ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 06.07.2013.
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
1. Страхование граждан от врачебных ошибок является мощным стимулом развития конфликтогенности в медицине, поскольку речь идет о стимулировании конфликтов деньгами. Количество недовольных здравоохранением граждан в России таково, что создание подобного стимула может привести к окончательному разрушению доверия населения к системе здравоохранения и к банкротству самой системы, если будет создана объективная система компенсаций за недостатки помощи.
В то же время, по данным ФФОМС ежегодно в России судебными решениями заканчивается не более 400 дел, из них в пользу пациентов не более 60%, а средняя сумма возмещений по ним составила в 2012 году около 75 тыс. рублей. Таким образом, массовой проблемы практически не существует, но ее можно создать, приняв предложенный закон!!!
В то же время по данным «Лиги пациентов» граждане, обращающиеся за защитой своих прав, не ожидают и не имеют цели получить за смерть близкого человека или тяжкий вред здоровью деньги. Не более 5% всех жалоб пациентов на сегодняшний день стимулировано деньгами. В основном это происходит в негосударственном секторе медицины, где наиболее ярко выражена «психология потребителя» медицинской услуги — стоматология, например. В представлении остальных пострадавших справедливость означает наказание виновного медработника вплоть до лишения его права заниматься медицинской деятельностью, «чтобы другим не вредил» (это – административная ответственность, которой сегодня нет и которую следует создать, прежде всего). Такова часть российской культуры, отличной, например, от американской, где судятся по каждому поводу, особенно, за деньги.
Финансовая компенсация нужна только тогда, когда речь идет о необходимости получить дорогостоящее лечение. Такие случаи относительно редки, поскольку в России презюмируется бесплатная медицинская помощь. Не следует забывать про льготы и компенсации инвалидам. Все остальное решается в суде, но данный проект закона не упрощает для пациента получение этих денег.
2. Предложенный механизм страхования влечет за собой «вскипание цен в замкнутой системе». Цена страховки будет включаться в стоимость услуги и привлекать к себе новых истцов. Новые иски начнут новый виток затрат, что увеличит стоимость страховки, которая снова «ляжет» на расходы здравоохранения и т.д. Этот инфляционный процесс удорожания здравоохранения, однажды запущенный, остановить невозможно, как показывает практика других стран.
3. Основная ответственность, которая имеется у медицинских организаций сейчас, не покрывается предложенным проектом, поскольку компенсация морального вреда не включается в страховое покрытие согласно п.б ч 2 ст 6 проекта. Тогда ЛПУ заплатит дважды: и страховую премию по закону, и компенсацию морального вреда в суде.
4. Данное в проекте закона определение «врачебная ошибка – действие либо бездействие медицинской организации, а равно действие либо бездействие ее медицинского работника, повлекшее, независимо от вины медицинской организации и ее медицинского работника, причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи», - не верно, поскольку из данного определения следует, что если врач действовал не верно (нарушил законы, стандарты и пр.), но вред не наступил, то это — не ошибка. В то же время ошибкой может считаться, если врач действовал согласно закону, приказу и пр., но пациент погиб, но в чем же тогда ошибка врача?
Проблема определения подтверждается и в тексте самого проекта оборотами, типа «порядок установления причинно-следственной связи между врачебной ошибкой и причинением вреда жизни и здоровью пациента» (Ст. 10) и т. п. Но в проекте понятие «врачебная ошибка» уже включает в себя причинение вреда здоровью и жизни. Получается, что речь идет об установлении связи ошибки с самой собой. Или определением, собственно, врачебной ошибки следует считать только «действие либо бездействие медицинской организации, а равно действие либо бездействие ее медицинского работника», - что не имеет никакого смысла.
С этой точки зрения определение страхового случая, данное в проекте закона, если заменить понятие врачебной ошибки ее определением, не выдерживает никакой критики.
По мнению авторов Словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, под ошибкой понимается неправильная мысль или неправильное действие, неточность, неправильность, заблуждение .С точки зрения логики, ошибка представляет собой неправильное умозаключение, рассуждение, вызванное нарушением законов мышления .
В целом, «Врачебная ошибка - это нарушение качества или безопасности медицинской помощи, а равно иной допущенный ее недостаток, совершенный врачом в состоянии обоснованной уверенности в правильности своих действий, притом, что по обстоятельствам дела он не мог осознавать неправильности своего действия (бездействия), не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должен был или не мог их предвидеть» (определение составлено с учетом ст. 28 УК РФ).
Полагаю, что не врачебная ошибка должна быть основанием для компенсаций, а недостаток медицинской помощи (нарушение закона, иных нормативно-правовых актов, приказов, договора, обычно предъявляемых требований), повлекший за собой вред для жизни или здоровья гражданина.
5. Сегодня в гражданском суде пациент доказывает недостаток медицинской услуги, вред здоровью или жизни и связь между недостатком и вредом. Вина медицинской организации презюмируется, пока она не докажет, что вред наступил не по ее вине. Все это происходит перед судьей. А теперь все то же самое пациент должен будет проделать перед комиссией. Но комиссии порасследованию, создаваемые и возглавляемые представителем органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения при участии чиновников из этой же сферы, не могут быть объективными судьями по делам о правах пациентов, поскольку подавляющая часть страхователей (т.е. медицинских организаций) принадлежат субъекту РФ (или муниципальным образованиям этого субъекта).
