Как показало журналистское расследование, большинство экспертов даже не знают, что в нашей стране есть целый клан людей, которому государство, по сути, не гарантирует обязательного медицинского обслуживания. Люди в погонах, сотрудники силовых министерств и ведомств, которых в совокупности насчитывается не менее 3 млн, не имеют возможности без обмана получить полис ОМС.
К нам в редакцию обратилась майор полиции Александра Проханова, прослужившая в МВД без малого 20 лет. Время преподнесло ей свои “медали” за долгую и безупречную службу: артроз, остеохондроз, язва… «Пришла в свою ведомственную поликлинику, — пишет майор, — а там большую часть моего набора болезней лечить некому. Артролога нет, и ставку-то такую, говорят, сократили. Хирург, к которому я высидела в очереди четыре часа, развел руками и посоветовал обратиться или в ЦИТО или во Всероссийский институт ревматологии. Только там без полиса ОМС лечить не будут».
И действительно, лечить не стали. Поскольку Александре Прохановой, как сотруднице МВД, не положен общегражданский полис обязательного медицинского страхования. “Многие наши сотрудники живут в ближайшем Подмосковье, так они даже с температурой под 40 вынуждены ехать на прием в ведомственную поликлинику в центр Москвы, потому что по месту жительства их отказываются обслуживать! Это что же такое получается? Полицейский, что, не человек? Не гражданин? Почему он лишен права полноценного медицинского обслуживания? Кто это придумал, что нам не положены полисы обязательного медицинского страхования?” — негодует майор Проханова.
Проблема, с которой столкнулась наша читательница, пока еще не приобрела масштабы стихийного бедствия лишь потому, что большинство офицеров, получив заветную пластиковую карточку ОМС много лет назад, когда их распространяли по месту жительства, живет в радостном неведении о том, что пользуется благами бесплатной общегражданской медицины на совершенно противозаконном основании. Дело в том, что несколько лет назад сотрудникам органов внутренних дел перестали выдавать полисы обязательного медицинского страхования. Связано это было с тем, что на основании п.2 ст. 245 Налогового кодекса РФ (от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ) Министерство внутренних дел освобождено от уплаты единого социального налога. А именно из него фонды ОМС должны были получать взносы, за счет которых и финансируются муниципальные поликлиники и больницы.
Так как подавляющее большинство тогда еще милиционеров, кто по незнанию, кто вполне осознанно не поспешили сдавать полисы в страховые компании, то и проблема с повальным неоказанием медицинской помощи блюстителям порядка пока еще не стоит. С ней сталкиваются пациенты в погонах, по тем или иным причинам лишившиеся заветной карточки. Например, вследствие переезда в другой регион старый полис становится недействительным, а страховая компания по новому месту жительства в категорической форме отказывает в выдаче нового. Или в случае, если молодой человек только поступил на службу в органы внутренних дел, а срок действия старого страхового полиса истек.
Не так давно мне довелось беседовать с руководителем медуправления МВД одного небольшого субъекта Федерации, и он сетовал на то, что в их поликлинике нет не то, что артролога, но и врачей менее узких специализаций. Например, гинеколога, невропатолога. А все потому, что учреждение сравнительно небольшое, пациентов прикреплено много меньше, чем предусмотрено соответствующим приказом Минздрава для того, чтобы открыть соответствующую ставку.
Но хоть пациентов и мало, но они есть, и, представьте себе, иногда болеют! И куда идти полицейским с острым приступом радикулита? В частные клиники или к бабкам, лечащим заговорами?
А сколько сотрудников ОВД проживают в десятках километрах от ведомственной поликлиники. Скажем, в Республике Саха-Якутия или Красноярском крае расстояния между населенными пунктами измеряются сотнями километров! Полицейским что, с воспалением легких садиться на оленей и ехать в краевой центр к ведомственному врачу?
В этом смысле очень показательна история с сотрудниками, которые несут службу на Байконуре. В отсутствии ведомственного медицинского учреждения они оказались лишенными вообще хоть какой-то врачебной помощи. И любые недуги, начиная от насморка и кончая тяжелыми заболеваниями, им приходилось лечить самостоятельно, поскольку в Россию всякий раз не наездишься. В результате многочисленных жалоб в Москву, Министерством внутренних дел было принято решение об открытии на Байконуре фельдшерского пункта. Теперь там работает медсестра. В случае чего может измерить температуру, сделать укол, поставить клизму.
