с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Врач горит - больному горе
15 Июня 2016 г.

Исследования утверждают, что каждая третья смерть - результат врачебной ошибки. Эта статистика удручает и заставляет задуматься: если каждый может ошибаться, то каждый ли заслуживает прощения? Где граница между добросовестным заблуждением и преступной халатностью? Имеет ли врач право на ошибку и кто оплатит его промахи?

 

РУБЛЕМ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ

Правительство внесло в Госдуму законопроект, вводящий с 1 января 2017 года в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новые виды штрафов за нарушения в сфере здравоохранения.

Так, штрафы (от 1 тыс. до 500 тыс. рублей) предусматриваются за нарушение правил оказания медицинской помощи, неправильное проведение медицинских экспертиз, нарушения в сфере обращения лекарств, отказ в оказании медицинской помощи, нарушение права гражданина на выбор врача и другие провинности в работе медицинских учреждений и аптек. Кстати, большинство штрафов грозят должностным и юридическим лицам, и только немногие касаются напрямую врачей, которым придется расплатиться, в частности, за нарушение правил назначения лекарств (от 5 тыс. до 20 тыс. рублей).

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства пояснил, что “сейчас в области охраны здоровья и обращения лекарственных средств есть ряд обязательных требований, за нарушение которых сегодня практически никто не отвечает”. Авторы законопроекта надеются сделать контрольно-надзорную деятельность, предупреждение и пресечение нарушений в сфере здравоохранения более эффективными.

Однако, считают в общероссийской общественной организации “Лига защитников пациентов”, законопроект неполноценен без наказания за неправильный диагноз и ошибочно назначенное лечение. Как заявил в эфире радио “Говорит Москва” ее президент Александр Саверский, организация намерена добиться включения этих положений в проект закона.

ОШИБКА ЕСТЬ, А СЛОВА НЕТ

Между тем вопрос качества работы медиков и охраны здоровья пациентов настолько сам по себе больной и сложный, что рецепт его решения до сих пор не найден.

Главным документом, закрепляющим права пациентов и регламентирующим действия медицинских организаций, является Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, принятый в ноябре 2011 года. Он говорит о праве граждан на медицинскую помощь, определяет порядок и стандарты ее оказания, перечисляет обязанности медиков и фармацевтов. В зависимости от деяния, за причинение вреда здоровью медики несут дисциплинарную, гражданскую, административную или же уголовную ответственность. Вот только специфика предмета такова, что иной раз трудно понять и доказать: халатность ли это, заблуждение, несчастный случай или природная неизбежность.

Стремясь уточнить врачебную ответственность и повысить ее, законодатели время от времени готовят соответствующие документы. Только за последние пару лет таких инициатив было несколько. Кроме уже упомянутых штрафов, еще раньше, в 2014 году, ограничили контакты медработников с представителями фармакологического бизнеса, а врачам запретили получать вознаграждение за выписку препаратов с торговыми наименованиями, привязанными к конкретному производителю. В прошлом году готовился законопроект, предусматривающий наказание для врачей, необоснованно отказавшихся выдать онкобольному наркотический рецепт на обезболивающие препараты; а также документ, предлагающий ввести в Уголовный кодекс отдельную статью о наказании учителям и медикам за денежные поборы…

Активно обсуждался законопроект “Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами”, разработанный еще пять лет назад Минздравсоцразвития РФ. Он предполагал значительные денежные выплаты пациентам и их родственникам в случае беды: при наступлении инвалидности третьей группы - 500 тыс. рублей, второй группы - 1 млн рублей, первой группы - 1,5 млн, в случае смерти пациента - 2 млн. Законопроект не был принят, но в 2013 году Минздрав к нему вернулся. Важно, что документ давал юридическое определение термину “врачебная ошибка” - действие или бездействие, в результате которого нанесен вред здоровью человека. Но поскольку законопроект до сих пор не принят, официально законодательству неизвестно, что же такое - врачебная ошибка.

ДИАГНОЗ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Между тем врачебные ошибки совершаются сплошь и рядом: нелепые, непоправимые, уносящие здоровье и жизни. И зачастую безнаказанные.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) распространяет официальную статистику с указанием основных причин смертности в мире. Это болезни сердечно-сосудистой системы и рак. Затем идут другие болезни и ДТП. Но в этой выкладке не учитываются врачебные ошибки. При этом, по исследованиям американских специалистов, врачебные ошибки заняли бы третье место среди основных причин смерти! Только в США они ежегодно уносят жизни около 250 тыс. пациентов.

В России же, по скромным расчетам Минздрава, ежегодно совершается от 40 тыс. до 50 тыс. врачебных ошибок - и есть все основания полагать, что на самом деле их больше.

