп, пациентских организаций (около 150 человек) и выслушивают в режиме открытого обсуждения критику и замечания, спорят и либо принимают их, либо отклоняют. Эта процедура, хотя и требует значительного напряжения от организаторов, имеет множество позитивных эффектов: все видят, как принимаются решения, отсутствуют ненужные домыслы; каждый может повлиять на процесс принятия решения; стороны становятся информированными участниками принимаемых решений, что обеспечивает их консолидацию на этапе реализации решения; тот, кто не использовал возможность влияния на принимаемое решение, не вправе утверждать, что решение плохое, поскольку сам не использовал предоставленную возможность, и тоже вынужден ему следовать.
Таким образом, рождается качественное, консолидированное, исполняемое решение, где все заинтересованные стороны видят и слышат другу друга, корректируют или даже изменяют полностью свое мнение под влиянием мнения других сторон. Залогом успеха такого подхода служит то обстоятельство, что во время слушаний никто не может встать и потребовать чего-то для себя лично – поэтому общее решение принимается в интересах общества. Только в таком режиме открытости появляется возможность создания процедуры устранения конфликта интересов, потому что появляется и реальная возможность выявления таких конфликтов.
Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре отмечает, что в целом система здравоохранения России сохраняет административно-командную, патерналистскую модель управления от принятия решений в отношении конкретного пациента до принятия государственных решений. Подавляющая часть организаций, групп и экспертов отрезаны от процессов подготовки и принятия решений на всех уровнях управления здравоохранением, что неизбежно, как уже говорилось, приводит к низкому качеству этих решений, неэффективности использования ресурсов, росту социального напряжения и недоверия общества к государству, не ведет общество к консолидации. При этом совершенно недостаточной является система размещения информации в Интернете на сайтах органов, принимающих решения, поскольку ее мониторинг сам по себе требует ресурсов от заинтересованных лиц, а реакция на замечания, даже когда они сделаны, забюрократизирована или не известна.
В связи с изложенным, Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре решил:
1. рекомендовать органам управления в сфере здравоохранения всех уровней выработать предельно открытую систему подготовки и принятия решений, организовывать общественные (публичные) слушания по всем вопросам, способным повлиять на реализацию гражданами права на охрану здоровья. Разработать регламент (регламенты) проведения открытых слушаний, декларирования конфликта интересов. Запретить принятие важных решений в области здравоохранения, законопроектов и поправок к законам без проведения открытых слушаний по утвержденному регламенту.
2. Провести до 15.02.2010. общественные слушания по проекту ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств».
Председатель Саверский А.В.
Ответственный секретарь Старченко А.А.