Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ) намерено организовать третейский суд, в котором будут рассматриваться претензии пациентов к врачам и качеству их работы.
Третейский суд при РОПРЭХ призван защитить врачей – членов общества от необоснованных претензий пациентов. Как пояснил Vademecum секретарь РОПРЭХ Георгий Аганесов, в последнее время выросло количество претензий и судебных исков к пластическим хирургам, не связанных с объективными результатами эстетических операций, а основанных исключительно на субъективной оценке. Нередко такими пациентками движет желание «заработать», получив компенсацию от клиники или пластического хирурга.
В настоящее время РОПРЭХ формирует юридический отдел, в который войдут судмедэксперты Андрей Чертовских и Ваграм Даллакян, адвокат Тимур Маршани и управляющий партнер юридической фирмы Staub Prinzip Ангелина Фитоз, и планирует регистрацию третейского суда в Минюсте и Минздраве.
Инциденты в клиниках пластической хирургии и судебные разбирательства пациентов и пластических хирургов регулярно привлекают внимание общественности и СМИ. За последний год в публичном поле обсуждалось не менее десятка случаев, когда пациенты умирали или получали повреждения в клиниках пластической хирургии. Так, в мае 2015 года СК РФ по Красноярскому краю возбудил уголовное дело по факту смерти пациентки в клинике Сергея Капустина, впоследствии судмедэкспертиза показала, что вины врачей в случившемся нет.
При этом пациенты все чаще пытаются взыскать компенсацию с клиник через суд. Самое значительное требование – 10 млн рублей – в январе 2016 года выставил одной из частных новосибирских клиник пластической хирургии житель Новокузнецка. Его супруга скончалась в клинике после абдоминопластики.
Как говорил в интервью Vademecum пластический хирург, руководитель «Клиники Века», член комитета по этике РОПРЭХ Таир Алиев, действительно неудачные операции одних хирургов приходится переделывать другим. «Помимо маммопластики, часто встречаются неудачная ринопластика, отопластика, абдоминопластика. По поводу ринопластики к нам обращаются примерно 10 человек в год. У большинства из них отсутствует функциональный эффект от операции – не улучшилось дыхание, на эстетические недостатки жалуется только треть пациентов, – рассказывал он. – Приходится устранять и негативные результаты после подтяжки лица. Конечно, я имею в виду реальные недостатки, а не логичные изменения с течением времени. Например, неудачно зашит разрез в том месте, где начинается волосистая часть головы, из-за чего возникают залысины (алопеция). Эту проблему можно решить с помощью пересадки волос. Гораздо более серьезное последствие – повреждение ветвей лицевого нерва, которое влечет за собой большие нарушения. Восстановить их активность можно, но это крайне непросто. Зато сейчас меньше стали исправлять липосакцию, но это связано скорее с тем, что ее в принципе стали меньше делать».
По данным аналитического центра Vademecum, в 2014 году в российских клиниках и отделениях пластической хирургии было выполнено более 115,4 тысячи эстетических операций на общую сумму свыше 10 млрд рублей. В тройку самых популярных вмешательств вошли увеличение груди, блефаропластика и подтяжка лица.
Досудебное урегулирование споров в медицине давно обсуждается на разных уровнях. Например, в 2014 году Нацмедпалата заявляла о создании третейских судов при региональных врачебных палатах, а Росздравнадзор планировал разработать механизм досудебного урегулирования споров в сфере здравоохранения. Бесплатными медиаторами и третейскими судьями предлагалось стать специалистам региональных общественных советов по защите прав пациентов и врачебных палат. Параллельно развиваются самостоятельные центры и организации по медиации в сфере медицины.
источник : www.vademec.ru