На конференции «Оргздрав-2016» много говорили о финансировании. Это больной вопрос для здравоохранения, но сейчас, похоже, он становится смертельным. «У нас в истории страны всякие ситуации бывали, — заметил директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, вице-президент РАН Владимир Стародубов. — Но вот вчера я прочитал, что главный врач одного учреждения объявил голодовку. Догадайтесь, по какой причине. Не дают финансирования, чтобы он свою больницу обеспечил. Думаете, ему деньги прислали? Нет, комиссию».
Пожалуй, все знают, что в России самые низкие в Европе государственные расходы на здравоохранение: 3,6-3,7 процента ВВП. Даже Турция нас обогнала. В 2015 году в России финансирование здравоохранения в натуральном выражении снизилось на 18 процентов по сравнению с 2013. Но даже эти средства расходуются несправедливо. Самые богатые регионы тратят на медицину небольшую часть своих доходов. Для Москвы, например, это всего 3 процента регионального валового продукта. А вот бедные регионы выкладывают на здравоохранение и по 18, и по 19 процентов. Думаете, в результате на среднего пациента в регионах тратятся одинаковые суммы? Вовсе нет. Средние по России 20 тысяч рублей в год — средняя температура по больнице. Где-то расходуют 12 тысяч, а где-то 70 тысяч рублей.
Конечно, это нарушение конституции. Но беда не только в этом. Заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ академик РАН Абел Аганбегян считает недостаток инвестиций в здравоохранение серьезной экономической проблемой. «Главной причиной снижения ВВП в России было сокращение государственных инвестиций по всем линиям. Газпром, Роснефть, Росатом, Ростехнологии, РЖД в 2015 году по сравнению с 2012 снизили инвестиции в реальном выражении на 30 процентов. Сбербанк и ВТБ на 23 процента снизили объем инвестиционного кредитования. В целом инвестиции снизились на 11 процентов. А между тем инвестиции — основной источник экономического роста»,- сказал Аганбегян.
Чтобы изменить ситуацию, нужно перейти к политике форсированных инвестиций, увеличивая на 10 процентов в год расходы на экономику знаний — науку, образование, информационные технологии, биотехнологии и здравоохранение. Где взять средства на это? У государства есть несколько источников. «Основной мешок денег, которые есть в стране, — активы банковской системы. В 2015 они составили 83 триллиона рублей и превысили ВВП. Инвестиционные кредиты из этого источника сегодня составляют 1,2 триллиона, их можно увеличить до 5-8 процентов, как в других странах», считает Аганбегян. Второй источник — 390 миллиардов рублей золотовалютных резервов. Эксперт предлагает каждый год брать из них по 20-30 миллиардов в виде инвестиционных кредитов на срок 5-7 лет. Третий источник — триллион рублей, которые Россия собирается в этом году получить от приватизации. «Четвертое: давайте освободим от налога инвестиции, которые идут из средств предприятий. Их будут больше давать Наконец, наше государство, почти единственное в мире, никому не должно. Наш государственный долг — 3 процента ВВП. Долг европейских государств в среднем 86 процентов, США — 100, Китая — 200. Наше государство может каждый год занимать 20-30 миллиардов — не для того, чтобы проесть, а для того, чтобы пустить на инвестиционные кредиты», — предлагает Аганбегян.
Впрочем, даже в этом случае у государства вряд ли найдутся достаточные средства на медицину. «Поэтому нужно перейти к тому, чтобы люди платили часть страховки на здравоохранение, — считает Аганбегян. — Но для этого им надо поднять зарплату. Можно проиндексировать зарплату процентов на 7-8, и с этой же даты 7 процентов вычитать. Казахстан, как вы знаете, с 1 января 2017 года вводит вычеты из зарплаты на здравоохранение в дополнение к тем расходам, которые он имеет. Нам тоже надо это сделать».
Правда, тогда придется как минимум доказать пациентам, что средства, которые они перечислили из своей зарплаты, тратятся во всех регионах по-настоящему эффективно. Пока, как свидетельствует рейтинг регионов России, впервые составленный специалистами Высшей школы организации и управления здравоохранением, до этого еще далеко. Сейчас, напомню, взнос, который в России работодатель платит за работника в фонд ОМС, составляет 5,1 процента от зарплаты.
источник : alla-astakhova.ru