Внесено на рассмотрение Совета
Саверским А.В.
Принято заочным голосованием Совета
с 20.02.07. по 12.03.07.
РЕШЕНИЕ № 3/зр от 12.03.07.
О создании рейтинга родильных домов
Постановлением Правительства РФ № 852 от 30 декабря 2005 г. введены в действие родовые сертификаты для беременных женщин. Родовые сертификаты расширили права женщин на выбор женских консультаций и родильных домов (родильных отделений стационаров) для оказания акушерско-гинекологической помощи:. Однако право выбора остается декларативным, поскольку не решен вопрос о доступности и качестве информации, на основании которой женщина могла бы делать свой выбор в пользу того или иного роддома (родильного отделения стационара).
Сегодня при выборе беременные женщины вынуждены ориентироваться на непроверенную информацию, размещенную в различных СМИ, включая интернет, а так же - на слухи и домыслы.
Государство, в свою очередь, не имеет обратной связи с пациентками, что не позволяет ему делать обоснованные выводы об удовлетворенности пациенток оказываемой медицинской помощью и корректировать статистику смертности и осложнений, полученную от акушерских стационаров, в соответствии с данными, полученными от граждан.
Единственной надежной информацией, на основании которой женщина могла бы осознанно осуществлять выбор роддома (родильного отделения стационара), методов и способов родовспоможения, является статистика о смертности и осложнениях в ЛПУ матерей и новорожденных.
Право граждан на получение такой информации предусмотрено законом:
Согласно п.1 ст.12 Федеральный закона от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Обеспечение пациентов информацией о состоянии дел в родильных домах (отделениях) приведет поначалу к обострению конкурентных отношений в системе здравоохранения, но в итоге приведет к росту правосознания граждан, созданию новой, партнерской и открытой культуры отношений между пациентом и врачом, между медициной и обществом.
Неизбежным последствием такого шага на первом этапе станет отток беременных из ЛПУ с высокими показателями смертности и осложнений в ЛПУ с низкими показателями. В силу того, что ЛПУ экономически заинтересованы в обслуживании высокого числа беременных, это приведет руководство ЛПУ с высокими показателями смертности и осложнений к необходимости переосмысления качества своей работы.
Осуществление общественного контроля за деятельностью родильных домов (отделений), предусмотренное законом, без доступной статистики осложнений и смертности не представляется возможным.
В то же время следует отметить, что создать полностью объективный рейтинг практически невозможно. Ряд родильных домов принимает беременных с изначально высокой степенью риска, как, например, инфекционные и кардиологические. Каждому случаю осложнений и смерти невозможно дать объективную оценку, кроме как через суд, однако количество осложнений и судебных разбирательств сегодня не сопоставимы. В этой связи необходимо создание методологии максимально объективного контроля за случаями смертности и осложнений с учетом того, что на фоне общего количества родов в России будет выявлена средняя величина смертности и осложнений, что будет принято за норму, относительно которой отличие этого показателя по ЛПУ и будет являться индикатором качества медицинской помощи, который может быть зафиксирован в рейтинге.
Анкетирование пациенток на предмет оказанной акушерско-гинекологической, неонатологической помощи позволит государству провести объективный анализ состояния в акушерстве-гинекологии и неонатологии с точки зрения качества медицинской помощи.
Исходя из изложенного Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
РЕШИЛ:
1. Принять к сведению материалы по проблеме, включая Справку "О необходимости создания рейтинга роддомов" и приложения к ней;
2. Признать постановку проблемы актуальной, а предлагаемые меры необходимыми;
3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ рассмотреть вопросы:
* о совместной с Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре разработке анкеты беременной, роженицы и родильницы и рейтинга родильных домов (акушерских отделений стационаров), взяв за основу Приложения № № 1 и 3;
* об анкетировании женщин после оказания акушерско-гинекологической помощи, включая анкетирование через Интернет;
* о запросе статистики смертности и осложнений по родильным домам (акушерским отделениям стационаров) РФ, взяв за основу форму "Информация о родильном доме (отделении)" (Приложение № 2);
* о разработке методологии максимально объективного контроля за случаями смертности и осложнений в акушерских стационарах;
* о проведении в каждом случае материнской и детской смертности экспертиз качества медицинской помощи с представлением результатов этих экспертиз Росздравнадзору;
* о совместном с Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре создании рейтинга родильных домов (акушерских отделений стационаров) РФ и последующем его размещении в территориальных и федеральных СМИ, приняв за основу рейтинга Приложение № 3.
Председатель Саверский А.В.
Ответственный секретарь Старченко А.А.