с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

Перечень предложений от 16.11.2012. к «Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года»с учетом предложений членов Совета общественных организаций по защите прав пациентовпри Министерстве здравоохранения РФ

 

 

№ п.п.

Текст Стратегии

Предлагаемые изменения

Комментарий

1. 

Стр. 65 Льготные категории граждан: определяются в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и могут быть расширены за счет льготных категорий, социальная помощь которым входит в настоящее время в расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

Формулировка требует редактирования, т.к слова «могут быть» подразумевают возможность не включения региональных льготников.

 

2.         

Стр. 60

1. Стандарты медицинской помощи и Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Лекарственная помощь осуществляется за счет ОМС по ограничительному перечню лекарственных препаратов (по международным непатентованным наименованиям МНН), формируемому на основании утвержденных стандартов медицинской помощи, экономической целесообразности и доказательной медицины. Процедура формирования и пересмотра перечня утверждается Правительством Российской Федерации. Любые корректировки перечня допускаются одновременно с корректировкой тарифов и общих лимитов финансирования системы.

 

 

Стр. 60

1. Стандарты медицинской помощи и Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Лекарственная помощь осуществляется за счет ОМС по ограничительному перечню лекарственных препаратов (по международным непатентованным наименованиям МНН), формируемому на основании утвержденных стандартов медицинской помощи, экономической целесообразности и доказательной медицины. Процедура формирования и пересмотра перечня утверждается Правительством Российской Федерации. Любые корректировки перечня допускаются одновременно с корректировкой тарифов и общих лимитов финансирования системы.

Назначение и применение лекарственных препаратов не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

 

Формулировка приведена в соответствие статье 37  ФЗ 323

3.    

Стр. 77

В программу возмещения целесообразны для включения только рецептурные препараты, в соответствии с установленным Перечнем лекарственных препаратов. Вместе с тем, при реализации дифференцированной модели возмещения необходимо введение различных типов рецептов для различных типов болезней, поскольку уровень возмещения препарата попадает в зависимость от типа заболевания.

 

В программу возмещения целесообразны для включения только рецептурные препараты, в соответствии с установленным Перечнем лекарственных препаратов, за исключением случаев их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. Вместе с тем, при реализации дифференцированной модели возмещения необходимо введение различных типов рецептов для различных типов болезней, поскольку уровень возмещения препарата попадает в зависимость от типа заболевания.

Формулировка приведена в соответствие статье 80  ФЗ 323

4.    

Стр. 13

        Стимулирование использования дженерических лекарственных препаратов;

Стимулирование использования дженерических лекарственных препаратов, соответствующих необходимым критериям эффективности и безопасности;

Просим внести данную формулировку (или другую, но с сохранением смысла поправки), т.к. общественность должна быть убеждена, что стимулирование использования дженерических лекарственных препаратов не пойдет в ущерб качеству и эффективности.

5.    

Стр. 11

        Создание специализированного нормативно-правового поля, регламентирующего процесс лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

        Формирование специализированного нормативно-правового поля, регламентирующего процесс лекарственного обеспечения населения Российской Федерации

Фраза входила в противоречие с фразой «основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лекарственного обращения, разработаны и утверждены;» на стр. 10

 

6.    

Стр. 10

        Систематизация и конкретизация  государственных гарантий  в сфере возмещения стоимости лекарственных препаратов в зависимости от групп населения, категорий заболевания;

        Реализация в 2014-2015 гг. пилотных проектов по внедрению разных схем возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении (Приложение 6) и схем получения пациентами лекарственных препаратов  (Приложение 10);

ñ Внедрение механизмов управления финансовыми рисками при реализации моделей возмещения стоимости лекарственных препаратов при амбулаторном лечении. В том числе, создание механизмов разделения финансовых рисков между государством и производителями дорогостоящих инновационных лекарственных препаратов, необходимых  для лечения социально-значимых заболеваний.

ñ  и далее по тексту.

 

Необходимо уточнить в тексте о возмещении кому идет речь (Производителю? Аптеке? ЛПУ? Пациенту?).

7.    

