с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

Таблица поправок к проекту

федерального закона «Об основах здоровья граждан в РФ»

 

№ п/п

Текст законопроекта

(статья в которую предлагается внести поправку)

Текст 

предлагаемой поправки

Текст законопроекта,

с учетом предложенной поправки

 

 

Пояснения

1.              

Проект федерального закона «Об основах здоровья граждан в РФ»

 

 

Проект федерального закона «О медицинской помощи в РФ»

 

Кроме граждан, закон действуют в отношении иностранцев и иных лиц. В законе не описана система охраны здоровья – безопасность на производстве, качество воды, пищи, воздуха и т.п., а описана система оказания медицинской помощи.

2.              

Статья 2.

1) здоровье - состояние полного физического и психического благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

 

 

 

Статья 2. 

1)      Здоровье -способность человека в целом, всех частей и уровней его организма осуществлять нормальную жизнедеятельность.

.

 

Согласно данному определению человек без обеих ног может считаться здоровым: он может чувствовать себя вполне  благополучно на коляске; заболеваний у него может не быть и расстройств функций органов и систем тоже, а ног при этом просто нет, поэтому их невозможно расстроить или считать больными.  Кроме того, у трупа тоже нет заболеваний и расстройств. Нельзя давать определения через отсутствие чего бы то ни было, поскольку это не дает точного ответа на вопрос, что же есть само явление. Кроме того, получается, что охрана здоровья – это охрана состояния полного благополучия. Предлагается иное определение, которое лучше подходит и смыслу мероприятий по охране здоровья и которое лучше отражает положение человека без обеих ног.

3.              

Статья 2.

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость;

5) медицинское вмешательство - любые выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских манипуляций и (или) медицинских обследований;

 

 

Статья 2.

3) Медицинская помощь – медицинское вмешательство, оказываемая вне зависимости от возмещения затрат на его осуществление;

4) Медицинская услуга – медицинское вмешательство, оказываемое исполнителем возмездно.

5) медицинское вмешательство  – воздействие на организм или психику человека медицинским работником с целью профилактики, диагностики, лечения или реабилитации.

 

В проекте смысл разделения приведенных понятий отсутствует, кроме указания на стоимость, которая сама по себе не имеет никаких правовых последствий, тем более, что даже безвозмездная помощь может быть выражена стоимостью. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» четко указывает юридически значимую грань услуги, отделяя ее от остальной деятельности понятием «возмездность». Предлагается использовать именно этот критерий, если авторам важно экономическое разделение понятий.

 

Вмешательство, помощь, услуга – это действия, как и виды манипуляций или обследований. Например, прием таблеток, в данное в проекте определение не укладывается, потому что прием таблеток - не вид манипуляции… Исследования не относятся к медицинскому вмешательству, поскольку здесь основная цель не медицинская – лечение, профилактика и т.п., - а научная. В ходе исследований нельзя обещать медицинского результата, поскольку результат не известен. Поэтому данное действие из определения исключено.

4.              

Статья 2. 9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания или от его состояния;

 

которое нуждается в медицинской помощи, или

Статья 2. 9) пациент - физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи. или которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания или от его состояния.

 

Согласно данному в проекте определению человек с инсультом на улице – не пациент, потому что еще никуда не обратился. В этом смысле в законе не описано  движение системы здравоохранения к  пациенту. По проекту система работает лишь тогда, когда считает нужным (профидактика, эпидемии) или когда пациент сам пришел. Но нужно, чтобы и система шла человеку навстречу, когда ему плохо. Поэтому важно добавить, что пациент – это лицо, нуждающееся в помощи.

5.              

Статья 2.

17) состояние - возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов изменения организма, требующие оказания медицинской помощи;

 

 

Исключить

Состояние – это не изменения организма. Примените это определение к определению «здоровья» в проекте, которое  определено, как состояние, и получится полная бессмыслица. Не вижу необходимости в отдельном понятии «состояние».

6.              

Статья 2.

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

 

 

 

Статья 2.

17) Качество медицинской помощи – степень соответствия медицинской помощи требованиям законов, нормативно правовых актов (приказов, стандартов и порядков), а в случае отсутствия таковых - требованиям договора или обычно предъявляемым требованиям к данным видам помощи, включая требования учебной и научно-методической литературы,

 

Степень достижения запланированного результата – один из критериев качества, для медицины не всегда достижимый и очень опасный в юридическом смысле, что следует из закона о защите прав потребителей. Качество – величина сравнительная. Сравнивать можно только с тем, что юридически значимо – с выполнением законов, приказов и т.д. Если выполнил – то качество надлежащее.