Сам факт жалобы пациента является, по существу, жалобой на их учреждения. Сейчас в судах третьим лицом на стороне учреждений здравоохранения нередко выступает правительство субъекта РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения как собственник и учредитель ответчика. Налицо прямая имущественная и ведомственная заинтересованность указанных лиц в исходе дела. Такая комиссия будет защищать медицинские организации, а не пациентов.
Более того, поскольку квалифицирующим обстоятельством для выплаты компенсации будет служить инвалидность, то субъекты будут стараться не давать инвалидность гражданам. А ведь даже сегодня жалобы в этой сфере стоят на первом месте по числе обращений в «Лигу пациентов».
Большая часть членов комиссии, государственных и муниципальных служащих, войдет в ее состав по приказу своего руководства.
Работа в комиссии будет входить в их служебные обязанности, за исполнение которых член комиссии получает заработную плату. В этом случае норма законопроекта, устанавливающая, что комиссия будет работать на общественных началах, не соответствует действительности.
6. В проекте закона не описана детально процедура подготовки дела к слушаниям на комиссию. А ведь необходимо подготовить исследовательскую часть решения (медицинскую карту, которая включает порой сотни листов, написанных «для прокурора», и другие документы) для каждого члена комиссии; сформулировать вопросы, требующие специальных познаний в медицине, позицию по делу.
Фактически, этой подготовкой будут заниматься сотрудники органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения со всеми вытекающими последствиями, касающимися ведомственных интересов, и по аналогии с работой клинико-экспертных комиссий субъектов РФ, задачей которых является даже защита интересов врачей в суде (так было в Москве до 2007 согласно положению о КЭК ДЗМ). Эти комиссии так же состоят из чиновников местного здравоохранения, в их задачи входит разбор конфликтов с пациентами, и они почти никогда не бывают на его стороне. В положениях о некоторых КЭК записано напрямую, что их члены обязаны отстаивать интересы врачей в судах.
Комиссия в установленном законопроектом составе не способна вести полноценное расследование. Поскольку ее члены – не юристы, они не имеют должного представления о системе сбора доказательств, предмете и средствах доказывания, распределении обстоятельств, подлежащих доказыванию сторонами, порядке ведения процесса, объективных и субъективных сторонах деяния, принципах сбора и оценки доказательств, отношении к делу сторон, связи причин и следствий, формулировании вопросов перед экспертами и определении состава экспертной комиссии, не говоря уже о сложностях с процедурой принятия решений в рамках комиссии по расследованию. Полагаю, что сложности расследования и принятия решений не описаны в законопроекте не случайно.
Любая попытка регламентировать работу комиссии оборачивается выводом, что выполнить эту работу без специальных познаний в юриспруденции, аппарата и расходов на проведение расследования невозможно.
Расследованием (следствием, дознанием), по нашему мнению, должен заниматься орган, состоящий из юристов и врачей-консультантов. Он должен принимать юридически значимые решения и готовить заключение по делу для страховщика. Наиболее оптимально данный орган определяется, как Уполномоченный по правам пациентов при Президенте РФ (с уполномоченными в субъектах РФ). Это может быть так же и Росздравнадзор, но тогда к его кадровому составу должны быть применены вышеуказанные требования.
В этой схеме Росздравнадзор дает заключение по делу о страховом случае для страховой компании в досудебном порядке. При несогласии с решением Росздравнадзора, создается конфликтная комиссия, куда на паритетных началах могут войти и защитники пациентов, а решение уже этой комиссии страховая компания может обжаловать в суд под угрозой выплаты неустойки за недобровольную выплату страховой суммы пострадавшему. Эта схема грешит тем, что тогда Росздравнадзору, вместо суда, придется на себя брать миссию по установлению степени вины и размера вреда, что весьма непросто со многих точек зрения, однако не более сложно, чем сегодня это происходит в судах.
7. Согласно п.4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, … лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы. Однако проект закона не предусматривает такой возможности, исключая таким образом ситуации, когда страховщик может признать случай страховым самостоятельно.
Непредусмотрена так же процедура страховой выплаты по уже имеющемуся решению суда, в котором страховая компания, хотя и не участвовала, но судом были установлены необходимые условия наступления ответственности: дефект, вред, связь и гражданско-правовая вина.
Здесь авторами проекта не учтена сила преюдиции, и хотя страховщик вправе не выплачивать страховку по такому случаю, но тогда, если жалоба пациента на его отказ будет признана судом обоснованной, страховщик должен заплатить штраф за недобровольное удовлетворение требований пострадавшего, предложенный в проекте закона, в ч. 1 ст. 13 или в ч.6 ст. 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» (50 % от суммы, взысканной судом).
8. Согласно проекту пациент получает против себя не только комиссию по расследованию, но и страховщика, которому не выгодно расставаться с деньгами и платить страховку - следовательно, он будет защищать медицинскую организацию против пациента.
Никто не может обязать страховую компанию заплатить деньги в досудебном порядке, если она не согласна с решением комиссии. А тянуть деньги с выплатами ей выгодно. Это значит, что почти каждое решение комиссии о выплате будет обжаловано в суде страховщиком. Как минимум для исключения этого явления необходимо ввести штрафы для СК за недобровольное погашение страховых выплат.
9. Согласно ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании» страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, не вправе осуществлять иную страховую деятельность, кроме деятельности по медицинскому страхованию.
Таким образом, одни и те же компании не могут заниматься и медицинским страхованием, и страхованием пациентов от ошибки.
Это должно быть указано в законе.
Президент «Лиги пациентов»
А.В. Саверский