Главный терапевт страны Александр Чучалин еще несколько лет назад заявил, что главный бич и причина ранней смертности российского населения - не клятое пьянство, а именно многочисленные врачебные ошибки, ведь не менее трети диагнозов в России ставятся неправильно.

Институт пульмонологии Академии медицинских наук сообщил, что каждый третий случай туберкулеза обнаруживает не доктор, а… патологоанатом. Вот и получается: лечатся от насморка, а умирают от инфаркта.

Опять-таки по информации ВОЗ, в мире врачи справляются с 77% болезней, не излечивают в 23% случаев и вредят 0,7% пациентов. Успешней всего лечат больных с аппендицитом, фурункулами, пневмонией и переломами костей. Хуже справляются с астмой, артериальной гипертензией, диабетом, пороком сердца, шизофренией и наследственными заболеваниями. Ну а больше всех страдают больные с послеоперационными кровотечениями и нагноениями, осложнениями после прививок, аллергией, отеком Квинке, асфиксией и анафилактическим шоком. Кроме того, в качестве основной врачебной ошибки указывается удаление здорового органа вместо больного.

В Лиге защитников пациентов “Солидарности” сообщили, что больше всего жалоб (около 20 ежедневно) приходит в адрес хирургов, гинекологов, стоматологов. При операциях часто задевают соседние органы, оставляют внутри больного инструменты, плохо проводят родовспоможение…

По данным, которые приводит Лига защитников пациентов на своем сайте, ежегодно до 86% случаев материнской смерти можно было бы предотвратить правильными действиями медиков.

ИСТОРИЯ НЕ УЧИТ

Кстати, о наказаниях. Ошибки медиков нередко стоили жизни им самим.

Например, в Древнем Египте врачи, одновременно являвшиеся жрецами, должны были неукоснительно придерживаться правил, записанных в магических книгах. Пока это было так, врача не могло коснуться ни одно обвинение, даже если пациент умирал. Однако при малейшем отступлении от “буквы” врача карали смертью.

В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руку, даже если он сделал все возможное, чтобы спасти человека.

В Древней Греции врачевателей уважали и не наказывали ни при каких профессиональных промахах.

В Древней Месопотамии врачи составляли особый социальный слой, а их деятельность регулировалась законом. Так, в своде Хаммурапи определены суровые наказания за неправильное лечение и перечислены вознаграждения в случае, если пациент излечивался. Если пациент умирал - врачу угрожала казнь. Но при медицинском удаче доктор получал плату. “Примерный гонорар” за успешное пользование больного был приблизительно равен двухмесячному заработку среднестатистического шумерского рабочего или ремесленника (Вот они - 200% от средней зарплаты по экономике!)

В России правовая регламентация врачебной деятельности началась после принятия в 1497 году “Судебника”. В конце XVII века вышел первый в России закон (“Боярский приговор”), предусматривавший наказание за врачебные ошибки. Затем Петр І одним из первых указов заменил Аптекарский приказ Медицинской канцелярией во главе с главным врачом-архиатром и приравнял профессиональные медицинские преступления к уголовным. В военно-морском уставе 1721 года записано: “Ежели лекарь своим небрежением к больному поступит, то яко злотворен наказан будет”.

ЖИЗНЬ ЗА МИЛЛИОН

Не все пострадавшие обращаются за помощью. Большинство затеявших тяжбу признаются, что их цель - не получить деньги, а наказать врача, “чтобы другим не вредил”.

Как утверждает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, пациенты ежегодно предъявляют около тысячи исков к медицинским учреждениям. Завершаются судебным решением в среднем около 350 дел, из них две трети - в пользу пациентов.

Наибольшую известную выплату, 15 млн рублей, получила в качестве компенсации морального вреда петербурженка, потерявшая ребенка из-за халатности врачей.

Женщине, несмотря на боли и отсутствие родовой деятельности, отказывались делать кесарево сечение, давили на живот, пытались вытащить ребенка вакуумным аппаратом. У роженицы началось сильное кровотечение, произошел разрыв матки. Только после этого ее отправили в операционную на кесарево, но малыша достали уже чуть живого, с едва бьющимся сердцем. Диагноз - судорожный синдром, органическое поражение головного мозга. У ребенка не было глотательного рефлекса, слуха и зрения, он не мог двигаться. Сама мать перенесла несколько операций, так как при зашивании разрывов матки врачи случайно пришили мочеточник. Женщине советовали отказаться от сына, прогнозы на здоровье которого были неутешительны. Но она самоотверженно пыталась спасти ребенка. Мальчик, который готов был родиться здоровым, изувеченный в эти несколько жутких часов “родовспоможения”, через два года умер.