Предложенное определение составлено с учетом ст. 309 ГК РФ и закона о защите прав потребителей. Оно позволяет очень четко оценить качество МП не по абстрактной совокупности характеристик, а по тому, что именно выполнено, а что именно нарушено из существующих предписаний.

7.              

Статья 4.Основные принципы

охраны здоровья

 

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

 

6) доступность медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

7) приоритет профилактики и наиболее раннего выявления заболеваний в сфере охраны здоровья;

9) достаточность медицинской помощи;

10) своевременность медицинской помощи

11) открытость системы здравоохранения;

12) безопасность в сфере охраны здоровья

 

 

Статья 4.Основные принципы

охраны здоровья

 

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность медицинской помощи

и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

7) приоритет профилактики и наиболее раннего выявления заболеваний в сфере охраны здоровья;

8) соблюдение врачебной тайны.

9) достаточность медицинской помощи;

10) своевременность медицинской помощи

11) открытость системы здравоохранения;

12) безопасность в сфере охраны здоровья

См. п.п. 7-9,11-14 поправок.

8.              

Статья 10.      Доступность медицинской помощи

 

Доступность медицинской помощи обеспечивается:

5) предоставлением медицинской организацией в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи гарантированного объема медицинской помощи;

 

 

Статья 10.      Доступность медицинской помощи

 

Доступность медицинской помощи обеспечивается:

5) предоставлением в государственных и муниципальных учреждениях медицинской помощи  гражданам бесплатно и своевременно в достаточном объеме.

 

 

Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь гражданам оказывается в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно за счет… Нельзя читать Конституцию «бесплатно за счет гражданина» Конституция ничего не говорит о гарантиях и объеме помощи. Она говорит, где бесплатно. Это является запретом для учреждений брать деньги с граждан за медпомощь.

Не может быть дополнительной медицинской помощи, потому что медицинская помощь обладает принципом достаточности для профилактики, диагностики, лечения и пр. Если не обладает достаточностью, то ее нельзя считать медицинской помощью в полном смысле. Нельзя так же вылечить пневмонию дополнительно к гарантированному излечению, то есть стандарты должны быть достаточными для излечения. А если они достаточны, то зачем еще что-то дополнительное – ведь всякое вмешательство не безопасно.

9.              

Статья 11.Недопустимость отказа

в оказании медицинской помощи

 

1.      Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками этой медицинской организации не допускается.

2.      Медицинская помощь медицинской организацией и медицинским работником в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3.      За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.      Отказ гражданам в предоставлении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях не допускается. Взимание с граждан платы за ее оказание в государственных и муниципальных учреждениях не допускается. Требования выполнения каких-либо иных условий, кроме подтверждения гражданства Российской Федерации (кроме случаев экстренной помощи. при которой не требуется подтверждение гражданства), при обращении гражданина за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения не допускаются.

 

Статья 11.Недопустимость отказа

в оказании медицинской помощи

 

1.      Отказ гражданам в предоставлении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях не допускается. Взимание с граждан платы за ее оказание в государственных и муниципальных учреждениях не допускается. Требования выполнения каких-либо иных условий, кроме подтверждения гражданства Российской Федерации (кроме случаев экстренной помощи. при которой не требуется подтверждение гражданства), при обращении гражданина за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения не допускаются.

2.      Медицинская помощь медицинской организацией и медицинским работником в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3.      За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. пояснения в п.8

Недопустимость отказа в помощи является частью принципа доступности, изложенного в ст. 10 проекта. Поэтому предлагается объединить ст. 10 и 11. См. п.7 поправок (столбец 4, п.6)

В ч.1 ст. 11 не учтены нормы, обязывающие застрахованных лиц предъявлять полис ОМС (ч.2. ст. 16 ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании), что является коллизией по отношению к ст. 11 проекта, поскольку здесь дан исчерпывающий перечень условий, и полис ОМС является дополнительным к ним. Если закон об ОМС не будет гармонизирован, коллизия сохранится.

 

10.          

Статья 12.Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

 

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:…

2) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

Статья 12.Приоритет профилактики и наиболее раннего выявления заболеваний в сфере охраны здоровья

 

2) осуществления мероприятий по предупреждению и наиболее раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

 

Статья 12.Приоритет профилактики и наиболее раннего выявления заболеваний в сфере охраны здоровья

 

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:…

2) осуществления мероприятий по предупреждению и наиболее раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними;

Не только профилактика, но и наиболее раннее выявление заболеваний должно быть принципом системы здравоохранения