Стр. 14

        Развитие государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов на всех этапах обращения лекарственных средств, государственного регулирования клинических исследований лекарственных средств, совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе соответствующей стандартизации;

        Развитие государственной и общественной систем контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов на всех этапах обращения лекарственных средств, государственного регулирования клинических исследований лекарственных средств, совершенствование контрольно-надзорной деятельности на основе соответствующей стандартизации;

 

8.    

 

Стр. 25

В таблицу «I. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование лекарственного обеспечения граждан» добавить строку о совершенствование нормативного правового регулирования системы закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд с целью приведение их в соответствие с основными принципами формируемой системы лекарственного обеспечения.

 

9.    

Стр. 15

        Поддержка и развитие «школ пациентов» и расширение просветительской деятельности в сфере лекарственного обеспечения с целью формирования у населения навыков ответственного самолечения;

        Поддержка и развитие «школ пациентов» и расширение просветительской деятельности в сфере лекарственного обеспечения с целью формирования у населения навыков ответственного применения лекарственных средств;

 

10.               

 

 

Предусмотреть систему выравнивания возможностей между субъектами РФ для достижения равенства прав граждан.

11.                        

 

 

Переоценить статус БАДов, которые замещают часть рынка лекарств, но лекарством не являются, и регулируются законодательством «О качестве пищевой продукции», не обладая доказанной товарной ценностью, характерной для лекарств — клиническими исследованиями.

12.                        

стр. 5

цель Стратегии 

Формирование рациональной и сбалансированной  с финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней системы лекарственного обеспечения населения для удовлетворения потребностей здравоохранения страны в доступных, качественных и эффективных лекарственных препаратах

Максимально возможное удовлетворение граждан России в лекарственных средствах.

Предлагаемое определение под словом «возможное» имеет всю ту сложную конструкцию, которая дана в проекте, и которая выглядит, как попытка спрятать ся за недостатки бюджет. Но пациент не должен доказывать государству, что у того есть деньги, но в других местах. Цель не может состоять в том, что бы обеспечивать здравоохранение, а все-таки пациентов.

13.                        

стр. 7:

Приоритеты государственной политики Российской Федерации в области лекарственного обеспечения

 

Солидарное  участие граждан и государства

Солидарное  участие граждан и государства - удалить

Солидарность не может быть приоритетом политики государства в этой сфере, поскольку это — лишь один из вынужденных механизмов, вводимых из-за недостатка финансов, и не во всех звеньях (в стационарах ведь нет такого приоритета). Посему это — не приоритет, а вынужденная мера.

14.                        

Стр. 13

Задача 4. Оптимизация системы обращения лекарственных средств, гарантирующей их безопасность, эффективность и качество.

Для решения этой задачи предусматривается:

 

 

- приведение в соответствие с современными требованиями доказательств эффективности и безопасности лекарств, зарегистрированных до 2000 (?) года;

- развитие системы общественного контроля в сфере лекарственного обеспечения.

Первое, к вопросу об инвентаризации ЛС, не имеющих доказанной эффективности и безопасности.

 

15.                        

Стр. 20

 

Нормативно-правовое обеспечение реализации Стратегии

Задача 1. Формирование системы рационального назначения и использования лекарственных средств.

ñ    Принятие поправок к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части персональной ответственности медицинского работника за правильность и рациональность назначения лекарственных средств.

Принятие поправок к Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в Кодекс об административных правонарушениях в части персональной ответственности медицинского работника за правильность и рациональность назначения лекарственных средств.

Полагаю, что автора проекта не имели в виду трудовую или уголовную, но тогда надо упоминать КОАП. Без изменений в нем упоминание ответственность будет декларативным.

16.                        

Стр. 50-51

Компенсационные схемы по типу источника финансирования

 

Схемы по типу источника финансирования

Описаны ОМС и ДМС, но разве страхование — это компенсационная схема финансирования. Очень дискуссионно! Зачем? Просто — «схема финансирования»

17.                        

