Право на лекарство (краткое изложение правовой платформы)
Вниманию участников Общероссийского форума по здравоохранению ОНФ
1. Согласно нижеприведенным нормам права можно утверждать, что любое лекарство, необходимое гражданину России, он вправе получить бесплатно, как в стационаре, так и амбулаторно.
В международном праве следует отметить:
ст. 12 Международного пакта социальных, культурных и экономических прав, где говорится о том, что государства-участники принимает меры к достижению гражданами наивысшего достижимого уровня здоровья. Такой уровень не может быть достигнут без необходимых лекарств;
ст. 24 Конвенции о правах детей, согласно которой дети вправе рассчитываю на доступ к наиболее совершенным медицинским средствам;
ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, согласно которой государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, согласно государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).
конституционная норма права на бесплатную медицинскую помощь (которая включает лекарственную — смотрите ниже), в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 41 Конституции РФ);
Базовая программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
стандарты медицинской помощи, а в случае отсутствия таковых — решение врачебной комиссии;
различные перечни и льготы.
При этом:
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ № 323);
Стандарт медицинской помощи ... включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: … зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз)... (там же).
Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а так же стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ №323).
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п.4 ст.35 ФЗ № 326).
Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств... (п.6 ст. 35 ФЗ № 326).
Указанная конструкция, таким образом, дает право каждому на бесплатное лекарство. Избыточность наличия перечней и льгот, когда согласно стандартам и врачебным комиссиям лекарства являются бесплатными, лишь порождает иллюзию того, что то, что не входит в перечни, нельзя получить бесплатно. В действительности, это не так.
2. Недопустимо, чтобы больной человек покупал себе лекарства, особенно ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ!
3. Необходимы расчеты стоимости для государства всей системы лекарственного обеспечения, чтобы было ясно, о каких цифрах идет речь, но уже сейчас ясно, что они не критичный даже для бюджета здравоохранения.
4. Пока пациенты покупают лекарства за свой счет, нельзя сообщать Президенту РФ, что денег в здравоохранении достаточно.
5. Для стимулирования пациентов к выполнению назначений врача (потребление бесплатных лекарств) допустимо взимание платы за рецепт (налог на рецепт) для компенсации расходов на содержание аптек, дилеров, транспорта, хранения и пр.