Маме двухлетней девочки из Сургута, погибшей по вине педиатра, заплатили 3 млн рублей. 1 млн заплатили в Саратове мужчине за жизнь жены, погибшей при родах; 3,5 млн - в Воронеже за заражение ВИЧ при переливании крови; 2,5 млн - в Новосибирске за потерянную ногу; 30 тыс. рублей - в Коломне за утраченный слух…

Еще история, наделавшая шуму в СМИ: в Петербурге через 12 суток после кесарева сечения женщину с сильнейшими болями увезли в больницу, сделали УЗИ, увидели инородное тело в животе, а на операции достали оттуда… большую хирургическую пеленку. Врачи прокомментировали ситуацию так: “В медицинской практике такое, к сожалению, бывает, а инородное тело не было обнаружено раньше, потому что клиническая картина у пациентки не соответствовала той ситуации, которая у нее была”.

Или вот: в ходе операции в брюшной полости врачи пришили к тонкой кишке пациента салфетку 60 на 40 см. Ошибка стоила больному жизни, а хирургу и медсестре дали по пять лет тюрьмы.

Увы, эти истории, одна страшнее другой, не заканчиваются, и никакие миллионы не окупают утраченной жизни.

ГОЛОС НАРОДА

Вот что говорят люди, врачи и пациенты, обсуждая врачебные ошибки на страницах интернет-изданий.

Вася: “Это тихий ужас! Врачам пофиг на чужую смерть, на ошибки, они не подсудные”.

Иван: “В медицинской практике, к сожалению, такое бывает... Забыли простыню? И ответ: к сожалению, такое бывает (в смысле, наши медики забывают простыни, инструменты)! Это говорит о том, что медицина коррумпирована или отвечающий просто безграмотный. В медицине нужно уметь признавать, что встречается непрофессионализм, рассеянность, невнимательность, а не “такое бывает”. Это, к сожалению, ненадлежащее врачевание, а не “бывает”. Сотрудникам повезло, что пациентка осталась еще жива”.

Барсыч: “Зацепило “коррумпированный или безграмотный”. А может быть, предельно усталый, что в принципе не оправдывает допущенную халатность. Хирург ОБЯЗАН провести ревизию брюшной полости, а сестра доложить об инструментах и операционном материале, ведь в конце операции записывается фраза: “счет инструмента и материала верен”. Но иногда операции заканчиваются на “автомате” - сам после ввозных суток и 6 ночных непроходимостей залетел в кардиореанимацию… Вот так делаются ошибки! За 38 лет работы хирургом раза 4 извлекал полотенца, несколько раз большие салфетки”.

Снежанна: “На вопросы люди имеют право, ибо медики занимаются их здоровьем. Люди доверяют свое здоровье медикам, а не сварщикам. Сейчас уже пациенты подходят и говорят: а правда, что в вашей медицине врачи без показаний кесарят женщин? (Кесарево сечение - это же деньги.) Ошибки бывают разные, и не надо их путать с грубыми ошибками”.

РФ: “Здоровье - это самое драгоценное в жизни человека. Работа медиков связана со здоровьем, не навреди - основной постулат в медицине. Не знаешь - спроси у более опытного, призови на помощь более опытного, если что-то не знаешь или не получается. Безнаказанность этого ужаса приводит к преступлениям и дальше, вот и расплодилась сейчас в медицине куча нерадивых медиков (хотя власти улучшают условия работы: есть новая техника, на рабочих столах появились компьютеры с интернетом и др.), которые приплясывают и посмеиваются, что им это все сходит с рук. А вот один раз бы за грубый дефект наказали хорошенько, тогда другим неповадно было бы”.

ЗА БУГРОМ

Правовая система стран развитого капитализма предусматривает немало возможностей для предъявления претензий. И расплачиваться за доказанную вину врачам приходится в полной мере.

Пациенты в США ежегодно выигрывают около 140 тыс. дел по тяжелым врачебным ошибкам. При этом размер компенсации таков, что один пациентский иск может полностью разорить клинику.

В США врачи должны покупать страховку для защиты от судебных исков за недобросовестное лечение (грубые ошибки врачей, их невнимательность или небрежность), цена которой постоянно повышается. Для хирургов, работающих в зоне повышенного риска, она достигает сотен тысяч долларов.

Однажды жертве врачебной ошибки (хирург перепутал полушария головного мозга и начал вмешательство с другой стороны) суд округа Рамси в Миннесоте в 2004 году присудил компенсацию в 850 тыс. долларов. Суд присяжных Нью-Йорка присудил 94,5 млн долларов женщине, которая преждевременно родила ребенка с параличом мозга из-за несвоевременного введения кортикостероидов. Другой женщине выплатили 31 млн долларов из-за несвоевременного определения у нее рака груди. 20 млн долларов получил человек, которому был поставлен неправильный диагноз по поводу аневризмы аорты, что привело к ампутации обеих ног. Верховный суд Англии присудил 3,4 млн фунтов стерлингов мальчику, который пострадал из-за неправильного родовспоможения его матери.