Стр. 52-53

Компенсационные схемы по механизму объединения средств

1.     ... Средства на лекарственные препараты компенсируются в соответствии с тарифным соглашением как часть медицинской услуги за единицу услуги, либо в рамках законченного случая.

Схемы оплаты по механизму объединения средств

То же самое.

Это – не компенсация, а оплата услуг по ОМС или согласно заказу. Здесь нет оплаты за кого-то, когда он сначала заплатил сам. Работу, сделанную вперед, тоже не компенсируют — за нее платят по факту завершения. В послденей фразе тоже нет компенсации — ведь речь идет о тарифном соглашении за исполнение услуги и его исполнение, - это просто оплата услуг по тарифу.

18.                        

Стр. 54-55

Компенсационные схемы по механизму участия пациентов

Схемы участия пациентов

схемы — соплатежи государства, здесь нет компенсационного механизма, государство оплачивает лекарство (товар) в рамках своих гарантий и обязательств.

19.               

Стр. 54 1) Фиксированный соплатеж: пациент оплачивает определенную фиксированную сумму за рецепт, остальная часть возмещается государством.

 

Для расчета размера соплатежа определяется средняя стоимость рецепта. Пациент при получении лекарства оплачивает фиксированную сумму за рецепт, государство доплачивает недостающую сумму аптеке. Преимущество данного вида соплатежа в том, что все застрахованные платят одинаковую сумму, вне зависимости от стоимости лекарства (возможность выровнять затратные и не затратные нозологии в амбулаторном сегменте), у аптеки нет сигналов к безосновательной замене на дорогостоящие препараты и вымыванию сегмента «дешевых» препаратов из ассортимента, так как возмещение государством расходов аптеки на лекарства осуществляется по итоговому балансу, а не по конкретному рецепту.

Недостатком такой системы, прежде всего для пациента, является необходимость оплачивать фиксированную сумму, даже если лекарственный препарат оказался дешевле. Расчет средней стоимости платежа требует регулярного пересмотра и принятия решения по изменению размера соплатежа, либо увеличению доли государственных расходов, что также ограничивает его использование.

Недостатком данной системы является падение спроса на дешевые лекарства из-за их (рецепта) цены и, одновременно, их подорожания из-за низкого спроса и цены среднего рецепта, стремясь к стоимости этого рецепта, а вместе с ними (нижняя граница) будет дорожать и средняя цена рецепта.

Дополнить

20.               

Стр. 53

2.                 Формирование персонального страхового резерва с лимитом потребления (накопительный счет).

Негативные стороны:

- человек не должен и не готов платить за лекарства, которые ему пока не нужны, поскольку это будет означать приглашение болезни, что не правильно с точки зрения психологии, в частности, и в масштабах общества.

Дополнение.

21.                        

Стр . 59

1.                Полис ОМС и рецепт. Документами, подтверждающими право застрахованного гражданина на получение необходимого лекарственного средства, выступают полис обязательного медицинского страхования и рецепт врача (фельдшера). Вопрос с выборе субъекта, за которым закрепляется финансовая ответственность за выписку рецепта, должен определяться в рамках долгосрочных перспектив развития системы лицензирования и контроля профессиональной деятельности медицинских специалистов (медицинская организация или индивидуальная ответственность, с созданием профессиональной саморегулируемой организации врачей).

1. Паспорт и рецепт. Документами, подтверждающими право застрахованного гражданина на получение необходимого лекарственного средства, выступают паспорт (свидетельство о рождении, иной документ, удостоверяющий личность гражданина по закону) и рецепт врача (фельдшера). Вопрос с выборе субъекта, за которым закрепляется финансовая ответственность за выписку рецепта, должен определяться в рамках долгосрочных перспектив развития системы лицензирования и контроля профессиональной деятельности медицинских специалистов (медицинская организация или индивидуальная ответственность, с созданием профессиональной саморегулируемой организации врачей).

Согласно ст. 41 Конституции РФ граждане, а не застрахованные лица вправе получать медицинскую помощь в ЛПУ. ОМС — лишь механизм реализации права на помощь, и он не должен ограничивать право. По паспорту не составляет проблем провести идентификацию гражданина в системе ОМС.