Отзыв на
1. Закон принимается в отсутствие концепции социального обслуживания (а лучше социального обеспечения или помощи), что не позволяет оценить качество его концептуальных решений и выстраиваемую систему отношений в развитии.
2. Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации без его согласия, что с учетом платности некоторых видов соцуслуг будет приводить к огромному числу злоупотреблений, поскольку будет позволять решать за гражданина, что ему нужно, когда он недееспособен, за его же деньги. Согласно п.1 ст.8 проекта соцуслуги предоставляются на основании добровольного согласия гражданина. При этом в п.1 ст. 13 сказано, что социальное обслуживание (не услуга) осуществляется на основании письменного заявления. Возникает ощущение манипулирования порядком признания находящимся в трудной жизненной ситуации и порядками предоставления услуги и обслуживания с целью получения денег от населения за платные услуги. Должен быть заявительный порядок для всех и на всех этапах, и исключительный порядок для тех, кто не может выразить свою волю.
3. Согласно п.2. ст.16 при проведении оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальном обслуживании учитываются следующие факторы: 5) психологическое состояние, угроза попадания в социально опасное положение, представляющее опасность для жизни или здоровья. Подобные предположительные формы оценок создают коррупционные механизмы.
4. Согласно п.4. ст.16 критерии оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития. Такие критерии должны быть частью закона, поскольку на основании этих критериев возникает право гражданина.
5. В п.6 ст. 13 сказано, что требования к условиям получения социальных услуг в стационарных, полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) устанавливаются Правительством РФ. В то же время согласно п.3. ст.21 государственные стандарты социальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и являются составной частью регламента предоставления социальных услуг в субъекте РФ. Таким образом, имеется видимое противоречие в компетенции органов власти, или требуются пояснения к терминам.
6. Согласно п. 5 ст 16 порядок оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, согласно п. 3 ст. 5 доступность социального обслуживания населения реализуется путем применения единого на территории субъекта Российской Федерации порядка и регламента предоставления социальных услуг. Таким образом: 1) единых стандартов, регламентов и даже подходов к социальному обслуживанию в РФ больше не будет, что было гарантировано ст. 6 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», что не позволяет не позволяет говорить о системе социального обслуживания в РФ; 2) В проекте закона не установлены важнейшие параметры, на основе которых должно возникать право граждан на социальное обслуживание: критерии оценки индивидуальной нуждаемости граждан; порядок оценки индивидуальной нуждаемости и т.д.. Должны быть созданы базовые перечни, критерии, ниже которого субъект РФ не вправе опускаться.
7. Согласно п.5. ст.17. поставщики социальных услуг вправе оказывать гражданам (семьям) по их желанию (письменному заявлению) дополнительные социальные услуги сверх установленного государственного задания на платной основе. Перечень дополнительных социальных услуг, порядок и условия их предоставления утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Не имеется четкого разграничения платных и бесплатных услуг, что неизбежно приведет к росту сегмента платных услуг. Можно сказать, что закон вовсе не гарантирует гражданам каких-то конкретных бесплатных социальных услуг. П.1 ст.19. (При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях устанавливается плата за проживание, включающая затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря и плату за пользование жилым помещением (плату за наем)) дает основание полагать, что в стационарных условиях вообще все и для всех будет платно, кроме детей. Причем, предел оплаты устанавливается беспредельный — 75 % величины среднедушевого дохода гражданина (семьи), а такая величина устанавливается самим субъектом РФ. Кроме как грабительством попавших в беду людей, это не назовешь. В этой связи в полную декларацию превращается п.2. ст.12: «Гражданину (семье), признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, государство гарантирует социальное обслуживание и получение социальных услуг в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Настоящий закон содержит лишь отсылочные нормы, а потому не содержит никаких конкретных гарантий.