Медпомощь ребенку, задыхавшемуся от отека Квинке в аэропорту «Шереметьево», пришла спустя 50 минут после начала приступа. Отец мальчика нашел номер телефона медпункта, написав SOS в твиттер «Аэрофлота», и сам вызвал врача в стерильную зону терминала D. «Скорая помощь» приехала после его звонка в МЧС. Сотрудники аэропорта все это время не предпринимали никаких действий, говорят родители ребенка.
Отек Квинке – это стремительная, опасная для жизни аллергическая реакция, предупредить развитие которой невозможно. В любом случае требуется введение сильнодействующих препаратов. Больной с отеком гортани нуждается в срочной реанимации.
«Вы не там сидите»
Инцидент произошел около 7 утра 16 июня. Москвич Александр Карпов провожал жену с двенадцатилетним сыном Даниилом, улетавших из терминала D аэропорта «Шереметьево». При выходе из дома ребенок, периодически страдающий от сезонной аллергии, был здоров. Но, оказавшись в аэропорту, почувствовал неприятные симптомы – заложило нос, покраснели глаза. В это время пассажиры проходили пограничный контроль. Мать Даниила дала ему таблетку антигистаминного препарата, и они прошли в стерильную зону. Александр направился на автостоянку.
«Когда я уже уехал из аэропорта, жена позвонила мне и сказала, что у сына нарастает отек, – рассказал Александр. – Раньше мы с этим не сталкивались, и она, конечно, очень испугалась. При этом никто из находившихся рядом сотрудников аэропорта даже не попытался ей чем-то помочь. На стойке информации жене сказали, что медпункт расположен возле 35 выхода в терминале Е, и показали, как туда пройти, не выходя из стерильной зоны». Спустя 10 минут Даниил с мамой добрались до этого выхода, но медпункта там не обнаружили. Мальчику было уже совсем плохо, идти дальше он не мог. И опять никто из находившихся рядом сотрудников аэропорта не предпринял никаких действий. Хотя на их глазах реально умирал ребенок.
«Я позвонил в МЧС по номеру «112» и оставил информацию, – продолжает рассказ Александр. – Через пару минут мне перезвонили со «Скорой», сказали, что выезжают. А я тем временем написал в твиттер «Аэрофлота», что в стерильной зоне терминала D умирает ребенок. В ответ попросили уточнить его место нахождения и дали телефон медпункта. Когда я дозвонился до медпункта, мне сказали, что «вы не там сидите»: как оказалось, медпункт из 35 выхода убрали еще 2 года назад. Врач, которой я объяснил ситуацию, еще через 25 минут добралась до этого выхода с кислородом и нужными уколами. Первая помощь была оказана ребенку на месте, спустя 50 минут после начала приступа. Потом его отвезли на вызванной мною «Скорой» в больницу, где поставили диагноз "отек Квинке"».
Сейчас, когда сын в безопасности, и Александр может говорить об этом спокойно, его больше всего поражает тот факт, что никто из сотрудников аэропорта не захотел, да и не знал, как реагировать на подобные ситуации. Как не знали даже о том, где находится медпункт, в котором, кстати, есть все необходимое для оказания экстренной помощи. То есть, в аэропорту не оказалось элементарного плана действий: усадить человека, которому стало плохо, и вызвать врача. Объявить, наконец, по громкой связи, что нужна помощь – когда вокруг столько людей, среди них могли бы найтись и медики.
«Эта история просто шокирует»
По мнению экспертов, многих из произошедших в последнее время трагедий на транспорте можно было бы избежать, если бы у сотрудников был четкий алгоритм действий в подобных случаях и ответственность за его исполнение.
«Эта история просто шокирует, – говорит президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. – В аэропорту есть нормально оснащенный медпункт, есть грамотный врач, и он не идет к больному потому, что никто из сотрудников его просто не вызывает. Зачем тогда вообще тратить деньги на этого врача и оснащение медпункта».
По словам эксперта, аэропорт – достаточно агрессивная среда для хронических больных. Для аллергиков опасны, в частности, парфюмерные магазины, использующиеся для уборки моющиеся средства. У гипертоника может подскочить давление от жары и волнения. «Поэтому, как минимум, везде на территории аэропорта (или вокзала) должен быть указан номер телефона медпункта и обозначены пути к нему, – считает эксперт. – А любой сотрудник, независимо от его основных обязанностей, должен знать, как связаться с медслужбой. Проходят же они инструктаж, как следует действовать в случае террористической угрозы».