В Западной Европе и Америке врачи живут под постоянной угрозой крупных судебных исков и лишения лицензий на врачебную деятельность, при растущих страховых тарифах.

ПЕПЕЛ БЕЗ АЛМАЗОВ

В России лицензию получает медицинское учреждение, а не врач. В этом сотрудники Лиги защитников пациентов видят одну из главных проблем. “Мы тратим очень много эмоций и сил на то, чтобы защитить права пациентов, обратившихся к нам за помощью. При этом полученные результаты не всегда окупают эти усилия, да и конкретно с виновников - врачей нет никакого спроса, потому что компенсацию в случае выигрыша выплачивает лечебно-профилактическое учреждение. Если бы врача за халатность лишали лицензии, как это происходит за рубежом, - наверное, и подход к своим обязанностям у него был бы более ответственным”, - прокомментировала ситуацию газете “Солидарность” юрист Лиги защитников пациентов Юлия Мишукова.

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны? Вряд ли кто-то станет утверждать, что врачи вредят своим пациентам исключительно из вредности. Может, нужно не только ужесточать условия для медиков, пугать их новыми штрафами и наказаниями, но и подумать над изменениями, которые сделали бы условия труда врачей более комфортными, естественно способствующими повышению качества работы и ответственности за нее?

По мнению заместителя председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаила Андрочникова, проблема не в злонамеренности врачей и не в их профессиональной “недокомпетенции”. Качество самих медицинских услуг у нас вполне достойное. Технологический уровень шагнул вперед, образовательные программы соответствуют современным требованиям, производство лекарств налажено, методы лечения тоже прогрессируют, специалисты в профессиональном плане не уступают западным коллегам. Однако в размере оплаты труда наши врачи значительно отстают от них, перегоняя в интенсивности и напряженности работы. То есть работают значительно больше, а зарабатывают значительно меньше.

“Когда президент задал планку - довести к 2018 году среднюю зарплату врачей до 200% к средней по экономике, а среднего персонала - до 100%, это было единственно правильное решение, которое в этой ситуации может быть, - говорит Михаил Михайлович. - Но выполняется поручение президента таким образом, что медицинским работникам приходится трудиться на полторы-две ставки, чтобы получать эту среднюю зарплату. Более-менее нормальная зарплата достигается ценой неимоверных усилий. Люди на работе просто выгорают. Это необратимый процесс и неизбежный, но он теперь и идет в полтора-два раза быстрее. И так бывает: профессионал хороший, а с точки зрения человеческой - пепел…”

В результате врачу некогда ни заниматься повышением квалификации, читая профессиональную литературу, ни тем более полноценно отдыхать. Сейчас работает поколение, которое получало образование лет 15 - 20 назад, в 90-х, - поясняет зампред профсоюза. Они все время работали не покладая рук - сначала в то тяжелое время безденежья, теперь - стараясь заработать на жизнь. Фактически они выгорели, выдохлись. Это уставшее поколение, на сухость и равнодушие которого мы в основном и слышим жалобы пациентов.

Профсоюз спорит с Минздравом по поводу спецоценки условий труда, настаивая на том, что надо учитывать фактор профессиональной усталости. Однако усталость, хоть она и налицо, величина, не измеримая в материальных единицах. В этом сложность.

Да, синдром профессионального выгорания неизлечим. Но есть способы оттянуть его наступление и облегчить симптомы: достойная плата за достойный (не изнурительный) труд. Система преференций там, где нужно привлечь хороших специалистов. Сегодня, поясняет представитель профсоюза, не хватает медиков “первого контакта” - терапевтов, врачей скорой помощи. Их труд особенно интенсивен и требует огромного опыта - ведь это они наметанным глазом впервые встречают пациента и определяют его болезнь. Но эти специальности для врачей “непрестижны”, идут сюда неопытные, молодые люди.

А надо наоборот, уверен Михаил Андрочников. Сделать оплату этих врачей ощутимо выше - и опытные хорошие специалисты с удовольствием “закроют” трудные участки на скорой помощи, в сельской местности…

Если врачи будут работать не до темноты в глазах, а со спокойной душой за будущее своей семьи, они смогут повышать свою профессиональную компетенцию, относиться к болезням бдительнее, а к пациентам внимательнее...

 


источник :  www.solidarnost.org

вернуться в раздел новостей