Когда сотрудников органов внутренних дел ущемили в правах, отказав им в выдаче страховых медицинских полисов, были разработаны правила оказания врачебной помощи пациентам в погонах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911. В них сказано, что при отсутствии по месту службы, жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинского учреждения системы МВД России, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с последующим возмещением понесенных расходов Министерством внутренних дел.
Что называется, гладко было на бумаге. Только вот нелюбезной тетке в регистратуре плевать с высокой колокольни на это постановление. Ей его и читать-то некогда – вон сколько больных, только успевай талоны выписывать! А если кому-то не нравится – она вообще уволиться может, и попробуйте найти ей замену на такую зарплату.
Можно, конечно, пойти поскандалить к заведующей учреждением. И тут два варианта: либо она от греха подальше велит подчиненным принять юридически подкованного пациента, либо все равно откажет вам, сославшись на то, что МВД по счетам не платит! И это вполне может оказаться правдой, если орган внутренних дел субъекта вопреки рекомендациям все того же Постановления № 911 не заключил с данной клиникой договор об оказании медицинской помощи с последующей оплатой услуг.
С одной стороны, это постановление вроде как развязало руки руководителям органов внутренних дел регионов: заключай договоры с муниципальными поликлиниками, больницами, и пусть там сотрудники обслуживаются. Беда в том, что все равно кто-нибудь останется ущемленным. Не будет же ведомство подписывать документы с каждым лечебным учреждением. А кто знает, кому какая помощь может понадобиться? В том числе и самая узкопрофильная. Как-никак тех же редких заболеваний по оценкам Минздравсоцразвития России уже насчитывается несколько тысяч.
Проблема, с которой день ото дня сталкиваются все больше сотрудников, в ближайшем будущем может приобрести масштабы эпидемии.
1. То, что много лет существовало де факто, теперь закреплено де юре. Вступивший в силу 1 января 2011 г. Закон об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (N 326-ФЗ) исключил сотрудников органов внутренних дел из списка лиц, которым положены заветные пластиковые карточки – п. “ж”, ст.10.
2. По прогнозу председателя ФОМС Андрея Юрина, в следующем году вместо 95 страховых медицинских организаций останется примерно 80. А значит полисы сотрудников полиции, застрахованных в ликвидируемых компаниях, станут недействительными, и им придется обращаться в другие, где их ждет законный отказ.
3. И, наконец, сегодня далеко не все виды врачебной помощи оплачиваются из денег фондов обязательного медицинского страхования. Например, если у гражданина или гражданки России нет полиса ОМС, им все равно окажут скорую, высокотехнологичную, психиатрическую помощь и помощь при родах. Учитывая, что Закон предусматривает постепенное, до 2013 г., включение в систему ОМС всех перечисленных направлений медицины, в недалеком будущем отсутствие полиса будет означать для полицейских вопиющее ущемление в правах на медпомощь. Рожать, равно как и сходить с ума можно будет только в непосредственной близи от ведомственной поликлиники, либо той, с которой у МВД заключен договор. Любой вызов “скорой” может встать полицейскому в копеечку.
Совершенно непонятно, как сотрудники МВД в ближайшем времени будут получать медицинскую помощь, если она понадобится во время загородной поездки или отпуска. С жаром, приступом аппендицита или еще какой бедой бежать на рейсовый автобус или в аэропорт, чтобы купить билет до родной поликлиники?!
Любопытно, как такой подход согласуется не то, что с клятвой Гиппократа, а хотя бы с нашим же законодательством!
“Никак, — уверен Президент “Лиги пациентов» Александр Саверский. — В Конституции зафиксировано право каждого гражданина нашей страны на получение бесплатной медпомощи, и именно наличие гражданства дает такое право. В Законе об ОМС речь идет о “застрахованных лицах”, а не о гражданах. То есть подразумевается, что источником права на медицинскую помощь является страховой полис. Что касается отказа в выдаче этих пластиковых карточек полицейским, то могу предположить, что это еще одна из многочисленных схем по выдавливанию пациентов из бесплатной в платную медицину. Ведь что вынужден делать в этой ситуации человек? Жить-то хочется. Вот и будет деньги платить”.