По словам президента Лиги пациентов Александра Саверского, ребенок оказался в опасности в публичном месте, которое в то же время обслуживается частной компанией. И эта компания не обязана оказывать медицинскую помощь, но должна отвечать за ее доступность. «Проблема в том, что на территории аэропорта одновременно действуют несколько служб – ФСБ, таможня, диспетчерская и так далее, – считает Саверский. – И, соответственно, все они регулируются какими-то своими правилами – от ведомственных до международных. При приеме на работу каждый проходит инструктаж и подписывает какую-то должностную инструкцию. И задача аэропорта свести все это к единым регламентам для всех служб в тех ситуациях, когда они должны вести себя одинаково. Но в данном случае эта координирующая роль аэропорта выполнена не была».
А совет здесь может быть один, говорит эксперт: «Пока суть да дело, вызывайте сами «Скорую». Пока службы раскачаются, она уже будет двигаться по направлению к вам. От Химок до Шереметьево это дело 10-15 минут».
Позиция аэропорта
«МедНовости» обратились за комментарием в аэропорт «Шереметьево» и получили следующий ответ:
1. 16.06.2016 г. в 7.30 в здравпункт терминала E поступил вызов от сотрудника стойки информации, к которому обратилась мать ребенка с сильной аллергической реакцией. В 7.35 сотрудники здравпункта прибыли на вызов в "стерильную" зону терминала E и провели медикаментозную терапию. Самочувствие ребенка Даниила Карпова улучшилось. После оказания неотложной медицинской помощи сотрудники здравпункта установили договоренность с пограничной службой аэропорта о скорейшей доставке ребенка в здравпункт терминала E.
Мать Даниила Карпова письменно отказалась от госпитализации в здравпункте терминала E. Наталья Карпова подтвердила распиской, что не имеет претензий к работникам здравпункта терминала E и к аэропорту в целом. Далее мать вместе с ребенком направились в терминал D для получения багажа, выхода в общедоступную зону, где их ожидала скорая помощь, вызванная отцом. В случае если бы мать ребенка не отказалась от госпитализации в терминале E и позволила сотрудникам здравпункта вызвать скорую помощь, скорая помощь прибыла бы к терминалу E.
2. Аэропорт Шереметьево призывает пассажиров, оказавшихся в ситуации, требующей безотлагательной медицинской помощи, обращаться к любому из сотрудников аэропорта с целью вызова дежурного врача здравпункта терминала. В Шереметьево здравпункты есть в каждом пассажирском терминале – C, D, E и F . В Шереметьево круглосуточно функционируют стойки информации, задача которых состоит в оказании консультационной помощи пассажирам и гостям аэропорта. Также пассажир может самостоятельно обратиться в любой из здравпунктов аэропорта, информация о расположении которых обозначена в навигационных указателях, на информационных тачскринах, сайте и в мобильном приложении. Кроме того, для связи с единым диспетчерским пунктом тачскрины на входах в аэровокзал оборудованы телефонными трубками, адаптированными, в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.
«Не сработала логистика»
История с Даниилом Карповым, к счастью, закончилась благополучно. Но за последние два года в российских аэропортах умерло несколько пассажиров, не дождавшихся медицинской помощи. Каждый такой случай вызывал общественный резонанс и сопровождался громкими заявлениями властей. Так, в августе 2014 года в «Шереметьево» от сердечного приступа умер 24-летний челябинец Артем Чечиков, возвращавшийся вместе с супругой из Барселоны. Ему стало плохо во время полета, самолет экстренно приземлился в Москве, однако скорая помощь прибыла лишь через 40 минут – сотрудники аэропорта вызвали ее слишком поздно и допустили при этом ряд ошибок.
Тогда вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что «не сработала логистика», и во избежание подобных случаев повсеместно будут проводиться учения по оказанию срочной медпомощи пассажирам самолетов и поездов. «Их будут регулярно проводить по всей стране, чтобы персонал умел вести себя в экстренных ситуациях», - заверила Голодец. Кроме того, вице-премьер сообщила тогда, что уже разработан новый порядок взаимодействия транспортных и медицинских служб: сотрудник, который запрашивает помощь, должен объяснить, что случилось (на борту начались роды, у человека подозрение на сердечный приступ и нужна бригада реанимации и тому подобное). И у трапа или на перроне больного должна ждать специализированная бригада медиков.
Тогда же власти московского региона заявили о том, что в крупных российских аэропортах появятся собственные службы скорой помощи, так как работающих там медпунктов недостаточно, и нужно «расширять возможности, прежде всего, реанимационной помощи». «Мы с этим определились, и решение об этом скоро будет принято на самом высоком уровне», - пообещала министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова. Однако дальше слов дело не пошло.
Ирина Резник
читайте также : Минздрав разберется в причинах смерти пассажира в «Шереметьево»
источник : medportal.ru