Сложившуюся ситуацию я попросила прокомментировать и одного из авторов нового законодательства в сфере здравоохранения, первого заместителя руководителя фракции “Единая Россия”, члена Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Татьяну Яковлеву.
По ее словам, законодатели не против выдачи сотрудникам полиции полисов ОМС при условии, что МВД передаст в Минздравсоцразвития ведомственную медицину: “Однако в министерстве внутренних дел почему-то отказываются это делать, ссылаясь на какую-то секретность. На ведомственную медицину тратятся большие деньги из федерального бюджета, поэтому нецелесообразно еще и полисы сотрудникам МВД выдавать. Кроме того, как обычная поликлиника будет лечить больного, если его амбулаторная карта хранится в ведомственной? А ведь в этом документе история болезни пациента, все противопоказания. Эта медицина Минздравсоцразвития не подчиняется, не контролируется, участковый врач даже не будет знать, на какое лекарство у человека аллергия. Как он может нести ответственность за лечение такого больного? Впрочем, эти пациенты все равно могут обращаться в учреждения Минздравсоцразвития, без предъявления полиса. И отказа им в приеме не бывает. А если все же отказывают — это человеческий фактор”.
Может и так. Только для конкретных людей это скорее фактор бесчеловечности по отношению к их проблеме. К тому же узаконенный.
Что касается вопроса об упразднении ведомственной медицины, то он поднимается не впервые. Не очень понятно, правда, такое внимание именно к медикам в погонах при наличии в нашей стране не одного десятка аналогичных систем в различных министерствах, ведомствах. Есть своя медицина и у столичной мэрии, и у той же Государственной Думы. Думаю, средства из федерального бюджета на нее тратятся не меньшие, чем на полицейскую.
Хотя именно военная медицина, имеющая нескольковековую историю, доказала необходимость своего существования. Даже в наше казалось бы мирное время то и дело звучат выстрелы, гремят взрывы. И много ли найдется гражданских специалистов, готовых по приказу в любое время дня и ночи вылететь в горячий регион, оперировать в полевых условиях, а порой и с угрозой для собственной жизни. Чуть ли не у каждого хирурга в погонах есть в памяти история, когда приходилось либо удалять неразорвавшуюся гранату, либо работать скальпелем под обстрелом. Я уж не говорю о колоссальном опыте военно-полевой хирургии, накопленном в МВД! Растерять его ой как легко, но, боюсь, он еще не раз нам понадобится.
Вызывает сомнение и другой аргумент Татьяны Яковлевой — относительно хранения амбулаторной карты больного в ведомственной поликлинике. Почти все пациенты заводили еще одну — по месту жительства, куда, в том числе, подкалывали и копии выписок из госпиталей и результатов обследований, сделанных в ведомственных учреждений. Никакой беды в том не было. Разве что бумага зря расходовалась. К тому же законодатель, по-видимому, забыла, что принятым, в том числе, и по ее инициативе законе об основах здравоохранения подразумевается внедрение до 2014 г. на территории Российской Федерации единой электронной амбулаторной карты. Так что любой врач сможет увидеть всю историю болезни пациента, в том числе и то, на какие лекарства у него аллергия…
Как бы там ни было, а заложниками битвы за ведомственную медицину становятся люди в погонах. Если недавно некоторые страховщики в субъектах федерации по незнанию еще выдавали им полисы, то теперь они получили жесткое указание на этот счет. Ведь каждый полис – это деньги, и терять их компании не намерены.
Впрочем, пока еще у полицейских есть возможность получить полис, увы, противозаконная. Поскольку для его оформления необходимо предъявить только паспорт и карточку пенсионного страхования (СНИЛС), то остается лишь одно – не признаваться в своей принадлежности к органам внутренних дел. Сказаться безработным. Эта категория граждан у нас больше защищена государством, нежели те, кто стоит на его страже.
источник : ami-tass.ru